В минувшее воскресенье кабинет министров Израиля одобрил компромиссное решение по перечислению ПНА замороженных налоговых поступлений. Ранее в ноябре прошлого года Иерусалим объявил об удержании 30% от общей суммы собранных налогов, предназначенной для Газы, в то время как Палестинская национальная администрация отказалась принять перевод со столь значительным вычетом. По итогам последнего по времени заседания большинство членов израильского правительства согласились на ежемесячную отправку денег Норвегии, где они должны размещаться на трастовом счете, последующая выдача средств с которого Рамалле или любому иному получателю возможна только при наличии соответствующей резолюции главы финансового ведомства Израиля. Осло также не будет иметь права временного управления данной суммой, предоставляя, наряду с Вашингтоном гарантии того, что деньги не попадут в сектор Газа до тех пор, пока его контролирует ХАМАС.
Считается, что решающую роль в продвижении упомянутого предложения сыграла американская администрация, настаивающая, что без соответствующего материального обеспечения ПНА окончательно лишиться контроля, что по цепочке спровоцирует радикализацию населения и дальнейшую дестабилизацию Иудеи и Самарии. При этом сразу несколько израильских изданий сообщили, что разговор, затрагивающий данную тему, состоялся у Б.Нетаньяху в январе сначала с госсекретарем США Э.Блинкеном, а затем с президентом Дж.Байденом. Кроме того, накануне 18 января, когда было запланировано первичное телефонное голосование членов израильского кабинета министров в полном составе по вопросу перевода палестинских денег третьей стране, источники в правительстве вновь указали журналистам, что происходит это под воздействием Белого дома. Наконец, на решающую роль Соединенных Штатов в продвижении предложенной схемы косвенно указывает то, что на заседании правительства представил ее министр по стратегическим вопросам Р.Дермер, включенный в кабмин именно для курирования контактов с главным союзником.
Выбор Норвегии в качестве третьей стороны может быть мотивирован ее историческим участием в мирном урегулировании, а также характером финансовой помощи палестинцам, предоставленной в последние годы. Как известно, наиболее ярко страна отметилась своей вовлеченностью в процесс Осло. В последние несколько лет, не без участия США, сокративших объемы финансирования при Д.Трампе, Норвегия превратилась в четвертое по значимости государство-донор, уступающее лишь Катару, Германии и Японии. Так, в период с 2013 по 2022 гг. североевропейская страна выделила на нужды палестинцев 6,4 млрд норвежских крон (522 млн евро). Из них не менее 60% перечислялись по линии Международного банка реконструкции и развития и иных учреждений Группы Всемирного банка, Программы развития ООН, БАПОР, ВОЗ и ЮНИСЕФ. Чуть более 20% средств расходовались через проекты норвежских неправительственных организаций, среди которых Норвежский совет по делам беженцев, местное отделение Красного Креста, Норвежская организация по оказанию помощи Палестине, а также медицинские и поддерживающие детей НПО. Наконец, лишь порядка 11% средств поступало напрямую палестинским государственным учреждениям. Не исключено, что именно содействие ПНА, в котором превалирует опора на международные механизмы помощи, стала одним из факторов выбора Норвегии в качестве промежуточного звена при перечислении денег, собранных Израилем в качестве налогов, в адрес ПНА в Рамалле.
Говоря об уже упоминавшемся выше заседании правительства, следует отметить, что большинство возражений, прозвучавших на нем из уст израильских министров, касались прежде всего самой инициативы, а также целесообразности привлечения третьей стороны как таковой. Кандидатуру Норвегии фактически попытался оспорить лишь один член правительства – министр юстиции Я.Левин, хотя сделал он это не настолько явно, чтобы его услышали. Такой факт весьма интересен, поскольку, хотя в Осло и поддержали право Израиля на самооборону после террористической атаки ХАМАСа 7 октября 2023 г., уже к концу первого месяца боевых действий в секторе Газа внешнеполитические ведомство североевропейского государства поставило под вопрос соблюдение ЦАХАЛом международного гуманитарного права, намекнув на непропорциональное применение силы и жертвы среди некомбатантов.
В свою очередь, глава внешнеполитического ведомства Норвегии Э.Б.Эйде после поступления новостей о положительном исходе обсуждения темы израильским правительством не подтвердил, но и не опроверг вовлечение своей страны, отметив, что Осло «предпринимает усилия» по созданию такого механизма и «ведет диалог по этому поводу как с израильскими, так и с палестинскими властями, а также с другими игроками». Накануне принятия израильским кабмином решения о привлечении третьей стороны для перечисления денег ПНА Э.Б.Эйде в интервью норвежским СМИ подчеркивал «глубокую обеспокоенность очень серьезным финансовым положением ПНА», в дополнение сообщая, что перевод налоговых средств «позволит ПНА предоставлять населению базовые услуги».
В целом участие Норвегии в плане США способствовать договоренностям Израиля и ПНА по вопросу перевода палестинских налоговых денег, как кажется, имеет опосредованное отношение к двустороннему сотрудничеству Осло и Иерусалима, будучи мотивированным прежде всего собственными национальными интересами каждой из сторон. Так, премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху сам осознает опасность полной дестабилизации Западного берега и не отвергает послаблений в адрес местного населения, однако для продвижения подобных предложений среди правых членов своего правительства ему необходимо, что исходили они не от него лично, а подавались как весомый фактор дальнейшей поддержки США в войне против ХАМАСа. Норвегия, в свою очередь, если верить бывшему главе оборонного ведомства, а ныне эксперту Норвежского института оборонных исследований FFI С.Дисену, ориентируется на то, что нынешний конфликт на Ближнем Востоке, как минимум пока, носит характер прокси-войны, которую от перерастания в полномасштабные региональные боевые действия с участием государственных акторов, прежде всего Ирана, отделяет способность вовремя обезвредить его союзников. Хотя по соображениям экономических интересов Осло в большей степени сконцентрированы на борьбе с йеменскими хоуситами в рамках операции «Страж процветания» в Красном море и Аденском заливе, действия, направленные, так или иначе на сдерживании ХАМАСа, но не противоречащие созданию палестинской государственности также вписываются в норвежскую стратегию в регионе.