На верфи Sefine Shipyard 19 января состоялась церемония передачи командованию ВМС Турции головного фрегата (F-515) «Истанбул», построенного по национальному проекту. Кроме того, как сообщила компания STM, на верфи Sefine Shipyard в тот же день состоялась передача ВМС Турции танкера-заправщика (A-1590) «Дерия», судна снабжения (А-575) «Ариф Экмекчи» и вооруженного надводного необитаемого судна «Марлин». В мероприятии приняли участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр национальной обороны Яшар Гюлер, другие официальные лица.
Как известно, проект фрегата «Истанбул» разработан в рамках программы MILGEM (Milli Gemi – национальный корабль), направленной на развитие возможностей турецкой промышленности в сфере строительства боевых кораблей. Ранее в рамках данного проекта для ВМС Турции были построены 4 корвета класса «Ада».
Командование ВМС Турции выполнило проектирование корабля. Контракт на постройку головного фрегата серии был подписан Управлением оборонной промышленности Турции (SSB) с компанией STM 12 апреля 2019 года. Церемония резки стали для постройки головного фрегата серии, (F-515) «Истамбул», состоялась на предприятии Istanbul Naval Shipyard 19 января 2017 года, спуск на воду прошел 23 января 2021 года. Ходовые испытания начались в 2023 году. Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции 20 декабря 2022 года одобрил строительство 3-х дополнительных фрегатов класса «Истанбул» для ВМС Турции.
В апреле 2023 года SSB заключило с компаниями TAIS, Sedef Shipyard, Anadolu Shipyard и Sefine Shipyard контракты на поставку ВМС Турции 3-х новых фрегатов класса «Истанбул» (класс ISTIF). Корабли «Измир», «Ичель» и «Измит» будут построены одновременно в течение 36 месяцев на предприятиях трех частных судостроительных компаний, Anadolu Shipyard, Sedef Shipyard и Sefine Shipyard. Резка стали для всех трех кораблей началась немедленно после подписания соглашения.
На заседании под председательством президента Р.Т.Эрдогана 3 января 2024 года Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции (SSIK) принял решение продлить проект MILGEM, построив еще 4 фрегата серии. Таким образом, всего по программе будет построено 8 фрегатов.
По имеющимся данным, длина фрегата класса «Истанбул» составляет 113,2 м, ширина – 14,4 м, осадка – 4,05 м, водоизмещение – около 3100 т, экипаж – 125 человек. Корабль будет оснащен комбинированной главной энергетической установкой типа CODAG, включающей два дизельных двигателя MTU 20V 4000 M91L и ГТД LM2500, сможет развивать максимальную скорость 29 узлов. Дальностью хода составит 6570 морских миль на скорости 14 узлов. В состав вооружения войдет одна 76-мм АУ Oto Melara Super Rapid, два 25-мм ДУМВ STOP компании Aselsan, ЗАК GOKDENIZ, 16 противокорабельных ракет ATMACA компании Roketsan, 16 ЗУР HISAR и 2 двухтрубные 324-мм торпедные установки. Корабль оснащен летной площадкой и ангаром для вертолета S-70B «Сихок» и одного беспилотного летательного аппарата.
Как сообщается, на состоявшемся 3 января 2024 года заседании SSIK были утверждены уже начатые работы по проектированию в Турции полноценного авианосца . Кроме того, обсуждались проекты разработок и закупок новых беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных надводных катеров. Другие одобренные на заседании SSIK решения охватывали широкий спектр инициатив для Вооруженных сил (ВС) Турции, таких как новые ракеты, РЛС, средства радиоэлектронной борьбы, средства связи, различное вооружение, боеприпасы и оборудование, системы противовоздушной обороны, а также спутниковые и космические системы.
Относительно проектирования в Турции авианосца можно напомнить, что ходе визита в ноябре 2021 года в Турцию премьер-министра Испании Педро Санчеса сторонами обсуждалась возможность строительства для Турции при испанском содействии авианосца, более крупного, чем построенный для ВМС Турции по проекту и при участии испанского судостроительного объединения Navantia на турецкой судостроительной верфи Sedef Tuzla Tersanesi универсальный десантный корабль (УДК) L 400 Anadolu. Президент Турции Р.Т.Эрдоган тогда заявил, что надеется на расширение сотрудничества в области обороны с испанской стороной и, упомянув сотрудничестве с Испанией по строительству по испанскому проекту УДК Anadolu, cказал: «[этот] первый авианосец не был крупным. Мы договорились о строительстве большого авианосца».
Представляется, что постановка новых надводных кораблей на вооружение ВМС Турции является частью многолетней программы по модернизации данного компонента ВС. Несмотря на внушительный корабельный состав и достаточно высокие затраты на оборону, Турция вовсе не находится в полной безопасности. На юге и юго-востоке от нее разворачивается масштабный конфликт в Сирии и Ираке, на Севере – конфликт на Украине, продолжаются и вялотекущие территориальные разногласия с Грецией на Западе. Важнейшим фактором, ослабляющим турецкую оборону и военно-морские силы, представляется географическое положение – практически вся территория Турции окружена морем, и прикрытие всей протяженности морских границ не представляется возможным. Другими словами, существующие ВМС Турции не в состоянии держать оборону по всему периметру морских границ.
Таким образом, высшее политическое и военное руководство Турции продолжает уделять пристальное внимание развитию надводного флота национальных ВМС. Представляется, что текущие мероприятия по обновлению корабельного состава турецких ВМС происходят в рамках концепции «Синяя Родина» и направлены на всемерное увеличение боевых возможностей турецких ВМС в ближней морской зоне.
Наличие современных и боеспособных ВМС Турции представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от турецкого государства капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части.