О китайских подходах к налаживанию отношений с арабскими странами Ближнего Востока

Внешнеполитическая стратегия КНР в отношении арабских стран не получила должной проработки и юридического закрепления на государственном уровне. Именно с ее отсутствием многие аналитики связывают и то, что произошло с китайскими компаниями в Ливии и резкое ужесточение курса проводимого Пекином в отношении волнений на Арабском Востоке и иностранного  вмешательства в данный регион.

Арабский Восток вместе с Центральной и Южной Азией составляют так называемый геополитический «сердечный пояс», влияющий на энергетическую безопасность Китая. От энергетических поставок проистекает необходимость в укреплении партнерских отношений с ключевыми арабскими странами – нефтеэкспортерами. В 2000 г. китайская экономика зависела от импорта нефти на 31 %, а к 2025 г. эта зависимость увеличится до 73 %.

Около 56% сырой нефти Китай получает посредством импорта с Арабского Востока. С такими арабскими государствами, как Оман, Йемен, ОАЭ и КСА сложились в прошлом устойчивые отношения в энергетической сфере. Китай стал основным потребителем саудовской нефти. Другие арабские страны (Ливия, Судан, Ирак и Кувейт) рассматривались в Пекине потенциально перспективными площадками для вложения китайских инвестиций в разведку энергоресурсов и строительство нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей.

В начале ХХI в. Пекин начал реализовывать долгосрочный план экономического развития. Для реализации этого проекта предусматривается израсходовать 2 трлн долл. Многие эксперты утверждают, что в ближайшие 15-20 лет Китай будет способен бросить вызов США. Но для достижения экономического лидерства этой державе надлежит избавиться от одного слабого звена: Китай не обладает достаточными залежами нефти и других энергоносителей и поэтому зависит от их импорта.

При этом более 85% нефти и нефтепродуктов доставляется в КНР из Персидского залива и Африки по Индийскому океану через подверженный пиратским нападениям узкий Малаккский пролив. В случае серьезного обострения ситуации американский флот может заблокировать и сам пролив, и важнейшие морские пути. Сейчас КНР строит крупные порты в Мьянме, Бангладеш, Шри-Ланке, Пакистане, Мальдивах, Танзании. Этот план нацелен на получение непосредственного выхода в Индийский океан через Бенгальский пролив, минуя Малаккский пролив.

В этих условиях Китай, придерживаясь курса диверсификации поставщиков, начал уделять особое внимание вложениям по разведке и разработке новых месторождений и строительству инфраструктуры, а соответственно увеличению их производительных мощностей. Учитывая возникшую китайскую угрозу «жизненным интересам» США, Вашингтон с некоторым запаздыванием вынужден был создать Командование объединенных сил США в Африке (АФРИКОМ) со штаб-квартирой в Штутгарте (Германия).

Учитывая противоречивость позиций ключевых государств региона (КСА – Иран, Турция – Сирия, Израиль – Иран), Китай стоит на сложном пути лавирования между ними и стремится развивать ровные отношения со всеми. И здесь, ему помогает весьма спокойное отношение к самым разным режимам  и формам правления в арабских странах. Очевидно, что концепция «золотой середины», составляющая идеологический стержень ряда китайских учений нашла свое воплощение и в стиле китайской дипломатии и внешней политики.

Другим направлением внешнеполитической стратегии Китая на Арабском Востоке является поддержание диалога с исламским сообществом в формате: КНР – ЛАГ, КНР – Организация исламского сотрудничества (ОИС), КНР – ССАГПЗ, Форум китайско-арабского сотрудничества и т. п. Диалог в формате КНР-ОИС ведется не только посредством частых переговоров государственных деятелей. С начала 1980-х гг. налажен студенческий обмен между Китаем и арабскими странами. Китайским мусульманам предоставлено так называемое «правильное» исламское образование, свободное от экстремистских «примесей».

Граждане арабских стран знакомятся с китайской культурой. Пекин организовал в ряде арабских государств работу Института Конфуция, провел фестивали в рамках года китайской культуры. Кроме того, Китай намерен направить на обучение в арабские страны 5000 человек. Все это должно, по мнению руководства КНР, способствовать формированию у арабов образа дружественной страны и «ответственной державы», нацеленной на построение взаимовыгодных отношений.

В основу отношений с арабскими государствами КНР положены следующие принципы: «невмешательства во внутренние дела», «неприменения силы», поддержание тесных контактов и координация действий с ведущими государствами и региональными организациями в решении международных проблем.

Являясь постоянным членом СБ ООН, Китай намерен играть конструктивную роль в достижении мира, стабильности, а также развитии региона Арабского Востока. Этому служит создаваемый Китаем механизм двусторонних и многосторонних связей с достаточно большим количеством стран региона. В связи с этим следует упомянуть о создании механизма сотрудничества в области обороны Китая с Египтом, Турцией и ОАЭ.

Американские исследователи указывают на ряд недостатков в реализации внешнеполитического курса Пекина в отношении Арабского Востока: определенная «пассивность», выраженная в меньшем количестве визитов китайских дипломатов в страны региона по сравнению с их западными коллегами; недостаточный контакт с оппозицией.

В настоящее время, отношения КНР со странами Ближнего Востока характеризуются нацеленностью Пекина на последовательное укрепление своих позиций в регионе, в том числе за счет более активного участия в процессах урегулирования существующих конфликтов. Основные усилия Китай прилагает к углублению взаимодействия с государствами, обладающими запасами углеводородного и минерального сырья. Значительная доля импортируемой Китаем сырой нефти из стран ближневосточного региона (около 50% всех зарубежных поставок) является основной причиной стремления КНР к расширению своего участия в решении ближневосточных проблем.

В Китае считают, что деструктивные процессы, происходящие в ближневосточных странах, управляются Вашингтоном и преследуют цели сохранения в долгосрочной перспективе американского геополитического доминирования, установления контроля над сырьевыми ресурсами и вытеснения из региона конкурентов США.

В складывающихся условиях Китай занимает активную позицию в ходе обсуждения проблем вокруг Сирии, Ирака и палестино-израильского урегулирования в СБ ООН, ШОС, БРИКС, МАГАТЭ, других международных организациях, а также на двусторонних встречах с заинтересованными участниками переговорного процесса. Важный элемент китайской политики на Ближнем Востоке – расширение двусторонних военных связей. В данном контексте арабские страны включены в число основных потребителей продукции военно-промышленного комплекса КНР. Наиболее перспективными с этой точки зрения партнерами Китая считаются Египет, Алжир, Кувейт и Саудовская Аравия.

55.71MB | MySQL:116 | 0,592sec