Египетско-иракские отношения на современном этапе

В конце прошлого месяца в результате взрыва возле здания дипмиссии АРЕ в Багдаде четверо сотрудников консульства Египта получили ранения.

Отвечая на вопросы журналистов, официальный представитель МИД АРЕ Хусам Заки сообщил, что, по предварительным данным, сотрудники египетского консульства получили легкие ранения от осколков стекла, все они доставлены в больницу. В то же время, в результате взрыва погиб иракский полицейский, руководивший охраной египетской дипмиссии. В МИД Египта создана специальная комиссия, которая отслеживает развитие ситуации в иракской столице.

Особо представитель египетского внешнеполитического ведомства акцентировал внимание на том, что посольство продолжает и впредь будет продолжать выполнять свои функции в обычном режиме.

Более того, египетский посол в Ираке Шериф Шахин заявил, что Египет не намерен отзывать свою дипломатическую миссию из Багдада. «Дипмиссия Египта не покинет Багдад. Она продолжит работу. Террористам не удастся нас запугать, заставить нас отказаться от поддержки Ирака», — сказал Шахин в заявлении, опубликованном багдадской газетой «Аль-Иттихад».

Следует отметить, что тема дальнейшего функционирования посольства АРЕ в Багдаде не случайно привлекает столь пристальное внимание со стороны региональных СМИ.

В 2005 году в связи с убийством главы египетской дипмиссии Ихаба аш-Шерифа, совершенного в июле 2005 года, как принято считать, боевиками терористической организации «Аль-Каида», Египет закрыл свою дипломатическую миссию в Ираке и отозвал всех сотрудников посольства в Каир.

Только по прошествии трех лет 5-6 октября 2008 года Ирак посетила правительственная делегация АРЕ в составе министра иностранных дел А. Абуль Гейта и министра нефти С.Фагми. Египетские высокопоставленные лица провели встречи и переговоры с президентом Ирака Д.Талабани, премьер-министром Н.Малики и министром иностранных дел Х.Зебари.

Главным результатом визита стало заявление главы внешнеполитического ведомства АРЕ о том, что официальный Каир в ближайшее время планирует открыть свое посольство в Багдаде.

В ноябре прошлого года Египет направил посла в Багдад, восстановив таким образом полноценные дипломатические отношения с Ираком.

На сегодняшний день существует три основных блока проблемных вопросов в двусторонних египетско-иракских отношениях: гуманитарно-демографический, экономический и военно-политический.

Гуманитарная составляющая отношений между двумя странами касается, прежде всего, проблемы иракских беженцев.

Согласно докладу официального представителя Комиссии ООН по делам беженцев В.Спендлера, опубликованной в начале января 2007 года, конфликт в Ираке привел к наибольшему перемещению людей на Ближнем Востоке со времени образования Государства Израиль в 1948 году. Каждый восьмой житель страны был вынужден покинуть родные места. 1,7 млн чел. стали внутренне перемещенными лицами и более 2 млн чел. оставили страну. Большинство из них находится в Сирии, Иордании, Ливане и Египте. В частности, в последней, по разными данным, находится от 80-ти до 180-ти тыс. чел.

Актуальность указанной темы для АРЕ исходит из двух главных причин – социально-экономической и внутриполитической:

— быстрый рост населения наибольшей арабской страны (ежегодный природный прирост населения сосотавляет 1,2-1,3 млн чел.) превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения прожиточного уровня, истощает ресурсную базу страны, создает заметные трудности с поставками населению продуктов питания. Проблема бурного демографического роста приводит также к увеличению уровня безработицы, который, по оценкам официальной статистики, составляет около 10% трудоспособного населения (по неофициальным источникам, эта цифра вдвое больше);

— исходя из этого, массовый приток иракских беженцев в Египет создает дополнительное напряжение для экономики страны, а также почву для увеличения социальной напряженности, которая, в свою очередь, ведет к распространению радикальных настроений в египетском обществе с дальнейшим образованием дополнительного напряжения уже для политической системы АРЕ.

