Современные торгово-экономические отношения России с Йеменом

Йемен можно без преувеличения отнести к числу традиционных торговых партнеров России на Ближнем Востоке.

Достаточно напомнить, что значительная часть промышленных объектов на юге современного Йемена была построена при содействии СССР, на долю которого приходилось более 50% иностранных кредитов, полученных Южным Йеменом.

Однако за последние годы торговые связи России с этой страной не получили заметного развития, осуществляясь в небольших объемах. Почему это происходит?

На наш взгляд, динамику двустороннего экономического сотрудничества во многом сдерживают следующие факторы:

• нехватка у Йемена финансовых ресурсов;

• зависимость страны от иностранной помощи и инвестиций;

• отсутствие взаимоприемлемых схем финансирования проектов;

• географическая удаленность Йемена от России и отсутствие прямого морского сообщения.

Кроме того, потенциальные возможности участия российских компаний в различных проектах на территории Йемена резко сужаются, поскольку большинство предложений иностранных партнеров рассматриваются Саной при условии наличия инвестиционной составляющей.

Так, из-за проблемы финансового обеспечения компания «Тенгри Групп» не смогла получить контракт на расширение и модернизацию цементного завода в г. Баджиль.

По этой же причине российским предприятиям «Сельхозпромэкспорт», «Зарубежводстрой», «Машиноимпорт» не удалось заключить соглашения на проведение строительных работ в области ирригации и энергетики.

Еще одним весьма серьезным «камнем преткновения» на пути активного развития российско-йеменских торговых связей бесспорно является крайне несовершенная и недостаточная договорно-правовая база, которая нуждается в обновлении и пополнении.

В настоящее время межгосударственные внешнеэкономические отношения опираются на:

• Торговое соглашение и Соглашение о создании Постоянной Советско-йеменской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, подписанными 16 февраля 1991 г. от имени бывшего СССР;

• Соглашение об урегулировании задолженности Йеменской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 24 декабря 1999 г.;

• Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Меморандум о переговорах по вопросам развития торговли, экономического и технического сотрудничества между Российской Федерацией и Йеменской Республикой, подписанными 11 декабря 2002 г.

Примечательно, что в такой динамично развивающейся сфере современных международных отношений, как внешнеэкономическая деятельность, действуют нормативные акты, подписанные Саной еще с СССР. Данное обстоятельство свидетельствует о высокой степени запущенности двусторонней правовой базы. Времена СССР ушли, и, как следствие, торговые отношения оказались в новых условиях. Связано это, помимо прочего, с глобализацией международных экономических отношений.

Еще более усугубляет ситуацию то, что в рамках Межправительственной комиссии, учрежденной в соответствии с Соглашением от 16 февраля 1991 г., вопросы развития двусторонних торгово-экономических отношений вовсе не рассматривались, так как она заседаний не проводила.

Справедливости ради все же заметим, что, в соответствии с поручением Правительства России от 6 апреля 2009 г. по итогам официального визита в Москву Президента Йемена А.А. Салеха, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами надлежит детально и всесторонне прорабатывать вопрос о возобновлении деятельности данного института. Высока ли будет его эффективность? Однозначно ответить сложно.

Результатом отмеченных выше обстоятельств стало то, что российско-йеменская торговля в течение последних нескольких лет осуществляется в относительно небольших объемах и во многом формируется за счет российского экспорта, динамика которого подвержена колебаниям.

Минэкономразвития России приводит следующие данные.

Товарооборот в 2008 г. составил 129,4 млн долл. Это меньше на 27,7% по сравнению с 2007 г. Российский экспорт в 2008 г. составил 129,2 млн долл. (в 2007 г.- 178,8).

За январь-апрель 2009 г. товарооборот составил 33,2 млн долл. против 23,5 млн долл. за аналогичный период 2008 г., российский экспорт 33 и 23,5 млн долл. соответственно.

Основные товары российского экспорта включают в себя: пшеницу (68,8%), машины и оборудование, включая продукцию ВПК (23,4%), нефть и нефтепродукты (4,8%). Также в Йемен поставляются бумага (1,5%) и изделия из металлов (0,9%).

Стоит отметить, что незначительность удельного веса сырьевых товаров и полуфабрикатов в российском экспорте в Йемен является не столько результатом конкуренции на местном рынке, сколько следствием слабой заинтересованности отечественных экспортеров в работе с этой страной в силу трудностей, с которыми они сталкиваются при организации отгрузок товаров небольшими партиями в условиях отсутствия прямых морских перевозок.

Что касается импорта из Йемена, то он осуществляется в незначительных объемах и с 2006 г. представлен в основном кофе и морепродуктами.

Необходимо подчеркнуть, что Москва пыталась наладить более тесные и плодотворные торговые связи с Йеменом. Неслучайно в 2005 г. Сану посетила российская делегация во главе с Президентом ТПП России Е.М. Примаковым, который провел переговоры с представителями местного бизнеса.

