Повстанцы-хуситы в Йемене используют источники коммерчески доступной информацией о морских перевозках, чтобы обнаруживать торговые суда в Красном море и нападать на них, говорят нынешние и бывшие представители министерств обороны западных стран и морские эксперты. Использование хуситами общедоступных навигационных данных судов и других данных, которые можно получить по платной подписке на морских информационных сайтах, является беспрецедентным случаем, когда поддерживаемой Ираном движение «Ансар Аллах» использует информацию из открытых источников, широко доступную на Западе, против США и их союзников. «Хуситы показали, что с помощью компьютера и доступа в интернет и, возможно, с помощью VPN, серьезный объем данных доступен в морском пространстве», — заявил Кори Ранслем, исполнительный директор консалтинговой компании по морским рискам и безопасности Dryad Global. Хуситы, некогда горная повстанческая группировка, которую один американский законодатель высмеял как «пастухов коз», получили мировую известность благодаря своим дерзким беспилотным летательным аппаратам и ракетным атакам, которые, по их словам, совершаются от имени осажденных палестинцев в Газе. Их атаки нарушили глобальную торговлю на разных континентах, нанесли ущерб доходам Египта от Суэцкого канала и закрыли заводы Tesla и Volvo в Европе. США и Великобритания ответили на атаки хуситов авиаударами, но пока они были неэффективным сдерживающим фактором. Отправной точкой для атак хуситов, по словам западных представителей из министерств обороны и экспертов морской разведки, являются базовые идентификационные и навигационные данные судов, которые используют все, от новичков в социальных сетях до журналистов-расследователей и мощных военно-морских сил для отслеживания движения морского транспорта. Суда определяют свое местоположение с помощью спутниковых ретрансляторов, известных как системы автоматической идентификации, или AIS. С помощью сигнала AIS можно определить местоположение судна и маршрут. Такие сайты, как Marine Traffic, предоставляют данные AIS, но их также можно получить с помощью антенны и домашнего приемника, говорит Ранслем. Корабли, проходящие через Красное море, напрямую общаются с хуситами через AIS. Они используют систему, чтобы сообщить, что плывут с полностью китайской или даже турецкой командой, чтобы отговорить хуситов от нападения на них. Другие говорят, что у них нет контактов с Израилем, надеясь избежать нападения. В конце прошлого года, когда хуситы напали на танкер-химовоз Swan Atlantic, владелец обвинил компанию Marine Traffic в том, что она неверно заявила, что судном управляет компания, связанная с Израилем.
Закаленные в боях хуситы создали государство де-факто на северо-востоке Йемена, где они контролируют столицу Сану и важный портовый город Ходейда, в котором до гражданской войны в Йемене было скромное судоходство. По словам официальных лиц США, они были обучены и вооружены ливанской «Хизбаллой» и Ираном. Руководителем операций Ирана в Йемене является Абдолреза Шахлаи, высокопоставленный командир спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР, базирующийся в Сане, согласно данным США. Командующий ВМС хуситов Мансур аль-Саади приобрел многолетний опыт нападений на суда в Красном море, когда хуситы сражались с коалицией арабских государств во главе с Саудовской Аравией. По данным США, аль-Саади прошел обширную подготовку в Иране. «Конечно, хуситы продемонстрировали, что они используют базовую общедоступную морскую информацию, такую как AIS», — считает Никос Георгопулос, бывший офицер греческого спецназа и эксперт по безопасности на, но для успешного проведения своих атак им нужно больше: «Что у них также есть, так это доступ к информации, которая не является секретной, но которую трудно найти. И вы должны быть в бизнесе, в морской разведке, чтобы знать ее. Вы не узнаете об этом там, в йеменской пустыне». В то время как общедоступные данные AIS являются отправной точкой для хуситов, бесплатные сайты, такие как Marine Traffic, не предоставляют доступа к спутниковому отслеживанию, которое понадобилось бы хуситам для эффективного нацеливания на суда, указывает Мишель Визе Бокманн, старший аналитик по судоходству в Lloyd’s List Intelligence. Отсюда делается вывод о том, что помимо поставок хуситам передовых компонентов баллистических и крылатых ракет, Тегеран предоставляет хуситам разведданные в режиме реального времени и свой опыт для проведения их атак. До недавнего времени считалось, что у Ирана есть разведывательный корабль в Красном море, который мог помочь хуситам обнаруживать суда. Но согласно Tankertackers.com, это судно покинуло Красное море в середине января, чтобы вернуться в иранский порт Бандар-Аббас. То, каким образом судно попадает в список целей хуситов, остается неясным и предметом дискуссий в кругах министерств обороны. Один высокопоставленный западный чиновник министерства обороны, имеющий большой опыт наблюдения за хуситами, сказал, что «Иран, вероятно, наслаждается тем фактом, что его союзник нацеливается на определенные корабли и дает добро другим, применяя элементарную форму морских санкций». Находящемуся под жесткими санкциями Ирану пришлось прибегнуть к тайному флоту танкеров, чтобы продавать свою нефть: «Для иранцев абсолютно важно, чтобы хуситы нацеливались на правильные суда, а не на неправильные». Он указал также, что даже западные спецслужбы не уверены точно, кто выбирает цели. Не приводя конкретных разведданных, чиновник считает, что хуситы сами собирают информацию о целях с помощью данных из открытых источников и радаров, но иранцы «проводят проверку за проверкой». От себя снова отметим, что эту информацию иранцы и хуситы получают от своих «деловых партнеров» в судоходных и страховых западных компаниях. Цель такой кооперации такая же, как и в случае с морскими пиратами – дележ страховых выплат, маржа от повышения тарифов и конечно же конкурентная война между судоходными компаниями.
