по материалам Joint Special Operations University, США
- Иранские союзники в Йемене
Йемен представляет собой сложную страну с постоянно меняющейся ситуацией в области безопасности и одной из самых опасных зон, подверженных насилию, на Ближнем Востоке. Его недавняя политическая история состоит из поддерживаемых извне групп боевиков, многочисленных гражданских войн и вооруженного сопротивления, племенных сил, имеющих доступ к современному оружию, исторической вражды между севером и югом. Дезертирство политиков и военных и изменение динамики власти среди местных элит поддерживали крайне деструктивную обстановку в Йемене, где каждый участник использовал стратегию баланса угроз, чтобы выжить. В дополнение к сложной динамике в области безопасности, в глазах Запада Йемен, на первый взгляд, выглядит как страна с растущей межконфессиональной разломной линией между суннитским и шиитским населением. Хаос в Йемене обеспечивает Иран и его соседнего геополитического соперника, Саудовскую Аравию поводом для ведения регионального опосредованного конфликта. Прежде чем анализировать природу, масштабы и влияние иранского вмешательства в Йемен, важно подчеркнуть влияние стратегических факторов, которые создают условия для нынешних сложных взаимодействий между рядом местных, региональных и глобальных игроков.
Этно-религиозный контекст и структура возможностей иранских доверенных лиц
С социокультурной точки зрения оценки правительства США показывают, что Йемен почти полностью состоит из мусульман: примерно 65% населения Йемена составляют сунниты, а остальные 35% — шииты. Однако, по другим оценкам, шиитское и суннитское население Йемена примерно одинаково. Исследование, проведенное Колумбийским университетом, показало, что сунниты Йемена составляют 56%, а йеменские шииты составляют 43%. Исторически шиитское население Йемена считалось религиозным меньшинством, хотя шииты-зейдиты возглавляли имамат, который просуществовал на протяжении 1000 лет до политических преобразований 1962 года. Суннитское население Йемена в основном придерживается шафиитской школы исламской юриспруденции, которая также доминирует на Африканском Роге и в Индонезии. Исторически сложилось так, что между зейдитами и шафиитами установились в основном гармоничные отношения, и с 1970-х годов в обеих общинах наблюдается рост числа браков между ними. Существуют также общины верующих маликитского и ханбалитского толка, которые распространены соответственно в Северной Африке и Саудовской Аравии. Внедрение ваххабитского варианта ханбалитского ислама в последние десятилетия было целенаправленным проектом Саудовской Аравии. В частности, саудовцы выделили значительное финансирование религиозным и образовательным учреждениям, в первую очередь в северных районах Йемена, где проживают зейдиты. Кроме того, элементы режима бывшего президента А.А.Салеха пропагандировали ваххабизм и приветствовали бойцов-моджахедов, которые воевали в Афганистане и вернулись после вывода советских войск. Эти два фактора дали суннитским джихадистским группировкам, таким как «Аль-Каида» и ИГ, некоторую ограниченную возможность заручиться поддержкой на местах, но по большей части Йемен является их союзником по местным и племенным политическим причинам, а не по идеологическим или религиозным. В то время как подавляющее большинство мусульман-шиитов в Йемене являются зейдитами, есть также йеменские шииты, которые следуют исмаилитской и джафаритской школам шиитской юриспруденции, которые выражают широкий идеологический отход от учения зейдитов, прежде всего в непогрешимости имамата, который передается от отца к сыну. В силу политической истории размер общины зейдитов всегда был важным фактором в том, как устроено йеменское государство. Важно отметить, что зейдиты значительно расходятся с иранской системой верований. Зейдиты отвергают наследственный имамат, концепцию скрытого Махди и велайят-э-факих. Они также не поддерживают институт и верховенство аятолл, за которые выступает иранский режим. Географически йеменские сунниты в основном проживают в южных и юго-восточных регионах страны, связанных с бывшей марксистской НДРЙ. Йеменские шииты-зейдиты проживают в основном на северо-западных территориях страны, на территории бывшей Йеменской Арабской Республики, а смешанные общины, как правило, встречаются в крупных мегаполисах, таких как Сана и Аден. Хотя существует общая географическая корреляция с религией, в некоторых племенах есть как сунниты, так и шииты, что делает анализ, основанный исключительно на суннитско-шиитском межконфессиональном конфликте, весьма проблематичным. Также есть некоторые немусульманские группы в Йемене, включая христиан, бахаи, евреев, индуистов, Как и в случае с Сирией, до начала открытых военных действий у Ирана были ограниченные возможности заручиться долгосрочной поддержкой со стороны коренного населения Йемена. Теологические различия между йеменскими зейдитами и иранским шиизмом имеют глубокие корни. Некоторые ученые считают, что зейдитский шиизм имеет больше общего с суннитским исламом, чем иранская версия шиизма. Действительно, многие в общине зейдитов опасались потери идентичности и практики из-за расширения суннитских традиций и, что более опасно, внедрения ваххабитского суннизма.
