О давление властей Алжира на частный бизнес

Алжирские власти в попытке сдержать цены начали давление на национальных производителей продуктов питания. Однако в попытке лишить их прибылей они способны вытеснить по крайней мере часть их за пределы Алжира.

4 февраля текущего года алжирские власти начали новый этап борьбы против собственного бизнеса. Началось с того, что министр торговли и содействия экспорту Тойиб Зитуни обвинил национальных производителей безалкогольных напитков в необоснованном завышении цен на свою продукцию. Произошло это на открытии им 3-й Международной выставки производителей напитков и жидких пищевых продуктов (Bevalg) в Алжире.

Никакое «внезапное и необоснованное повышение цен на безалкогольные напитки недопустимо», — предупредил он их.

Выраженные им претензии касались прежде всего двух компаний, выпускающих такую продукцию – Hamoud Boualem и Spa Fruital.

Зитуни подчеркнул, что им и их коллегам необходимо в определении ценообразования исходить из себестоимости сырья и если соблюдать это правило, то «никакого внезапного и несанкционированного повышения не произойдет. Производителям напитков важно помнить о действующих законах, контролирующих цены на субсидируемые товары». А таковыми согласно его утверждению, в Алжире являются почти все наименования выпускаемой здесь продукции.

В частности, Зитуни указал, что власти страны «субсидируют газ, электричество, воду, предоставляют инвестиции и даже льготные банковские кредиты. Кроме того, в законе о финансах на 2024 год не предусматривается повышения налогов. Такое поручение дал президент республики Абдельмаджид Теббун, сделавший сохранение покупательной способности граждан национальным приоритетом», — подытожил министр.

А раз так, то, согласно Зитуни, отмечаемые в последний год заметные увеличения стоимости безалкогольных напитков алжирскими производителями являются «неоправданными» и будут жестко караться.

В частности, министр пообещал, что виновные в подобном будут подвергаться уголовному преследованию как спекулянты. Которым согласно внесенным в последние годы изменениям в алжирское законодательство грозят не только драконовские штрафы на десятки и сотни тысяч долларов, но и даже в исключительных случаях пожизненное заключение.

В этой связи Зитуни предупредил, что его подчиненные будут жестко контролировать всех 58 производителей напитков, действующих на алжирском рынке.

Что же касается упомянутые им две компании-нарушительницы, то он потребовал от них немедленно «вернуть первоначальную цену своей продукции» во избежание уголовного преследования.

Зитуни при этом предупредил, что «ударит железной рукой» по всем пытающимся «нажиться на ценах», и снисхождения после сделанного им предупреждения не будет никому.

Также министр призвал производителей напитков держать контакт с властями и своевременно предупреждать о любых, даже самых незначительных попытках повысить стоимость своей продукции. Для этого, как подчеркнул Зитуни, они должны привести убедительные доказательства, которых пока ему якобы представлено не было.

Более того, он призвал производителей напитков в преддверии месяца Рамадан, в течение которого наблюдается увеличение потребления безалкогольных напитков, «предусмотреть рекламные цены на этот месяц милосердия». То есть, в переводе на русский язык, вопреки всем правилам торговли и экономики, снизить стоимость востребованной продукции и лишить себя заметной  части прибыли.

И, наконец, Зитуни намекнул на то, что не спустит производителям безалкогольных напитков и возможное ухудшение их качества, чем они способны восполнить недостающие прибыли. Министр заверил, что его подчиненные регулярно проверяют его, «особенно на предприятиях, и пока они соответствуют всем санитарным условиям».

Данная оговорка не случайна – видимо, Зитуни «прозрачно намекает» на то, что оштрафует или закроет нарушителей своих требований. Благо алжирское законодательство предусматривает это в случае «любого превышения веществ и компонентов, способных причинить вред здоровью человека».

И министр напомнил, что в Алжире норма содержания сахара – 105 грамм на литр. Она согласована руководством министерств торговли, здравоохранения, промышленности и гидравлики, и регулируется законодательными актами.

При этом Зитуни выразил надежду еще больше снизить этот показатель, считая его «все еще высоким».

Что же касается подозрений министра относительно соблюдения качества продукции, то они небеспочвенны. Дело в том, что подобные нарушения ранее были замечены в отношении хлебопекарен, которые, будучи невозможны повышать стоимость своей продукции, компенсировали это уменьшением ее веса и применением муки худшего качества.

При этом Зитуни оценил общий объем рынка безалкогольных напитков в Алжире в 2,5 млрд динаров (около 20 миллионов евро) в месяц, считая эти показатели вполне достаточными не только для удовлетворения внутренних нужд, но и для экспорта.

А потому, согласно напрашивающемуся выводу, импортировать иностранные товары, что приводит к оттоку капиталов из страны, незачем. Более того – Зитуни призвал желающих заработать на своей продукции больше ее экспортировать. В этой связи он объявил, что ставит цель на 2024 год – дивиденды производителей безалкогольных напитков от экспорта должны полностью перекрыть счета за их импорт с «образованием положительного сальдо торгового баланса».

Однако производители безалкогольных напитков с ним не согласны. Они ссылаются на расчеты аналитиков из европейских стран, согласно которым в последние годы объем рынка такой продукции в Алжире колебался в диапазоне 100 – 130 млн евро ежемесячно. Соответственно, если сосредоточиться на вывозе алжирских напитков за рубеж, то сами алжирцы могут остаться без них. Что будет весьма чувствительно особенно в жаркие летние месяцы.

Кроме того, производители таких напитков, признавая, что за 2023 год стоимость их продукции выросла на 13,26%(второе место в списке наиболее подорожавших в Алжире продуктов), объясняют произошедшее «физической необходимостью». И что если они исполнят требования Зитуни, то им будет невыгодно заниматься своим бизнесом.

Производители напитков в том числе указывают, что необходимость повышения стоимости диктуется инфляцией (по официальным данным более семи процентов), ростом стоимости рабочей силы, различных сопутствующих услуг и иностранных компонентов, идущих на производство безалкогольных напитков.

Впрочем, по данным алжирских властей, виновные в завышениях стоимости своей продукции уже переписывают свои ценники согласно спущенным сверху распоряжениям, чтобы не оказаться в тюрьме. Однако это вовсе не означает того, что они сохранят свои производства в будущем. Во всяком случае, в том объеме, в каком это сейчас есть.

Одним из способов борьбы с волюнтаризмом властей, не замечающих всего этого, служит все больший перевод бизнеса за пределы Алжира. Причем это касается и других производителей пищевой продукции, на которых Зитуни намеревается распространить свой опыт борьбы против повышения стоимости безалкогольных напитков. В частности, этим сейчас занимается известная компания-производитель продовольствия Cevital, подвергшаяся давлению властей, требующих от нее снизить расценки на выпускаемую ей продукцию.

55.73MB | MySQL:116 | 0,567sec