США сосредоточили свои авиаудары на радарах и беспилотных летательных аппаратах хуситов в попытке подорвать их способность отслеживать торговые суда и военные корабли. Но хуситы пережили годы интенсивных бомбардировок со стороны военной коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, и ловко управляют своим оборудованием на транспортных средствах, согласно отчету Центра по борьбе с терроризмом в Вест-Пойнте. У хуситов также есть многовековая традиция мореплавания, на которую можно опереться. Ренслем из Dryad Global сказал, что его фирма обнаружила подозрительные подходы небольших дау к судам, «через несколько часов те же самые суда подвергаются нападению» и добавил: «Это хрестоматийный пример визуальной разведки старой школы». Результат — к началу декабря израильские судовладельцы и операторы, такие как Zim, практически отказались от Красного моря. В поисках новых целей хуситы расширили свою кампанию, охватив все суда, просто посещающие Израиль. Хуситы напали на судно Strinda под норвежским флагом после того, как увидели, что танкер-химовоз должен был зайти в израильский порт Ашдод на веб-сайте порта. С тех пор, как администрация Дж.Байдена начала свою воздушную кампанию, хуситы заявили, что будут широко атаковать любые корабли, связанные с США и Великобританией.
Но в основе всей этой войны лежит совсем не Газа. Вернее – не только она. Судоходная отрасль окутана тайной. Перевозка товаров в открытом море по своей природе является глобальным бизнесом. У судна могут быть владельцы, операторы и чартеры из разных стран. Между тем, владелец судна может меняться несколько раз в год и скрываться за слоями подставных компаний. Помимо названия судна, офицеры-хуситы в цепочке командования узнают номер IMO того или иного судна, говорят морские эксперты. Это уникальный семизначный код, который наносится на внешнюю поверхность судов и обеспечивает документооборот их деятельности. Даже с IMO отслеживание того, что судоходная отрасль называет «бенефициарными владельцами», требует определенного уровня мастерства. На Западе следователи и страховые компании используют базы данных, подобные Lloyd’s List, для которых требуется подписка, которая может стоить тысячи долларов в год. Список Ллойда и даже морской транспорт проходят процедуру проверки, и доступ к их сайтам в Йемене и Иране может быть затруднен. Но эксперты говорят, что иранская и хуситская разведка могла бы легко преодолеть это. «Если бы у хуситов или Ирана был доступ к разведданным от людей, имеющих опыт работы в сфере коммерческих перевозок, было бы относительно легко определить бенефициарного владельца, не полагаясь на информацию с платных каналов связи», — сказал Бокманн в интервью для MEE. США заявили, что хуситы без разбора нападают на суда в Красном море, но Дирк Сибелс, эксперт по безопасности на море датской фирмы по оценке рисков Risk Intelligence, сказал, что это «политический аргумент, а не тот, который подкреплен имеющимися доказательствами» и добавил: «Хуситы понесли некоторый сопутствующий ущерб, но в целом они были довольно точны». На прошлой неделе хуситы атаковали танкер Marlin Luanda, несмотря на то, что он перевозил очищенные российские нефтепродукты, но это скорее ошибка. Тем интереснее, что сразу же после этого инцидента делегация хуситов посетила Москву и провела здесь переговоры. Но важно также, что само атакованное судно эксплуатируется британской компанией от имени фирмы по торговле сырьевыми товарами Trafigura, которая находится в Сингапуре и управляется генеральным директором из Австралии. Были атакованы и другие корабли, не имеющие явных связей с Израилем или даже США и Великобританией. Но сами хуситы публично заявляли, что они не будут нацеливаться на корабли из Китая и России, пока суда не связаны с Израилем. На прошлой неделе МВФ заявил, что контейнерные перевозки через Красное море сократились на 30% по сравнению с тем, что было до войны в Газе. Судоходные гиганты Maersk и Hapag-Lloyd избегают Красного моря в пользу более длительных путешествий вокруг Африки в результате нападений хуситов, хотя многие суда, связанные с Китаем, Россией и арабскими государствами, продолжают осуществлять транзит. В списке Ллойда говорилось, что на прошлой неделе только в Красном море все еще находилось 199 грузовых судов. Эксперты энергетической отрасли говорят, что суда с российской нефтью все еще проходят транзитом через Красное море вместе с судами Saudi Aramco. Крупный китайский судовладелец Cosco пошел в обход, но с тех пор, как начались нападения хуситов, появились новые китайские судоходные пути, рекламирующие свой транзит через Красное море с заходами в порты Стамбула в Турции и Джидды в Саудовской Аравии, в попытке извлечь выгоду из нехватки судов. Судоходные компании и владельцы судов также записывают на свой счет солидные прибыли в результате атак. Вынуждая суда, совершающие торговые рейсы Восток-Запад, совершать более длительное путешествие вокруг Африки, хуситы сократили предложение судов на рынке и увеличили дополнительные транспортные расходы, которые могут переложить на плечи потребителей. Стоимость доставки стандартного 40-футового контейнера из Азии в Северную Европу выросла более чем в четыре раза, по данным Xeneta. Снова подчеркнем, что в результате этой войны никто не страдает, кроме «избранных» компаний США, Великобритании и Израиля. Да и то очень условно. США попросили Китай использовать свои связи с Ираном, чтобы попытаться обуздать хуситов, но на прошлой неделе министр обороны США Ллойд Остин заявил, что Вашингтон не видел «никаких видимых доказательств» того, что Пекин это делает: «Иранцы очень довольны созданным хуситами образом безопасности для российских и китайских судов».