Хотя США и их союзники по Персидскому заливу рассматривают конфликт через политические призмы противостояния суннитов и шиитов и Запада и Ирана, у движения хуситов («Ансар Аллах») и Ирана мало пересекающихся интересов. Движение хуситов является преимущественно йеменским политическим феноменом, которое использует племенную политику, бизнес-интересы, интересы элиты и оказывает большее влияние на различные фракции, чем шиизм, чтобы заручиться поддержкой, и его восхождение является частью более масштабной истории политического конфликта внутри раздробленного государства. Правительство Ирана, состоящее из этнических персов, не имеет давних связей с арабским населением Йемена или его политическим истеблишментом. С точки зрения отношений принципала-агента, этно-религиозная основа для превращения хуситов в надежного посредника не очень хороша для Ирана. До тех пор, пока в Йемене идет активный конфликт, иранское оружие и подготовка представляют ценность для хуситов. В условиях мира движение хуситов как спонсируемый агент может принять решение о существенном разрыве отношений, поскольку внутренняя и международная политика предоставляет новые альтернативы. Что еще более важно, движению хуситов удалось заручиться определенной поддержкой населения, политически разочарованного режимом, управляемым элитой, официально признанным международным сообществом. В условиях ослабления конфликта могут проявиться расколы внутри общины зейдитов и среди других недовольных групп населения, что смягчит воздействие движения хуситов и уменьшит влияние Ирана.
Баланс угроз в политике Йемена
Несмотря на то, что в йеменском обществе существует множество факторов стресса и напряженности, существует пять критических угроз, имеющих отношение к вмешательству Ирана.
Во-первых, и это касается движения хуситов, среди зейдитов десятилетиями существовало мнение, что система их верований и идентичность подвергаются нападкам как со стороны светского государства, так и со стороны вторгающегося ваххабитского прозелитизма.
Во-вторых, будучи неопатримониальным режимом, президент А.А.Салех всегда рассматривал поддержание режима как основную цель, и с 2000 года его коалиции угрожали многочисленные общественные движения.
В-третьих, провинции, связанные с бывшей НДРЙ на юге, долгое время чувствовали себя маргинализированными режимом Салеха и теперь рассматривают северное движение зейдитов как посягательство на их ресурсы и общество. Следовательно, они возобновили призывы к независимости через Южный переходный совет (ЮПС).
В-четвертых, у молодежи Йемена есть претензии, которые расходятся как с движением хуситов, так и с ЮПС и элиты бывшего режима. Их проблемы, социальная масса и способность привлекать сторонников из всех социальных слоев были необходимы для свержения режима Салеха.
Наконец, и в связи со всем вышесказанным, Саудовская Аравия признает, что Йемен является потенциальным источником угрозы по целому ряду причин. Успехи, достигнутые как демократическими активистами, так и движением хуситов, представляли особую угрозу для правительства Саудовской Аравии.
