Заседание следственного комитета Бундестага по Афганистану: проблемы обеспечения безопасности посольства ФРГ в Кабуле на завершающем этапе миссии Бундесвера

В конце минувшей недели состоялись очередные открытые слушания в рамках второго года работы специального следственного комитета Бундестага по Афганистану. Данный парламентский орган был учрежден летом 2022 г. с целью детального изучения обстоятельств вывода вооруженных сил ФРГ из страны и сконцентрирован на оценке событий во временном интервале конец февраля 2020 г. – конец сентября 2021 г. Во второй части указанного заседания члены комиссии рассмотрели вопросы обеспечения безопасности немецкого посольства в Кабуле и организации эвакуации его персонала на момент ухода из Афганистана немецких вооруженных сил. В качестве свидетеля был заслушан сотрудник специального подразделения федеральной полиции GSG-9, в обязанности которого входит противодействие терроризму, спасение заложников и расследование случаев похищения граждан Германии за рубежом, а также обезвреживание взрывных устройств. Помимо выполнения задач по поддержке выхода немецкого контингента из Афганистана в течение лета 2021 г., ранее указанный свидетель принимал участие в миссии в Ираке.

Опрошенный сообщил комиссии, что ситуация с безопасностью, в том числе для персонала немецкого дипломатического представительства в Кабуле стала постепенно ухудшаться после подписания США Дохийских соглашений с движением «Талибан» (запрещено РФ). Как сказано в пресс-релизе Бундестага со ссылкой на показания сотрудника GSG-9, «после Дохийских соглашений «Талибан» больше не атаковал международные войска, но террористическое ополчение группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) снова стало усиливаться». Помимо этого, свидетель констатировал низкий уровень боевого духа афганских сил безопасности, что толкало их «сдавать города без боя». В связи с этим представитель федеральной полиции подчеркнул, что для него были очевидны, как необходимость в скором времени эвакуировать немецкое посольство, так и то, что судьба Кабула в целом предрешена. Отдельно опрошенный добавил, согласно пресс-релизу, что «не может понять, почему многие были удивлены подобным развитием событий».

По словам свидетеля из GSG-9, изначально концепция обеспечения безопасности дипмиссии ФРГ формировалась на основе координации с соседями, а именно посольствами Великобритании и Японии. Однако решающее значение имели контакты с США, чьи военные обеспечивали безопасность всей т. н. «зеленой зоны», в которой размещался дипломатический квартал. Опрошенный пояснил, что по нескольким каналам узнал о закрытии представительства Соединенных Штатов за некоторое время до начала эвакуации американских дипломатов, также сей факт подтвердили многочисленные рейсы транспортных вертолетов. Представители федеральной полиции передали данные сведения в Берлин, однако не получили санкцию на аналогичные мероприятия.

Показания свидетеля GSG-9 наиболее четко фокусируются на отсутствии координации между различными ведомствами в Германии, а также недостаточном учете информации, на критическом этапе поступавшей непосредственно из Кабула. Так, опрошенный рассказал комитету, что первоначально запрет на эвакуацию исходил от специального представителя федерального правительства по Афганистану М.Потцеля, направившего в посольство в Кабуле письмо, утверждающее, что «“Талибан” не враждебен нам (авт. ФРГ)». Единственной опасностью, которую видел чиновник, стала вероятность активизации преступности, для чего он поддержал отправку в Афганистан группы Командования сил специального назначения KSK для охраны дипломатов.

В дельнейшем, уже в ходе заседания кризисной группы по Афганистану в Берлине, как сказано в пресс-релизе Бундестага, против эвакуации выступило руководство Федеральной разведывательной службы BND. В результате, командование сил федеральной полиции из Берлина дало распоряжение своим представителям на месте в случае критического обострения ситуации начинать эвакуацию без санкции правительства, в том числе Министерства иностранных дел, которому подчинялись подлежащие вывозу в Германию дипломаты. При этом свидетель отдельно подчеркнул, что несмотря на разные приказы, все немецкие сотрудники, находившиеся в посольстве, вне зависимости от подчинения были согласны с необходимостью скорейшего отъезда.

В целом, основное резюме приведенных выше свидетельских показаний состоит в том, что по итогам расследования требуется создать некий единый орган, наделенный функциями курирования решений в подобных ситуациях, прежде всего между персоналом на местах и руководством различных ведомств в Берлине. Не менее важно, что опрошенный в рамках последних слушаний представитель федеральной полиции согласился с выводом, который еще до начала работы комиссии стал считаться ее потенциальным главным итогом. Суть его заключается в том, что основная ответственность за просчеты в эвакуации в конечном счете планируется возложить на BND. Подобная позиция свидетеля не случайна, так как федеральная полиция подчиняется Министерству внутренних дел, которое, в свою очередь, как раз ратует за то, чтобы виновной в ошибках при эвакуации, в том числе немецких граждан, несла разведка, поскольку это позволит нивелировать значимость ряда критикуемых решений МВД. Среди последних настойчивость при недопущении упрощенной проверки афганцев, работавших на немецких военных и гражданские ведомства.

55.7MB | MySQL:116 | 0,518sec