О судебной тяжбе между Ираком и Турцией по делу об экспорте нефти из Иракского Курдистана

Турция должна будет выплатить Ираку 1.47 млрд долларов США. Таково решение вынес Окружной суд США.  Решение Багдада подать иск в Окружной суд США последовало за отказом Анкары выплатить компенсацию, назначенную Международной торговой палатой (ICC)13 февраля 2023 года. 10 апреля прошлого года 2023 года Ирак обратился в окружной суд США по округу Колумбия с иском о приведении в исполнение решения, требующего от Турции выплатить компенсацию Ираку в размере 1,47 млрд долларов, вытекающего из нарушения Турцией соглашения о трубопроводе, в котором она участвовала в рамках  экспорта сырой нефти из Иракского Курдистана, несмотря на неоднократные возражения Багдада. Санкции, вытекающие из решений ICC и федерального суда США, связано с незаконными нефтяными операциями, организованными Powertrans Petrol ve Enerji Tic. A.Ş (Powertrans), компанией, которой управляет Берат Албайрак, зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Несмотря на возражения федерального правительства Ирака, администрация Эрдогана способствовала транспортировке и продаже сотен миллионов баррелей нефти из иракского Региона Курдистан. Это было сделано на суше по трубопроводам, соединяющим иракские нефтяные месторождения Киркука с турецким портом Джейхан.  Два трубопровода, с трубой диаметром 40 дюймов и 46 дюймов, соединяют иракский Киркук с турецким регионом Юмурталик, облегчая транспортировку нефти в Джейхан. Эти трубопроводы были созданы в рамках межправительственных соглашений 1973 года с последующими поправками. Согласно этим соглашениям, Турция имеет право получать комиссионные за транспортировку, хранение и погрузку иракской нефти на своей территории. Каждая страна несет ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание участков трубопроводов, расположенных в пределах их соответствующих границ. Когда правительство Эрдогана согласилось содействовать транспортировке и продаже иракской нефти посредством спорных и непрозрачных соглашений с региональным правительством Курдистана (РегПК), направляя полученную прибыль Powertrans, Ирак оспорил это действие. Багдад утверждал, что Анкара нарушила соглашения, используя трубопроводы и хранилища без согласия Министерства нефти Ирака. В результате Ирак возбудил арбитражное дело против Турции и турецкой государственной компании Petroleum Pipeline Corporation (BOTAŞ) в ICC 23 мая 2014 года. Турция опровергла обвинения, выдвинутые иракским правительством, и ответила подачей иска, в котором утверждалось, что Ирак должен Турции 1,3 млрд долларов компенсации за предполагаемое нарушение соглашения о трубопроводе. В июне 2016 года ICC постановила, что претензии Ирака к Турции относятся к компетенции арбитража, исключая турецкого экспортера BOTAŞ из разбирательства. Следовательно, ICC решил возбудить дело против турецкого правительства как единственного ответчика по жалобе. В ходе проверки турецкое правительство  отказалось предоставить ICC около десятка документов, запрошенных BOTAŞ, которые должны были пролить свет на характер отношений между Турцией и РегПК, сославшись на конфиденциальность. Среди запрошенных документов были энергетические соглашения между турецкой стороной и РегПК, а также информация о процедурах оплаты и размере скидок, применяемых РегПК к нефти. По оценкам, общая стоимость скидок, примененных к нефти, экспортированной из Иракского Курдистана в период с 2014 по 2018 год, составила от 3,6 до 3,8 млрд долларов при общем объеме проданной нефти в 622 млн баррелей. В письме, направленном в BOTAŞ 17 июля 2017 года, турецкое правительство не только сослалось на конфиденциальность, но и заявило, что оно не смогло найти документы, несмотря на все свои усилия сделать это. В ответ на повторный запрос Багдада  ICC попросила обязать Турцию предоставить запрошенные документы и потребовала обоснования несоблюдения. Несмотря на это, в сентябре 2017 года Турция подтвердила свою позицию, заявив, что не может раскрыть запрошенные документы. Эти документы позволили бы получить решающее представление о том, как РегПК продавало нефть по ценам, значительно более низким, чем  рыночная стоимость, а также о характере сделки между Турцией и РегПК относительно распределения доходов и использования трубопроводных и портовых сооружений. ICC предложила Турции провести специальный генеральный процесс для независимой оценки обоснованности требований о конфиденциальности. Однако Турция отказалась участвовать в этом процессе в октябре 2017 года, выразив обеспокоенность по поводу возможного раскрытия условий секретных соглашений, которые она заключила с РегПК. В результате того, что правительство Турции не представило запрошенные документы, арбитры ICC были настроены против Турции. Турки также использовали различные тактики затягивания на протяжении всего процесса в ICC, включая подачу требования об отставке сэра Дэвида Артура Родса Уильямса, одного из арбитров, в августе 2022 года, утверждая, что ему не хватает умственных способностей. Однако ICC отклонила иск Турции против сэра Дэвида.

