Об утверждении турецким Меджлисом членства Швеции в НАТО. Часть 6

23 января с. г. Великое национальное cобрание (Меджлис) Турции проголосовало за членство Швеции в НАТО. А 25 января, след за голосованием турецкого парламента, последовала ратификация документа со стороны уже президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана.

Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=105740.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению материалов, подготовленных к голосованию в турецком Парламенте по шведскому членству в НАТО.

В частности, мы ознакомились с комментариями, вопросами и ответами к голосованию со стороны Министерства иностранных дел и Министерства юстиции Турции от ноября 2023 года.

Как можно заметить, оба министерства положительно оценили турецко-шведский диалог в сфере борьбы с террористическими угрозами Турции, включая РПК и различные ответвления этой террористической организации, а также с сектой Фетхуллаха Гюлена, именуемой в Турции FETO, то есть, «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена».

26 декабря 2023 года состоялось ещё одно заседание Комитета по международным делам турецкого парламента. Вот основные реплики, прозвучавшие со стороны заместителя министра иностранных дел страны Бурака Акчапара.

«Мы работаем над исследованием, основанным на идее, что было бы полезно оценить процесс членства Швеции в НАТО на основе ее собственных параметров.

В борьбе с терроризмом под сильным руководством нашего президента и при поддержке нашей Верховной ассамблеи и всех соответствующих институтов была занята решительная и принципиальная позиция, а также на всех платформах был выражен тот дискомфорт, который (Турция испытывает – И.С.) от продолжающегося сотрудничества США с террористической организацией РПК, ПДС/СНС.

Существуют некоторые методы внутри и за пределами НАТО, которые далеки от удовлетворения наших ожиданий, несовместимы с духом союзничества и дружбы, а ограничения, направленные на препятствование потребностям нашей страны в области оборонной промышленности, стали серьезным источником дискомфорта для всех.

В этом контексте, наша статья о необходимости отмены этих санкций среди союзников была добавлена ​​в Декларацию Вильнюсского саммита как результат дипломатии Турецкой Республики, и стали видны конкретные результаты этого.

В предстоящий период количество стран, вводящих санкции и ограничения на экспорт продукции ВПК, существенно сократилось. Например, Швеция больше не будет вводить санкции и ограничения в отношении нашей страны в этих сферах с учетом шагов, предпринятых в рамках Трехстороннего меморандума. Эта ситуация актуальна и для Финляндии, и некоторые из наших союзников все еще находятся в этом отношении. Есть шаги, которые им необходимо предпринять, и эти вопросы были четко озвучены нашим президентом и нашим министром на встречах с собеседниками и в заявлениях, сделанных для публики.

Нападки на нашу священную книгу под видом «свободы слова» не принимаются, а премьер-министр Швеции дал необходимый ответ на заявления лидера крайне правой партии, поддерживающей коалиционное правительство в Швеции извне. Речь идет о заявлениях, что в стране (Швеции – прим.) не должно быть разрешено строительство новых мечетей, а существующие мечети должны быть снесены.

В сообщениях премьер-министра Швеции в его официальном аккаунте в социальной сети подчеркивается, что свобода религии является конституционным правом в Швеции, что люди могут совершать богослужения в одиночку или вместе с другими, что это одинаково справедливо для всех, включая христиан, мусульман, иудеев и представителей других вероисповеданий, что места отправления культа в Швеции не должны разрушаться, в рамках демократических ценностей и верховенства закона необходимо бороться с насильственным экстремизмом. Те, кто делают антисемитские заявления или провоцируют мусульман, по сути оскорбляют шведский народ. Необходимо единство, а не дальнейшая поляризация, и можно говорить о позитивных шагах и подходах в этом смысле.

Вызовы безопасности для Европы и нашего региона возникают каждый день, важность нашего членства в НАТО, единственной сохранившейся и укрепляющейся оборонной структуры, а также наша активная и направляющая роль в НАТО известны каждому, а неделимость безопасности и всесторонний подход (подход «360 градусов», в оригинале – прим.) представляет собой принципы, которые мы старательно защищаем.

Было разъяснено, что Швеция, наряду с Финляндией, начала стремиться к членству в НАТО в рамках меняющихся условий безопасности, и что с момента подачи заявления 22 мая обеим странам необходимо внести некоторые конкретные изменения, особенно в их взглядах на терроризм и в области борьбы с ним.

Когда мы подойдем к этому вопросу с военно-стратегической точки зрения, когда Швеция вступит в НАТО после Финляндии, на севере европейской атлантической географии не будет разрыва в безопасности, и это будет иметь положительные последствия для всего альянса, включая нашу страну.

Благодаря нашим усилиям терроризм был признан угрозой для НАТО в стратегической концепции, принятой в Мадриде, а благодаря усилиям нашей страны и с помощью нашего акцента на процессе членства Швеции и Финляндии, специальный координатор по борьбе с терроризмом был назначен впервые генеральным секретарем НАТО.