Угроза идентичности зейдитов
Смена режима с имамата зейдитов при Йеменском королевстве на Йеменскую Арабскую Республику в 1962 году была во многом обусловлена восприятием плохих результатов имамата в области управления и прав человека. Многие зейдиты согласились с необходимостью этого перехода и помогли ему произойти институционально и политически. В ответ на религиозную основу предыдущего режима Йеменская Республика приняла платформу светского правительства и поставила перед собой цель создать единую мусульманскую идентичность, которая примирила бы различия между зейдитским и шафиитским исламом, одновременно повышая уважение к государству. По сути, зейдиты должны были быть нейтрализованы в попытке предотвратить контрреволюцию в будущем. После своего вступления на пост президента в 1979 году Али Абдалла Салех начал править с помощью неопатриотической системы распределения благ, учитывая его происхождение как светского, неидеологического военного офицера с наследием зейдитов. Его главной политической заботой было предотвращение формирования движения зейдитов, и для обеспечения безопасности своего режима он использовал комбинацию национализма, поощрения ваххабитского и салафитского исламского образования и организаций, а также подавления движений зейдитов.
Политическое значение и физическое присутствие ваххабитов и салафитов
Роль Ислама значительно возрос после объединения ЙР и НДРЙ в 1990 году. Как президент объединенного Йемена, Салех теперь столкнулся с еще одной проблемой — распространением патронажа государства на южные избирательные округа. Его главной стратегией было разделять и властвовать, что означало создание избирательных округов в как можно большем количестве мест и среди как можно большего числа племен или социокультурных факторов. Отчасти для того, чтобы ослабить влияние бывшего коммунистического Южного Йемена, Салех заручился поддержкой суннитских племен, что в некоторых случаях означало возвращение джихадистов из Афганистана и расширение их влияния в северных районах, где проживали зейдиты. Когда юг страны восстал против Салеха в 1994 году силы ваххабитов и салафитов, объединившиеся с режимом, помогли ему победить повстанцев и заслужили место в системе распределения трофеев режима. К началу 1990-х годов многие зейдиты стали воспринимать йеменское правительство как открыто враждебное по отношению к их идентичности и религиозным практикам, а включение ваххабитских и салафитских элементов в политическую коалицию Салеха указывало на будущие проблемы. Следовательно, вскоре после объединения началось «пробуждение зейдитов», когда свержения Салеха открыло политическое пространство для свободного движения гражданского общества и новых политических партий. После десятилетий политической маргинализации и растущего влияния экстремистских суннитских элементов в их историческом сердце ряд зейдитских священнослужителей и интеллектуалов попытались обратить вспять «интеллектуальное поражение» своей исламской школы юриспруденции и практики. Два события, в частности, имели важное значение для возрождения зейдитского шиизма в Йемене в этот период: общественное движение под названием «Шабаб аль-Муминин» (SАМ/верующая молодежь) и политическая партия под названием «Хизб аль-Хакк». SAM былл основано с целью возрождения зейдитского шиизма путем обучения молодежи истории, философии и практике зейдитов перед лицом агрессивного вторжения ваххабитов и салафитов в Сааду, исторически важный регион проживания зейдитов, граничащий с Саудовской Аравией. Студенты из Саудовской Аравии и финансируемых правительством учреждений разрушили мечети и гробницы зейдитов в Сааде в начале 1990-х годов. Саада также была домом для известной ученой семьи зейдитов, и лидер Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси решил организовать свою сообщество, чтобы обратить вспять тенденцию вместе с другими видными лидерами зейдитов. SAM сосредоточилось на образовательной деятельности, такой как учебные кружки, пропаганда и празднование фестивалей зейдитов и распространение их религиозных текстов. В то время как молодежь была в центре внимания, движение SAM охватило все поколения и племена. В дополнение к общественному движению, ориентированному на молодежь, аль-Хуси также помог сформировать «Хизб аль-Хакк», политическую партию, призванную оказывать влияние на новое объединенное правительство Йемена при президенте Салехе. Хотя «Хизб аль-Хакк» состояла преимущественно из зейдитов, в первые годы в ее состав входили сунниты, такие, как шафииты и ханафиты из южных провинций Йемена, которые сочувствовали опасениям зейдитов по поводу вторжения в доктрину ханбалитства. «Хизб аль-Хакк» во время своего основания не