Поставка иракской нефти из Региона Курдистан в Турцию началась в октябре 2012 года, когда РегПК инициировало экспорт нефти наземным транспортом с использованием грузовиков при содействии Powertrans в рамках соглашения об эксклюзивном дистрибьюторе и брокере, которое, как сообщается, было рассчитано на следующие 50 лет. Иракские официальные лица утверждали, что любые соглашения, независимо заключенные с курдами, были незаконными, утверждая, что торговля курдской нефтью и газом без согласия центрального правительства приравнивается к контрабанде. Однако, несмотря на возражения, Анкара настаивала на своем. В том же году и РегПК, и Турция объявили о планах строительства нового трубопровода, соединяющегося с трубопроводом Киркук-Юмурталик, что позволило бы  экспортировать нефть по трубопроводам, а не грузовым транспортом. Турция также заключила ряд соглашений о сотрудничестве в области энергетики с РегПК, оказывая поддержку усилиям Эрбиля по подключению своей нефтетранспортной инфраструктуры к 40-дюймовому трубопроводу. В сентябре 2013 года при содействии Турции РегПК успешно завершило подключение к 40-дюймовому трубопроводу, который в то время не работал, и проводило испытания в течение следующих нескольких месяцев. Начиная с декабря 2013 года турецкое правительство использовало трубопроводную инфраструктуру и хранилища, которые, согласно соглашению о трубопроводе, были предназначены исключительно для использования Ираком, для транспортировки и хранения сырой нефти, перекачиваемой РегПК. В январе 2014 года РегПК инициировало прямую перекачку своей первой нефти в порт Джейхан, где правительство Турции разрешило РегПК использовать хранилища для хранения нефти, несмотря на решительные возражения федерального правительства Ирака. В то время как РегПК уже перекачивало нефть по трубопроводу, турецкие официальные лица сообщили иракской стороне во время серии встреч в январе 2014 года, что перекачки нефти не происходило. Вместо этого они утверждали, что проводили испытания с целью слива воды из трубопровода. Они также заверили своих иракских коллег, что они остановят поток нефти, как только вода будет спущена и испытания завершатся. Они подчеркнули иракским официальным лицам, что никогда не будут продавать курдскую нефть без четких инструкций из Багдада. В феврале 2014 года генеральный директор иракской Государственной компании по сбыту нефти (SOMO) написал генеральному директору BOTAŞ письмо, в котором потребовал от BOTAŞ прекратить всю транспортировку сырой нефти по трубопроводам. В письме подчеркивалось, что нефть, хранящаяся в Джейхане, принадлежит федеральному правительству Ирака и не должна продаваться без прямого разрешения SОМО. В ответ  BOTAŞ отрицала любое нарушение существующих соглашений между двумя странами. Тем временем иракским чиновникам, работавшим в турецком порту Джейхан, было отказано в доступе к объектам, что является нарушением соглашений о трубопроводе. Ирак пытался отслеживать прибытие, оценить объемы, погрузку и качество нефти, поставляемой РегПК в Джейхан, но с января 2014 года в доступе было отказано. Кроме того, турецкая сторона ввела ограничения на обмен информацией с иракскими представителями. В последующих письмах SOMO продолжала выдвигать возражения и выражала готовность добиваться мирного урегулирования, оставляя за собой возможность обратиться в арбитражный суд ICC. Турция, однако, проигнорировала это предложение. 