О перевооружении армии Катара на фоне проблем в военно-техническом сотрудничестве с Германией

Несмотря на свои относительно небольшие размеры, Катар превратился в мощную силу на мировой арене. Обладая значительными запасами газа и навыками эффективного влияния, Доха берет на себя ключевую роль фактического посредника в продолжающемся кризисе в Газе. Исторические разногласия с соседними странами усилили внимание Катара к укреплению своего военного потенциала. В этом стремлении страна стратегически диверсифицирует свой арсенал, в частности, за счет расширения связей с Германией, что свидетельствует о новой главе в ее оборонной стратегии, которая зависит от сотрудничества с Берлином.

Как указывают британские эксперты, перевооружение было важным элементом усилий Катара по укреплению своих позиций в качестве мощного игрока в регионе. Страна оказалась в нестабильном геополитическом климате. С тех пор страна, ставшая жертвой четырехлетней всеобъемлющей воздушной, сухопутной и морской блокады со стороны соседних стран ОАЭ, Саудовской Аравии и Бахрейна из-за того, что считалось безрассудными амбициями на международной арене и предполагаемой поддержкой исламистских группировок, стремящихся дестабилизировать регион, стремится избегать любого роста напряженности. Таким образом, укрепление своего оборонного потенциала посредством международных процессов закупок, оказание влияния на западные страны и примирение с региональными игроками стали основными целями внешней политики Катара. Геополитические амбиции Катара привели к тому, что он позиционирует себя в качестве посредника в контексте конфликта между Израилем и ХАМАСом, даже предоставляя убежище руководству ХАМАСа, к огорчению некоторых его западных партнеров (в частности, Германии), и использует свои огромные газовые ресурсы, чтобы утвердиться в качестве надежной альтернативы России. Его повышенную потребность в вооружениях следует понимать в этом контексте. В 2024 году военный потенциал Катара достигнет апогея и, несомненно, будет экспоненциально расширяться в течение оставшегося десятилетия. К концу года у ВВС Катара будет 94 самолета, процесс закупок для которых предполагал диверсификацию партнеров; среди прочего, в ВВС Катара используются французские Rafales, Eurofighter Typhoons, американские F15E и британские учебно-тренировочные самолеты BAE Hawk. Его ВМС скоро сможет похвастаться 4 корветами, 2 морскими патрульными кораблями и десантной платформой-доком (LPD), построенной итальянской компанией Fincantieri, а также французскими системами подавления беспилотных летательных аппаратов. Таким образом, Катару удалось сохранить определенную свободу выбора и пространство для маневра в случае замены неисправного оборудования или ненадежных партнеров за счет диверсификации своих военных закупок. Что касается его сухопутной армии, то она зависела почти исключительно от импорта из ФРГ, поскольку еще в 2013 году стала первым покупателем современного боевого танка Leopard 2A7 в рамках сделки с Krauss-Maffei Wegmann на общую сумму 1,89 млрд евро, включая гаубицы Pzh 2000. Сейчас армия  Катара является одной из самых хорошо оснащенных на Ближнем Востоке, в арсенале которой имеется широкий ассортимент немецкой продукции: Pzh 2000, Dingo, Fennek, что, в свою очередь, оставляет его с несколько связанными руками.

