Особенности внешней политики ПСР и роль США в ее формировании

С приходом к власти руководство Партии справедливости и развития (ПСР) в качестве своего главного консультанта по внешнеполитическим вопросам выбрало Ахмета Давутоглу, чьи теоретические размышления и тезисы оказались наиболее подходящими внешнеполитическим взглядам лидеров ПСР. В своей книге под названием «Стратегическая глубина: международное положение Турции» А. Давутоглу утверждает, что Турции следует отойти от внешней политики, основанной только на стратегическом значении, и учитывать исторические и географические особенности страны. В качестве главных опор такого курса стали следующие основополагающие принципы: «нулевые проблемы с соседями» и «многовекторная внешняя политика». А. Давутоглу считает, что Турция должна нести региональную ответственность, что является непосредственным результатом ее исторических и географических особенностей.

Во время правления ПСР отношения Турции с соседями заметно улучшились, став менее проблемными. Однако, по мнению некоторых турецких экспертов, такая тенденция является лишь продолжением процесса, начавшегося еще до прихода ПСР к власти. Арест Абдуллы Оджалана в 1999 г. и последовавшее за этим событием перемирие оказало большое влияние на внешнюю политику Турции. Как известно, проблема, связанная с деятельностью Рабочей партии Курдистана (РПК), оказывала негативное воздействие на намерение Турции развивать отношения с соседями и союзниками. Еще в 1998 г. в г. Адане (Турция) был подписан турецко-сирийский протокол, согласно которому Сирия прекратила оказывать поддержку РПК и выдворила ее лидера А. Оджалана за пределы своей территории. Более того, Сирия уже тогда совместно с турецкой стороной организовала против РПК ряд операций на сирийской территории и передала Турции арестованных членов организации.

После захвата А. Оджалана радикальные антитурецкие круги в Греции изменили свое отношение к Турции вплоть до того, что стали оказывать поддержку ее вступлению в Евросоюз. Отношения с Россией и Ираном были также стабилизированы до прихода ПСР к власти, что стало результатом политики, основы которой были заложены в 1990-х гг.

Следует добавить, что в период правления Бюлента Эджевита тогдашний министр иностранных дел Исмаил Джем, трезво оценив создавшуюся новую региональную конъюнктуру, запустил процесс, получивший название «Форум соседства», который был направлен на реабилитацию отношений с приграничными странами в условиях пост-конфликтной с РПК ситуации. Учитывая эти факты можно сказать, что правящая сегодня в Турции партия продолжает внешнеполитический курс, начатый ее предшественницами.

Мнение, согласно которому именно лидеры ПСР начали проводить многовекторную и активную внешнюю политику, в которой увеличено значение вопроса о вступлении Турции в Евросоюз, также является спорным. Очевидно, что правительство Р.Т. Эрдогана придало новый импульс отношениям Турции с ЕС и 17 декабря 2004 г. начались переговоры по вступлению Турецкой Республики в Европейский союз в качестве полноправного члена. Однако эта политика является продолжением полувекового марафона, участие в котором принимали практически все предыдущие правительства. К тому же США тоже оказывают всяческую поддержку вступлению Турции в Евросоюз.

ПСР, несмотря на сложности, возникшие в результате отказа турецкого парламента 1 марта 2003 г. предоставить территорию страны американским войскам для участия в военных операциях против Ирака, старается поддерживать с Соединенными Штатами тесные отношения. Продолжается сотрудничество в Афганистане, 23 июня 2003 г. турецкое правительство подписало постановление, согласно которому американским войскам разрешалось использовать военные базы в Инджирлике (Турция) для проведения военных операций в Ираке, было подписано соглашение по закупке четырех американских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения AWACS, достигнута договоренность по закупке 30 истребителей F-16 и истребителей нового поколения F-35 в 2014 г., Турции разрешено использовать самолеты ЦРУ, в которых проводятся допросы подозреваемых в терроризме, в январе 2005 г. на территории Турции были проведены совместные с Соединенными Штатами и Израилем военные учения.

В результате таких взаимоотношений США стали воспринимать Р.Т. Эрдогана в качестве «второго Тургута Озала». Было установлено тесное сотрудничество в рамках американской концепции модернизации Расширенного Ближнего Востока (РБВ), и после дебатов 1 марта 2003 г. Турция не препятствовала Соединенным Штатам проводить свою иракскую политику. Более того, между двумя странами в апреле 2006 г. был подписан стратегический документ о совместных планах действий.

Инициативы и деятельность А. Гюля и Р.Т. Эрдогана в рамках РБВ являются составными частями многовекторной внешней политики ПСР. А. Давутоглу во время кризиса в Ливане нанес визит в Дамаск и провел переговоры с одним из лидеров группировки ХАМАС Халедом Машалем, которому предложил действовать дипломатическими методами и «оставаться в системе». Нынешнее турецкое руководство уговорило Сирию сотрудничать с ООН по вопросу расследования убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, организовало встречу в Стамбуле Залмая Халилзада с суннитскими лидерами Ирака, а также, несмотря на серьезную реакцию со стороны турецкого общественного мнения, приняло решение направить в Ливан турецких солдат.

Все это указывает на то, что в условиях новой региональной обстановки ПСР стремится адаптировать свою внешнюю политику к международным реалиям. Фактически, Турция постепенно перестает быть «мостом» и становится «моделью» для стран Ближневосточного региона. В результате внешнеполитической стратегии ПСР Турция нашла свое место в системе, и это повышает ее стратегическое значение не только на региональном, но и на глобальном уровне. «Многовекторность» в турецкой внешней политике преследует именно эти цели.