21 мая 2014 года Турция приступила к загрузке сырой нефти, перекачиваемой РегПК, на танкер, стоящий в Джейхане, и продала ее. Экспорт Турцией иракской нефти без разрешения Багдада вызвал бурные протесты и привел к передаче дела в ICC. В своей жалобе Ирак потребовал компенсации в размере 30,1 млрд долларов за нарушение межправительственного договора о трубопроводах. Кроме того, Ирак заявил, что продажа его нефти Турцией равносильна вмешательству во внутренние дела страны. Турция также нарушила соглашение о трубопроводе, переведя средства, полученные от продажи нефти, добытой в Иракском Курдистане, в турецкий государственный Halkbank, а не на специальный счет, предназначенный для поступления доходов от продажи иракской нефти и Фонда развития Ирака (OPRA / DFI). Эти счета OPRA / DFI принадлежат Центральному банку Ирака в сотрудничестве с Федеральным резервным банком Нью-Йорка в соответствии с иракским законодательством и обязательствами Ирака перед Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Более того, правительство Эрдогана начало напрямую выделять часть полученных средств РегПК в июне 2014 года, несмотря на то, что ранее сообщило Багдаду, что средства будут переведены на депозитный счет для последующего распределения в зависимости от соглашения между Эрбилем и Багдадом о разделе доходов. Согласно заявлениям турецкого правительства, РегПК получило 27,1 млрд долларов от продажи нефти. Хотя точная сумма этих денег, направленная компаниям, связанным с семьей Эрдогана, остается нераскрытой, оценки предполагают, что она может варьироваться от сотен миллионов до потенциально миллиардов долларов США.

Иракское правительство утверждало, что понесло убытки от этих доходов, потому что Багдад продал бы нефть по более высокой цене, чем РегПК. ICC согласилась с доводами иракского правительства, придя к выводу, что действия Турции способствовали этим потерям. Следовательно, суд обязал Турцию компенсировать Ираку разницу между сниженной ценой и справедливой рыночной стоимостью, по которой федеральное правительство продавало нефть клиентам. В результате Турция теперь обязана выплатить Багдаду 673 млн долларов в качестве компенсации за скидку, взяв на себя 50% ответственности, в то время как РегПК было признано ответственным за другую половину. Кроме того, в нарушение соглашения о трубопроводе, РегПК переплатило Турции 1,3 млрд долларов транспортных сборов при продаже нефти по трубопроводу в период с мая 2014 года по сентябрь 2018 года. ICC постановила, что Турция должна возместить излишек иракскому правительству, поскольку это было сочтено нарушением соглашения. В конце концов Турции было присуждено выплатить федеральному правительству Ирака общую компенсацию в размере 1,99 млрд долларов за содействие продаже курдской нефти, после того как ICC вычла 27,1 млрд долларов, которые Турция уже выплатила РегПК. Однако после дополнительных вычетов, включая 527 млрд долларов, которые Ирак должен выплатить по искам Турции в отношении минимальной гарантированной пропускной способности, транспортных сборов и требований о возмещении расходов, связанных с трубопроводами, окончательное обязательство Турции составило 1,47 млрд долларов, как определено ICC. Приведенная окончательная цифра не включает проценты, судебные издержки или гонорары адвокатов. Турция понесла расходы в размере 9,4 млн долларов, включая гонорары адвокатов в размере 5,4 млн долларов, для защиты от претензий Ирака. Кроме того, Турция несет ответственность за покрытие арбитражных расходов ICC в размере 905 000 долларов. По расчетам Энни Эмери, управляющего директора Newstate Partners LLP, проценты, начисленные на ущерб, присужденный Ираку, составили 679,7 млн долларов по состоянию на 13 февраля 2023 года, когда ICC вынес свое решение. Кроме того, Эмери заявил, что в дополнение к процентам после присуждения премии Турции придется выплатить дополнительные 25 млн долларов, если она не погасит долг до 15 сентября 2023 года. Хотя Ирак ограничил свои претензии в ICC периодом с мая 2014 года по сентябрь 2018 года, он указал, что оставляет за собой право требовать возмещения ущерба за последующий период, предполагая, что Турция потенциально может столкнуться с дополнительными исками о возмещении ущерба от Ирака в будущем.