стремилась к восстановлению зейдитского имамата; скорее, ее целью было создание современного зейдитского шиизма, совместимого с республиканской системой. Какое-то время Салех терпимо относился к SAM и «Хизб аль-Хакк» как к средству уравновешивания растущего ваххабизма. и влияния салафитов на севере и даже пригласил аль-Хуси присоединиться к его партии в 1993-1997 годах. Однако к концу 1990-х годов «Хизб аль-Хакк» стала оппозиционной партией президенту Салеху, поскольку он начал экономически маргинализировать зейдитов на севере, одновременно расширяя свои отношения с суннитскими избирательными округами и элитами. После терактов в 11 сентября 2001 г. президент Салех встал на сторону Соединенных Штатов в войне с терроризмом, позиция, что аль-Хуси, в частности, счел неприемлемым, и антитеррористические инициативы Салеха ознаменовали вторую фазу движения аль-Хуси, когда он стал более открыто выступать против режима. В этот момент в общине зейдитов произошел политический раскол, поскольку многие городские зейдиты стремились к политическим и экономическим реформам, в то время как SAM трансформировалось в вооруженное ополчение движения хуситов. Конфликт между аль-Хуси и Салехом усилился после вторжения США в Ирак в 2003 году, поскольку лояльные аль-Хуси зейдиты приняли антиамериканские и антиизраильские лозунги как часть более широкого антирежимного нарратива. Некоторые наблюдатели считают, что SAM использовало эту формулировку в тактических целях для обращения к более широкому кругу йеменцев за пределами Северного Йемена. Другие утверждают, что Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси и ряд его помощников, таких как Мухаммед Салем Аззан и Абдул-Карим Джадбан, развили сильные идеологические и личные отношения с Ираном и ливанской «Хизбаллой», пока они жили за границей. К июню 2004 года Салех счел, что движение аль-Хуси стало слишком влиятельным на севере из-за его племенных связей, поэтому он приказал своим военным захватить или убить его. В сентябре 2004 года аль-Хуси был убит правительственными войсками, что ускорило полномасштабное движение хуситов, которое сейчас набирает силу. В ответ на стойкую вооруженную оппозицию хуситов, Салех нанял бойцов-салафитов наряду со своими военными и, чтобы заручиться поддержкой как Соединенных Штатов, так и Саудовской Аравии, назвал хуситов «поддерживаемым Ираном повстанческим движением, направленным на восстановление шиитского имамата зейдитов». Во время основания SAM идея имамата не была политической целью, но недавние исследования предполагают, что такой переход мог произойти после шестнадцати лет конфликта. Хотя была очевидной основой движения хуситов является идентичность зейдитов и религиозные проблемы, его военный и политический успех в значительной степени обусловлен его способностью использовать широко распространенное недовольство населения йеменским правительством при бышем президенте А.А.Салеха и следующем президенте А.М.Хади в контексте племенного характера йеменской политики. Например, хуситы смогли захватить столицу, Сану, благодаря военной помощи бывшего президента Али Абдаллы Салеха в попытке ослабить трех своих племенных соперников. Учитывая недавний опыт борьбы с центральным правительством и экспансионизмом ваххабитов и салафитов в зейдитских районах при поддержке правительства, религиозные зейдиты, вероятно, будут воспринимать правительство, не находящееся под их контролем, как угрозу. Военные нападения на бывший режим Али Абдаллы Салеха по иронии судьбы в значительной степени способствовали росту и распространению движения хуситов. Десять лет назад хуситы не имели сильной социальной поддержки со стороны других племен, и их легитимность среди многих зейдитов была минимальной; однако, когда прежний режим убил Хусейна Бадр ад-Дин Аль-Хуси в 2004 году ситуация начала меняться. С тех пор правительство выдвинуло инспирированные средствами массовой информации обвинения против всех зейдитов, вместо того чтобы сосредоточиться только на хуситах, которые в то время составляли небольшое число. Кроме того, правительство начало бороться с хуситами с помощью своей армии и путем создания племенных ополчений. В этой борьбе участвовали не только те, кто поддерживал хуситов и правительственные силы, но и сотни соплеменников, которые теперь стремились отомстить. Следовательно, эти беспорядки начали оформляться скорее как религиозная и племенная война, чем как своего рода политическая нестабильность. Угроза шиизму зейдитов имеет как внутренних, так и внешних спонсоров, и вновь обретенному политическому и военному господству потребуется поддержка для поддержания, учитывая разрушенный фундамент экономической и политической инфраструктуры Йемена.