Ожидалось, что импульс развитию двусторонних отношений придадут заключенные в ходе поездки Соглашение между ТПП Йемена и России и Соглашение о создании двустороннего Российско-йеменского делового совета.

В итоге игра стоила свеч и мертвый камень был сдвинут с места. В декабре 2007 г. Совет при поддержке Минэкономразвития России, МИД России и ТПП России провел в Сане деловой форум, на котором были определены приоритетные области перспективного развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странам. В это число вошли:

• энергетика;

• производство и переработка нефти;

• добыча минеральных ресурсов;

• строительство, развитие морского и железнодорожного транспорта;

• создание гидротехнических объектов;

• сельское хозяйство.

Энергетическое сотрудничество пока лишь ограничивается оказанием содействия йеменцам в эксплуатации ранее построенных объектов. Российский «Технопромэкспорт» осуществляет поставки запасных частей и плановый ремонт оборудования для ТЭС «Аль-Хисва».

Кроме того, компания осуществляет техническую помощь местным заказчикам путем предоставления услуг российских специалистов.

В то же время объединение активно прорабатывает с йеменской стороной вопросы участия в сооружении новых объектов электроэнергетики:

• ТЭС «Маариб-2» мощностью 400 МВт;

• ТЭС «Маабар» мощностью 400 МВт;

• ТЭС «Бальхаф» мощностью 800 МВт;

• ТЭС для НПЗ г. Адена мощностью 18 МВт;

• восстановление электростанции и опреснительной установки ТЭС «Аль Хисва».

В области промышленности строительных материалов «Техностройэкспорт» до последнего времени на коммерческой основе обеспечивал эксплуатацию Баджильского цементного завода. Деятельность предприятия заключалась в командировании специалистов и поставки оборудования, запасных частей и материалов. Однако в связи с завершением обязательств по подписанным контрактам сотрудничество по этому объекту приостановлено.

Важно заметить, что, помимо названных перспективных направлений совместной деятельности, у сторон имеются неплохие шансы на сотрудничество в нефтегазовом секторе Йемена в рамках участия российских компаний в добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья.

Для достижения этой цели постоянный мониторинг инвестиционных возможностей вхождения в проекты на территории страны активно осуществляют «Лукойл» и «Стройтрансгаз».

Кроме добычи нефти и газа, неподдельный интерес для российских компаний может представлять участие в проекте по созданию соответствующей инфраструктуры для разработки, обогащения и транспортировки минерального сырья из континентальной части Йемена.

Казалось бы, в Йемене имеется ряд потенциально рентабельных и заманчивых энергетических проектов, на которые многим российским инвесторам стоит всерьез обратить внимание. Однако не все так просто, как может показаться в первого взгляда.

Ярким тому доказательством служит одно обстоятельство. Несмотря на проявляемую отдельными российскими компаниями заинтересованность участвовать в реализации проектов на йеменском рынке и ведущиеся проработки, заметных результатов до сих пор не достигнуто. Объясняется это тем, что местные представители власти и крупного бизнеса неохотно встречают новичков. Действуя согласно пословице: старый друг лучше новых двух, йеменская сторона сотрудничает исключительно с теми компаниями, которые давно присутствуют на этом рынке.

Еще одним важным фактором является то, что без обеспечения финансирования проектов сотрудничества российским компаниям рассчитывать на завоевание серьезных позиций на йеменском рынке не приходится. В этой связи определенные перспективы имело бы использование на цели реализации совместных проектов до 20% сумм, подлежащих погашению в рамках упоминавшегося нами Соглашения об урегулировании задолженности 1999 г..

В соответствии с этим документом, Россией было списано почти 90% йеменских долгов. Оставшаяся сумма подлежит погашению в соответствии с согласованным графиком платежей, которого Сана до настоящего времени придерживается.

Нормативно-правовым актом предусматривается, что на основании двусторонних договоренностей и в добровольном порядке российское правительство может использовать до 20% урегулируемых сумм, подлежащих погашению, для обмена на долю российской стороны в проектах по защите окружающей среды, помощи развитию или иных инвестиционных проектах на территории Йемена.

В заключение хотелось бы вернуться к результатам официального визита в Россию А.А. Салеха и отметить проявившиеся в ходе его переговоров с российскими официальными лицами заинтересованность и настрой на поэтапное развитие торгово-экономических связей с Москвой. Особо выделяя среди конкретных областей сотрудничества энергетику, добычу полезных ископаемых и военно-техническую сферу, глава Йемена заявил о готовности предоставить российским компаниям привилегии при реализации крупных проектов на территории его государства.

Эти предложения, конечно же, выглядит заманчиво, однако ситуация в Йемене крайне нестабильная и чревата различными вариантами развития событий в будущем. Основной виток напряженности следует ожидать накануне президентских выборов, намеченных на 2011 г.

Следовательно, потенциальным российским инвесторам в местную экономику не стоит сбрасывать со счетов вереницу различных политических, экономических и правовых рисков, которые могут разрушить их долгосрочные планы, как карточный домик.

52.41MB | MySQL:103 | 0,491sec