О критике энергетического соглашения между Турцией и ОАЭ

Оппозиционные законодатели и группы гражданского общества подвергли критике в связи с одобрением энергетического соглашения между Турцией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), подписанного в июле 2023 года, которое президент Реджеп Тайип Эрдоган направил в парламент на утверждение 12 декабря. Оппозиция обвиняет испытывающее финансовые трудности правительство Эрдогана в предоставлении привилегий ОАЭ в обмен на финансовую поддержку. По мнению оппозиции, соглашение рассматривается как препятствующее конкуренции, поскольку отдает предпочтение ОАЭ в энергетическом секторе, тем самым ограничивая возможности для местных и других иностранных компаний. Соглашение, которое будет действовать в течение 10 лет, охватывает проекты строительства ветряных, солнечных, гидроэлектростанций и электростанций, работающих на угле. В то время как турецкая сторона содействует выделению земли, упрощению регулирования и соблюдению экологических требований,  ОАЭ предоставят финансирование. В тексте, обосновывающем соглашение, направленном в парламент, Эрдоган заявил, что ОАЭ в последние годы проявляют повышенный интерес к возобновляемым источникам энергии, наряду со значительными запасами нефти и природного газа, что согласуется с глобальными усилиями по преобразованию энергетики. По словам Эрдогана, соглашение направлено на содействие проектам в области технологий возобновляемой и экологически чистой энергии, аккумуляторных батарей, линий электропередачи, тепловых электростанций на природном газе или экологически чистых и бытовых угольных электростанциях, редкоземельных элементов, улавливания, использования и хранения углерода, энергоэффективности, ядерной энергетики и углеводородов в обеих странах и в третьих странах. По мере необходимости между сторонами могут быть заключены дополнительные соглашения для развития инвестиционных проектов. «Соглашение способствует установлению стратегического партнерства в энергетическом секторе между двумя странами, увеличению взаимных инвестиций и укреплению сотрудничества», — добавил Эрдоган.

Согласно соглашению, стороны будут разрабатывать и реализовывать различные проекты в Турции. Эти проекты включают инициативы в области возобновляемых источников энергии и экологически чистой энергетики, такие как проекты морской ветроэнергетики мощностью до 2500 МВт, проекты береговой ветроэнергетики и солнечной энергетики с оптимизированной емкостью аккумуляторных батарей до 3000 МВт и проекты по производству экологически чистого водорода и / или аммиака мощностью до 5000 МВт. Кроме того, соглашение распространяется на проекты гидроаккумулирующих электростанций мощностью до 2000 МВт.
Кроме того, стороны договорились сотрудничать в проектах электросетевого хозяйства и передачи электроэнергии, включая проекты по хранению аккумуляторных батарей мощностью до 1000 МВт и проекты по объединению электроэнергии в третьих странах.
Что касается тепловых электростанций, соглашение охватывает проекты газотурбинных электростанций комбинированного цикла общей мощностью до 3000 МВт, включая планируемую электростанцию комбинированного цикла мощностью от 1200 МВт до 1800 МВт в Амбарли, Стамбул. Кроме того, сюда включены проекты экологически чистых местных электростанций на угле мощностью до 3000 МВт. Соглашение также касается природных ресурсов и новых технологий, при этом проекты сосредоточены на редкоземельных металлах, других инициативах, связанных с водородом, а также улавливании, утилизации и хранении углерода. Наконец, стороны взяли на себя обязательство продвигать энергоэффективность посредством таких проектов, как использование отработанного тепла и возобновляемых источников тепла, инициативы в области централизованного теплоснабжения и охлаждения, инвестиции в энергоэффективность в секторах конечного потребления и сотрудничество в проектах энергосервисных компаний (ESCO).

На заседании парламентского комитета на прошлой неделе депутат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии и теневой министр энергетики Дениз Явузылмаз заявил, что ОАЭ получили даже больше привилегий, чем те, которые были предоставлены России в отношении строящейся в настоящее время атомной электростанции «Аккую» на средиземноморском побережье Турции, охарактеризовав соглашение как политическую капитуляцию. Он сказал, что инвестиции, которые должны быть сделаны, были обеспечены двусторонним международным соглашением и стремились быть освобожденными от внутреннего правового контроля. Палата инженеров-электриков опубликовала заявление с критикой соглашения, назвав его процессом предоставления привилегий без проведения тендеров. В соглашении приоритет отдается выделению ОАЭ природных ресурсов и территорий для производства электроэнергии без наложения каких-либо обязательств, что потенциально позволяет им получать прибыль. Она планирует выделить мощности для различных энергетических проектов, включая морскую энергию ветра, гидроэлектростанции и системы возобновляемой энергетики, что составляет значительную часть энергетических мощностей Турции, заявила палата. Палата также утверждает, что другое международное соглашение с Саудовской Аравией, хотя детали остаются нераскрытыми, предполагает сотрудничество в области важнейших полезных ископаемых, необходимых для новых технологий. Сюда входят полезные ископаемые, используемые в электромобилях и солнечных батареях, что вызывает обеспокоенность по поводу контроля Турции над стратегическими ресурсами. «Эти соглашения рискуют поставить под угрозу суверенитет и будущее Турции, предоставляя неоправданные привилегии и потенциально передавая контроль над жизненно важными ресурсами иностранным организациям», — говорится в заявлении.

Журналист-ветеран Чигдем Токер, критикуя соглашение, напомнил заявление министра финансов Мехмета Шимшека в июле прошлого года после подписания соглашений в ОАЭ, в котором он выразил благодарность за продолжающуюся решительную поддержку ОАЭ Турции. По словам Токера, предоставление привилегий, похожих на капитуляцию, при выражении благодарности действительно странно. Такой сценарий, который официально приравнивается к преклонению перед ОАЭ, вызывает вопрос: «Какова цена этих привилегий?». Токер задает риторические вопросы: «Являются ли эти привилегии платой за соглашения о свопах, которые помогают представить резервы в центральном банке как полные, когда они истощаются? Если нет, то какова еще цена?».

В июле президент Р.Т.Эрдоган посетил Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ с делегацией из 200 бизнесменов. Визит ознаменовал продолжение усилий, направленных на нормализацию отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ, с которыми Турция столкнулась в последние годы со значительными проблемами. Во время поездки Эрдоган провел переговоры с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом, эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани и лидером ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном. В центре внимания напряженной повестки дня Эрдогана были ожидаемые прямые иностранные инвестиции и проекты совместных предприятий, которых Турция ожидает от стран Персидского залива. По итогам визита турецкие официальные лица объявили, что ОАЭ предоставят кредиты на сумму 8,5 млрд долларов для возмещения ущерба, причиненного разрушительными землетрясениями 6 февраля 2023 года. В рамках этой помощи Эксимбанку будет перечислено 3 млрд долларов в качестве первоначального взноса. Кроме того, в 2022 году ОАЭ подписали соглашение о свопе на 5 млрд долларов с Центральным банком Турции. В отчете Bloomberg ранее указывалось, что Турция получит 25 млрд долларов в виде средств от стран Персидского залива в результате продажи компаний и приватизации. Reuters, с другой стороны, подчеркнуло, что ожидается 10 млрд долларов в краткосрочной перспективе и в общей сложности 30 млрд долларов прямых инвестиций в долгосрочной перспективе. Сообщения турецких СМИ вышли за рамки этих цифр, предполагая, что инвестиции в Турцию значительно превысят 50 млрд долларов.

55.5MB | MySQL:108 | 0,629sec