Расширение сети посредников: иранское влияние в Йемене после 2014 года
Несмотря на то, что существует связь между Ираном и движением хуситов, не совсем ясно, какие возможности иранцы предоставили хуситам. В интервью Al Arab один из основателей SAM, Мухаммед Эззан аль-Хуси определил движение хуситов как не имеющее религиозное отношение к Ирану или шиитским двунадесятникам. Вместо этого он утверждал, что отношения с Ираном носят исключительно политический характер. Тем не менее, поскольку Йемен исторически и традиционно был источником нестабильности для саудовцев, с точки зрения Ирана и «Хизбаллы» хуситы кажутся естественным партнером для Тегерана. Есть сообщения о том, что Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хути взаимодействовал с Ираном и ливанской «Хизбаллой» или проходил подготовку у них, но степень контактов неясна. С религиозной точки зрения шиитов, движение хуситов, похоже, плохо сочетается с Ираном и «Хизбаллой», но все трое действительно сталкиваются с системными угрозами со стороны Запада и мусульман-суннитов. Возможно, что «Хизбалла» сыграла роль успешного наставника арабских шиитов. В своей войне против саудовской коалиции хуситы видят себя в ситуации, аналогичной ситуации «Хизбаллы», сражающейся с израильтянами. Несмотря на их различия как шиитских группировок, два движения имеют естественную идеологическую направленность против Запада и Саудовской Аравии. Новостные сообщения предполагают, что помимо военного обучения, «Хизбалла» также предоставила хуситам столь необходимый опыт в области политических и стратегических коммуникаций. Хотя сроки и масштабы иранской финансовой, военной и политической поддержки хуситов неизвестны, имеются сообщения об ограниченной помощи, датируемой 2003 годом, но мало убедительных свидетельств значимого взаимодействия до 2011 года. Известно лишь, что Иран помог установить связи между арабской шиитской ливанской «Хизбаллой» и движением хуситов, И известно, что высокопоставленные офицеры «Аль-Кудс» действуют в Йемене. Некоторые эксперты утверждают, что до гамбита движения хуситов в отношении Саны не существовала большая нужда в иностранной военной помощи, поскольку хуситы могли легко получить оружие в Йемене через племенные связи или от коррумпированных военнослужащих. Но по мере роста повстанческого движения потребность во внешних покровителях, обладающих материально-техническим и политическим опытом управления государственными делами в расколотом государстве, требовала внешнего руководства и ресурсов. Например, в одном отчете говорится, что «Хизбалла» управляет тренировочными центрами в Йемене. «Хизбалла», как и Иран, имеет корни в общественном движении и использует комбинацию военной и политической организации для установления глубоких корней и легитимности среди населения. «Хизб аль-Хак», например, рассматривается йеменским правительством в качестве агента движения хуситов, во многом похожего на ливанскую «Хизбаллу». Однако с 2014 года, между движением хуситов, Ираном и ливанской «Хизбаллой» сложились иные отношения. С 2003 года риторика хуситов содержала антиамериканские и антиизраильские позиции, но к 2015 году она, похоже, стала более активной частью оппозиции глобальному порядку безопасности. Действительно, только в 2015 году Иран публично объявил о своей поддержке правительства хуситов, базирующегося в Сане, через несколько месяцев после того, как оно захватило контроль над столицей страны. На сегодняшний день было произведено семь морских захватов предполагаемого иранского оружия, предназначенного для хуситов. Неудивительно, что движение хуситов может воспринимать более значительный баланс угроз внутри Йемена, требующий аналогичной поддержки со стороны международного покровителя, такого как Иран. Однако в последнее время, по-видимому, наметилась тенденция к тому, что руководство хуситов проводит политику, более соответствующую политическим интересам Ирана, даже если она противоречива в йеменском контексте.