Рассматривая внешнеполитическую стратегию ПСР, следует обратить внимание на следующие ее особенности. С точки зрения практики формирования внешней политики ПСР во многом руководствуется внешнеполитическими инструкциями времен Т. Озала. При анализе активности нынешней власти на международной арене можно констатировать, что сегодняшние бюрократические механизмы в Турции соответствуют прагматизму времен Т. Озала. Это особенно ярко выражается при обращении за консультациями к деловым кругам, которые в последнее время начали играть непосредственную роль в формировании турецкой внешней политики.

Напомним, что ПСР пришла к власти, отвергнув свое исламское прошлое и акцентировав внимание на эволюции своих политических взглядов. Лидеры ПСР сдержали свои обещания провести кардинальные перемены в турецкой внутренней и внешней политике, данные ими в ходе предвыборных кампаний. В результате деятельности ПСР наблюдаются значительные перемены в турецкой внешней политике, а также во внутриполитической жизни и в институциональных структурах Турецкой Республики. Все это в совокупности укрепляет позиции ПСР в стране.

Каждое внешнеполитическое действие, так или иначе, отражается на внутренней политике. С приходом к власти ПСР было необходимо заручиться поддержкой не только в чиновничьих кругах, основу которых составляли кемалисты, но и среди либералов под руководством Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (ТЮСИАД). То есть, ПСР чувствовала необходимость в позиционировании себя в качестве «центральной» партии и проблему легитимности внутри страны решала за счет отношений с Соединенными Штатами и Евросоюзом.

Лидеры ПСР, безусловно, заинтересованы в повышении гарантий сохранения во власти своей партии. Это, по мнению турецких экспертов, стало возможным в результате проведения политики, направленной на углубление интеграции Турции в процессах глобализации. Позицию ПСР в отношении вступления Турции в Евросоюз, а также ее роль в рамках американской инициативы модернизации Расширенного Ближнего Востока и урегулирования Кипрской проблемы следует рассматривать именно в этой плоскости.

Без всяких сомнений, в 2000-х гг. ПСР по вопросу вступления в ЕС осуществила наиболее важные реформы за всю историю современной Турции и, не смотря на существующие проблемы, проявила большую решительность в этом направлении. Стремление вступить в ЕС представляет собой конкретный пример адаптации к механизмам глобализации. В рамках этого процесса в Турции начались дискуссии и сделаны определенные шаги, изменившие роль государства в некоторых сферах. Все это естественным образом приводило к усилению позиций правящей партии.

Отчеты ЕС, а также доклады и публикации американских исследовательских центров определяли кемализм в качестве одного из важных препятствий на пути к демократизации Турции. По мнению экспертов ЕС и США, необходимо признавать религиозную и этническую принадлежность национальных меньшинств, расширять демократию и ограничить влияние государства в жизни общества и индивида. Такая позиция Запада «сыграла на руку» руководству ПСР. Учитывая, что центральным звеном в турецком государстве являются вооруженные силы, становится понятным отношение ПСР к «оценкам Запада». Иными словами, руководство ПСР воспользовалось рекомендациями Евросоюза для достижения своих целей. К примеру, проблему тюрбана ПСР решала не напрямую, опасаясь реакции лаицистов, а через Европейский суд по правам человека.

С экономической точки зрения в стране снижается роль государства в хозяйственной жизни общества, ускоряются темпы приватизации, что приводит к росту уважения правительства среди деловых кругов, наблюдается рост арабского капитала в Турции. Снижение роли государства в экономике страны создают новые возможности для сторонников ПСР увеличить свои экономические ресурсы.

США свои отношения с Турцией выстраивают через тех игроков, которые, по их мнению, являются наиболее подходящими с учетом сложившихся обстоятельств. Так, во времена «холодной войны», когда безопасность и стратегические отношения имели приоритетное значение, предпочтение отдавалось связям с военными. С приходом к власти Т. Озала и переходом к нео-либерализму военная составляющая американо-турецких отношений отошла на второй план. В 90-х гг. прошлого века значение турецкой армии в глазах США снова возросло. В 2000-х гг. США укрепляют свои связи с созданной в Турции коалицией умеренных исламистов и либералов в лице ПСР.

С другой стороны, укрепление позиций того или иного политического или бюрократического игрока внутри страны во многом зависит от его отношений с Соединенными Штатами. Этот фактор создает своего рода внутреннее соперничество в турецкой политике. Опасения по поводу того, что американское руководство станет оказывать поддержку другому игроку, является фактором, сдерживающим действия правительства и иных властных структур. Критика со стороны американских экспертов и исследовательских центров, направленная на конкретные действия ПСР, сообщения в прессе о том, что Вашингтон намерен установить более близкие отношения с вооруженными силами Турции, снизив при этом поддержку правящей партии, а также встречи некоторых высокопоставленных чиновников американской администрации с турецкими представителями оппозиции следует рассматривать именно в этом ключе.

Фактически, одобрение действий турецкого правительства Белым Домом воспринимается политическим руководством Турции в качестве «похвалы» со стороны так называемого «верховного авторитета», и означает, что финансовые структуры продолжат оказывать поддержку правящему руководству страны и сохранится уважение к действующему премьер-министру как внутри страны, так и на международной арене.

52.44MB | MySQL:106 | 2,264sec