Таким образом, на первый план выходит проблема предоставления финансовой помощи иракским беженцам (по данным Управления Верховного комиссара ООН, большинство проживает в условиях крайней бедности, в их среде наблюдается увеличение уровня проституции и эксплуатации детского труда).

Показательно, что в египетских СМИ все чаще высказываются предложения переложить всю финансовую ответственность перед иракскими беженцами на США и Великобританию как главных инициаторов антииракской военной кампании.

В частности, указанное предложение поднималось в редакционном комментарии Фираса аль-Атракчи, опубликованном в англоязычной египетской газете «Дейли стар». Более того, автор пытался возложить полную ответственность американской администрации за 700 тыс. жертв «нелегитимной войны» в Ираке.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что указанное издание традиционно придерживается прозападной редакционной политики.

Следует отметить, что 2008 год стал также годом активизации экономического сотрудничество между АРЕ и Ираком.

В частности, во время упомянутого визита в Багдад министра иностранных дел А. Абуль Гейта и министра нефти С.Фагми стороны обговорили перспективы возобновления экономического сотрудничества между двумя странами, в первую очередь, в нефтогазовой сфере.

Показательно, что тогда визит египетской делегации министр иностранных дел Ирака Х.Зебари назвал «историческим» и подчеркнул, что это является свидетельством того, «насколько спокойнее стало в Ираке».

Кроме того, годом раньше во время двухдневного визита вице-президента Ирака Аделя Абделя Махди и его встречи с премьер-министром Египта Ахмедом Назифом последним было заявлено, что правительство Египта поощряет египетские компании вкладывать инвестиции в Ирак для оказания помощи в восстановлении этой страны.

Также в ноябре прошлого года во время визита в Каир министр иностранных дел Ирака Х.Зебари между двумя странами были подписаны девять соглашений в сферах оборонной промышленности, сельского хозяйства, промышленности, торговли, строительства, образования, а также банковской сферы.

В ходе организованной совместной пресс-конференции по завершении встреч со своим египетским коллегой А.Абуль Гейтом и президентом Египта Х.Мубараком Х.Зебари отметил, что в Египте проводит контакты также военная делегация Ирака.

Военно-политическая тема в египетско-иракских отношениях стала актуальной еще и после того, как в начале сего года политический советник президента Египта Усама эль-Баз сообщил о достижении «предварительных договоренностей» о вводе турецких и египетских войск на территорию Ирака.

По утверждению У.эль-База, переговоры о турецко-египетском вводе войск на иракскую территорию идут с ведома Соединенных Штатов.

В то же время, политический советник президента Египта подчеркнул, что «в нынешних обстоятельствах о посылке египетских войск в Ирак не может быть и речи», и египтяне войдут в Ирак только после изменения политической ситуации в стране. Одновременно Independent National News Agency of Kurdistan сообщило тогда о том, что турецкие войска уже давно находятся на территории северного Ирака, и выполняют там боевые миссии, хотя их присутствие на иракской территории держится в строжайшем секрете.

По словам У.эль-База, визит главы службы разведки АРЕ Омара Сулеймана и министра иностранных дел Египта Ахмеда Абуль Гейта в Вашингтон в январе с.г. был посвящен исключительно обсуждению условий создания нового альянса Турция-Ирак-Египет.

Следует отметить, что на данном этапе как Каир, так и Багдад крайне заинтересованы в дальнейшем углублении сотрудничества. Египту это дает возможность и далее эксплуатировать имидж «третьей силы» на Ближнем Востоке, «независимого игрока» в регионе, а также «взвешенного и рассудительного миротворца».

В то же время, для Ирака расширение экономического сотрудничества с самым крупным арабским государством, а также сохранение в Багдаде посольства АРЕ является весомым аргументом для потенциальных инвесторов в демонстрации «признаков стабилизации ситуации» в Ираке.

52.28MB | MySQL:103 | 0,627sec