В этом контексте отражения законодательных изменений в Швеции начали проявляться на практике: новый закон о борьбе с терроризмом вступил в силу 1 июля 2022 года, вскоре после подписания Трехстороннего меморандума. В Конституцию внесены поправки, вступающие в силу с 1 января 2023 года, о принятии правил реагирования на террористические организации и об ограничении свободы собраний в случае участия и поддержки террористической организации. Вместе со вступлением в силу конституционных изменений был обновлен закон о борьбе с терроризмом, который вступил в силу 1 июня 2023 года. С этим законом участие в террористических организациях было признано преступлением.

Швеция назначила прокурора по связям для обеспечения координации по делам и вопросам, касающимся нашей страны, и были установлены различные контакты.

Счет так называемой организации «Курдский Красный Полумесяц», одного из основных финансовых источников РПК в Швеции, в банке SEB был закрыт, попытки Курдского Красного Полумесяца открыть счет в другом банке не дали результатов. Ни один банк не согласился на открытие у них счета, и эта организация прекратила свою деятельность в Швеции на прошлой неделе. На прошлой неделе было оглашено решение о прекращении деятельности этой организации в Швеции. Активы указанной организации в нашей стране были заморожены.

Член РПК был впервые осужден 6 июля 2023 года за финансирование терроризма и отмывание денег, и новое законодательство было включено в обоснование (принятого судом – И.С.) решения.

На последнем заседании Постоянного совместного механизма, состоявшемся 6 июля 2023 года с участием нашего министра (иностранных дел), шведская сторона сообщила, что лицам, которые считались связанными с РПК, был запрещен въезд в страну, а лицу РПК, в отношении которого было дано объявление о розыске, был передан нашей стране.

Поправки, которые предлагается вступить в силу в Закон об иностранцах 1 марта 2024 года, направлены на ужесточение процессов аннулирования видов на жительство и депортации иностранцев, которые считаются представляющими угрозу безопасности.

Правительством было принято решение создать в августе рабочую группу для оценки законодательства о разрешении публичных демонстраций с целью предотвращения нападок на нашу священную книгу (Коран – прим.) и внесения предложений, и предусматривается, что рабочая группа представит свой отчет, самое позднее, к 1 июля 2024 года.

4 мая 2023 года шведская полиция выдала ордер на заочный арест Палудана за преступление подстрекательства против этнической и национальной группы в связи с актом сожжения нашей священной книги в Мальмё в 2022 году.

Механизм двустороннего сотрудничества в области безопасности, который планируется создать между Турцией и Швецией на основании совместного заявления, принятого в Вильнюсе, также станет дополнительным каналом для обсуждения соответствующих вопросов, включая борьбу с терроризмом.

Участие Швеции в НАТО сделает Европейско-Атлантический регион более безопасным, послужит дальнейшему развитию наших двусторонних отношений на основе союзнических связей и ответственности, а также будет способствовать развитию нашего сотрудничества, особенно в области оборонной промышленности, которая имеет важнейшее значение для нашей страны».

Как мы можем видеть, аргументация заместителя министра иностранных дел Турции, по сравнению с первой (см. ранее) практически не претерпела изменений. Заметим и то, что на некоторые критические замечания, к примеру, относительно того, что расширение НАТО лишь только усиливает обеспокоенность безопасностью даны довольно-таки абстрактные ответы (из серии «устранена пустота в сфере безопасности в Северной Европе» — И.С.)

Перейдем к рассмотрению очередных реплик членов Комитета по международным делам турецкого Парламента, в ответ на выступление турецкого заместителя министра иностранных дел.

Цитируем:

«Какой вклад окажет одобрение членства Швеции в оборонной промышленности, и какие страны устранят предлоги ограничительных мер в рамках упомянутых препятствий в оборонной промышленности?

К какому поколению истребителей относятся F-16, позволят ли обсуждаемые комплекты модернизации повысить их класс и действительно ли нам нужны эти самолеты?»

Заметим, что более предметный разговор на тему снятия Швецией ограничений в сфере поставок Турции продукции ВПК предполагал бы, действительно, список, хотя бы отраслевой, тех позиций, которые начнут поступать в Турцию.

Что касается истребителей F-16, то понятно, что их закупка – тактическая мера на текущее десятилетия снимающая остроту ситуации, сложившейся в турецких ВВС. Стратегически, все равно, Турции нужно получить доступ к истребителям 5-го поколения из-за рубежа. Или же, как вариант, успешно реализовать свой проект истребителя «Kaan».

«Вильнюсский саммит не является ограниченным процессом, трехстороннее соглашение и обещания или обязательства, данные Турции на саммите, фактически не ограничены во времени, и даже если Швеция присоединится к НАТО, процесс продолжится и после членства».