За последний год или около того торговые отношения Катара с Германией оказались напряженными из-за ряда различных социально-экономических и геополитических факторов. Зачастую неоднозначный подход Германии к экспорту вооружений является ключевым фактором. Коалиция «светофор» изначально стремилась ограничить экспорт оружия и принять закон о контроле в ходе предварительных переговоров по соглашению, инициированных СДПГ и «Зелеными». Однако ситуация изменилась после начала военной операции России на Украине, что привело к повороту в политике в области  экспорта вооружений. Канцлер Олаф Шольц (СДПГ) отменил добровольный запрет на поставки оружия для продолжающейся войны в своей речи «Поворотный момент» (Zeitenwende) 27 февраля 2022 года. Последовал резкий рост экспорта вооружений, в основном на Украину, но также и в страны, которые внешняя политика Германии традиционно полагала нежелательными для ВТС по моральным соображениям. Прежде всего,  Катар и Саудовская Аравия. Отказ Германии разрешить отправку ракет Taurus на Украину, похоже, осложняет ситуацию, наряду с растущими голосами в Бундестаге, призывающими Германию прекратить отношения с иностранными государствами, имеющими сомнительные показатели в области прав человека, тем более что Катар укрывает руководство ХАМАСа. «Варварская атака террористов ХАМАСа показывает, насколько важно бороться с финансированием терроризма. Если ХАМАС годами получал финансовую и нематериальную поддержку от Катара, Германия не может покупать миллиарды кубометров газа в качестве благодарности», — полагает  Майкл Крузе, представитель СвДП по энергетике и член правящей в ФРГ коалиции. Мартин Ширдеван, председатель Левой партии, повторил свой призыв расторгнуть газовую сделку. Он сослался на совместную резолюцию фракций «светофор» и «Союз», которая была принята в Бундестаге. В нем содержалось требование «решительно выступить против всех государств, которые финансово, вещественно или идеологически поддерживают террористические организации». Это противоречит тому факту, что федеральное правительство «продолжает одновременно ухаживать за одним из крупнейших сторонников ХАМАСа, эмиратом Катар», добавил он. Более того, некоторые в Германии  призывают к усилению контроля над экспортом вооружений путем определения общеевропейской экспортной доктрины, которая может сделать неформальные соглашения устаревшими. Это приняло форму Закона о контроле за экспортом оружия (REKG), который намерен закрепить соблюдение прав человека партнерами по экспорту оружия в законодательстве Германии. «Таким образом, ограничительная практика экспорта военной техники станет законом, как и укрепление европейского сотрудничества в области обороны. Политика ограничения экспорта вооружений является неотъемлемой частью нашей внешней политики и соответствует нашим интересам безопасности. Чем ближе другие страны к этой ценностной базе, тем более возможен и законен экспорт вооружений. Наши решения об экспорте вооружений должны соответствовать надежности государств-получателей в вопросах прав человека, верховенства закона и демократии», — объясняет Свен Гигольд, член Альянса 90 / Зеленых и государственный секретарь Федерального министерства экономики и борьбы с изменением климата, который лично участвовал не только в надзоре за экспортом оружия из Германии, но и в разработке нового законодательства. Учитывая резкий рост экспорта вооружений, лидер партии «Зеленых» Омид Нурипур призвал коалицию как можно скорее достичь консенсуса по закону о контроле. Он рассматривает новый рекорд как «печальную новость, поскольку она кое-что отражает в глобальной ситуации». Подчеркивая важность продвижения согласованного закона о контроле за экспортом вооружений, он ожидает его утверждения в следующем году. Этот закон может помешать усилиям Катара обойти существующие немецкие правила, например, пытаясь приобрести боевую бронированную машину Lynx производства Rheinmetall через ее венгерский филиал. Прошлой осенью завод посетила катарская делегация во главе с бригадным генералом доктором Юсуфом Ахмедом аль-Кайедом.

В Катаре внутриполитический климат в Германии представляет проблему в отношении приобретения и устойчивости программ, ограничивая способность потенциального покупателя действовать свободно. Катар, должно быть, не уверен, что Германия в условиях пристального политического контроля поддержит какие-либо соглашения с промышленными партнерами. К этому надо прибавить проблемы с постгарантийным обслуживанием немецкой продукции. Немецкие компании, используют сомнительную тактику, чтобы препятствовать участию третьей стороны в операциях по техническому обслуживанию тех же немецких танков на примере компании «Рейнметалл», отказываются поставлять диагностическое программное обеспечение, необходимым для поддержания боеготовности тех же танков. Политический альянс Германии привел к тому, что некоторым партнерам угрожали аннулированием экспортных соглашений, примером чего недавно стал конфликт Германии со Швейцарией, которая отказалась разрешить отправку боеприпасов немецкого производства на Украину, сославшись на ее нейтралитет. Министр обороны Катара Халид бен Мухаммед аль-Аттыя в этой ситуации проявляет предельную осторожность в своих отношениях с Германией из-за этих проблем. Непредсказуемая политическая позиция Германии может также создать неопределенность в долгосрочном сотрудничестве.

55.5MB | MySQL:108 | 0,556sec