Эта реплика имеет значение, поскольку Турция делает шаг в сторону шведской заявки, в то время, как обязательства Швеции имеют продолжительный характер, и, развивая мысль турецких парламентариев, их исполнение будет зависеть от шведской «добропорядочности».

Продолжаем цитирование реплик:

«Когда мы сравниваем законодательные шаги, предпринятые Швецией за этот короткий период времени, с собственными процессами реформирования и трансформации Европейского Союза и европейских стран и их структурами, мы видим, что идет очень позитивный процесс.

В частности, взаимная выдача преступников и назначение компетентного прокурора для переговоров, закрытие так называемого Курдского Красного Полумесяца и принятие мер в отношении него, внесение поправок в Конституцию, принятие соответствующих правовых норм и многие другие механизмы, а также назначение координатора по терроризму впервые в НАТО — это постоянные изменения».

Заметим, что не совсем так: взаимная выдача преступников – это не «постоянные изменения», а процесс, который может и прерываться, и продолжаться и определяется ходом диалога между двумя сторонами. Что же до назначения в НАТО координатора по терроризму, то само по себе это ничего не значит до тех пор, пока турецкие угрозы в сфере безопасности не были имплементированы в перечни НАТО и Альянс не продемонстрировал решимость по тому, чтобы с ними бороться. Соответствующая штатная единица – это, разумеется, позитивный шаг, хотя и не гарантирующий того, что турецкие требования будут удовлетворены в необходимом Турции объеме.

Продолжаем репликами заместителя министра иностранных дел Турции и заместителя директора Управления по обороне и безопасности Министерства национальной обороны (фамилия не названа – И.С.)

Цитируем:

«Известно, что некоторые страны ввели эмбарго на нас и другие страны в отношении оборонной промышленности, этот вопрос был поднят в период, предшествовавший Вильнюсскому саммиту. Статья 30 (Устава НАТО – И.С.) была обсуждена в НАТО. Швеция сняла свои ограничения в этих рамках, и продемонстрировала положительный подход ко всем нашим фирмам. Указанные предлоги, обычно, упоминаются в качестве причин для опоздания шведского членства. После того, как членство Швеции состоится, эти предлоги перестанут быть действительными.

По вопросу F-16 есть развитие, и наш президент на встрече с президентом США заявил, что после того, как Швеция станет участником вопроса F-16, он (президент – И.С.) будет использовать свое влияние на Конгресс, чтобы выступить с инициативой в Конгрессе в вопросе F-16.

Поскольку Швеция является страной с очень развитой оборонной промышленностью и передовой технологической и промышленной базой, для нашей оборонной промышленности очень важно, чтобы Швеция сняла ограничения, которые она ввела в этот период.

Заявлено, что F-16 — это боевые самолеты 4,5 поколения, главным будет собственное национальное производство Турции и национальная оружейная промышленность и в этом контексте приоритетной задачей будет разработка нашего собственного национального самолета пятого поколения «Kaan».

Между тем заявлялось, что наш парк предполагается пополнить F-16 поколения 4.5, а именно viper, и эту поставку следует рассматривать как модернизацию с целью продления срока службы наших существующих F-16».

Итак, как мы ранее и говорили, закупка в США самолетов F-16 рассматривается турецким руководством в качестве тактической меры, призванной дать время турецкому военно-промышленному комплексу для того, чтобы реализовать свой проект самолета 5-го поколения Kaan. Оставим в стороне данный вопрос, хотя он представляется немаловажным тут было бы уместно турецким парламентариям обращаться уже в Управление по оборонной промышленностью за текущим статусом и перспективами данного проекта. Как минимум, серьезные вопросы вызывает даже сама возможность любой, даже промышленно развитой страны, сразу зайти в новую для себя отрасль с производства самого современного и изделия повышенной технологической сложности.

Отдельным вопросом являются и перспективы повлиять президента США Джо Байдена на американский Конгресс с целью пропустить сделку по F-16. Заметим, что на протяжении долгих месяцев Белый дом не мог продвинуть данный вопрос. И следует считать негарантированным то, что после того как Турция пропустит Швецию в НАТО, ситуация в американском Конгрессе претерпит кардинальные изменения. Кроме того, не просто претерпит кардинальные изменения, но и претерпит их без дополнительных условий с американской стороны. Допустим, неслучайно США так «оживились» в последние дни по поводу «отказа» Турции от российских систем ПВО С-400. Следует рассматривать это как попытка продвинуть вопрос, который Турция на протяжении долгого времени отказывалась рассматривать, в ситуации, когда Турция, вроде как, сдвинулась с места (имея в виду пропуск Швеции в НАТО – И.С.)

55.77MB | MySQL:116 | 0,515sec