Особую пикантность всем этому делу придает участие во всех этих схемах  лиц, тесно аффилированных с кланом Эрдогана. Например, созданная стартап-компания Powertrans получила права на распространение курдской нефти, чему способствовали тесные отношения между семьей Эрдогана и семьей тогдашнего президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Данные торгового реестра показывают, что Powertrans была основана в Стамбуле 31 марта 2011 года подставной компанией Grand Fortune Ventures Pte Ltd и гражданином Турции по имени Ахмет Мухасилоглу. Организатором этих сделок был зять Эрдогана Берат Албайрак, который занимал пост генерального директора проправительственного холдинга «Чалык» до прихода в кабинет Эрдогана в качестве министра энергетики. Мухасилоглу, который также был бывшим сотрудником той же компании, ранее тесно сотрудничал с Албайраком. В июне 2011 года Мухасилоглу передал свои акции компании под названием Lucky Ventures Pte. Ltd, базирующейся в Сингапуре. Руководство Lucky Ventures представлял Чунг Чи Хо. Компанию Grand Ventures представлял Эндрю Гордон Голуэй. Затем, в январе 2012 года, еще одно лицо по имени Йонг Нгиат Сим также присоединился к команде менеджеров, выступая в качестве представителя обеих компаний. Оба предприятия, первоначально основанные в 2008 году в Сингапуре, год спустя были переведены на Британские Виргинские острова, что позволяет предположить, что они могли находиться там некоторое время для содействия незаконным схемам, таким как увеличение прибыли и уклонение от уплаты налогов. В июне 2012 года Мухасилоглу был заменен Ахметом Сади Гюнгером, бывшим кандидатом в парламент от Партии справедливости и развития (ПСР), который ранее работал в отделе координации торговли нефтью группы «Чалык». В апреле 2013 года Powertrans превратилась из общества с ограниченной ответственностью в корпорацию, к управлению которой были привлечены трое турок: Шевкет Акар в качестве председателя Совета директоров; Экрем Келес (двоюродный брат Албайрака) в качестве директора по маркетингу и продажам; и Джем Осман Сокуллу в качестве заместителя генерального директора. Затем, в январе 2018 года, Акар сменил Мухасилоглу на посту председателя правления, а Мухсин Незир стал его заместителем. Незир, гражданин Ирака из семьи миллиардеров в Иракском Курдистане, стал гражданином Турции в 2006 году. Последняя по времени зарегистрированная деятельность руководства компании произошла в июне 2022 года, когда граждане Турции подали в отставку со своих должностей и передали управление компанией двум иностранным гражданам. Один из них — гражданин Индии Фуад Мосен Али аль-Совайди, проживающий в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), а другой — гражданин Йемена Фусия Абдул Разак, также проживающий в ОАЭ. Примечательно, что в июле 2011 года правительство Турции издало решение, разрешающее транспортировку сырой нефти через Турцию вскоре после создания Powertrans. Затем, 11 июня 2022 года, правительство Эрдогана предоставило Powertrans эксклюзивные права на передачу нефти сроком на три года. Впоследствии, 24 июня 2014 года, правительство Эрдогана продлило этот срок до пяти лет и расширило лицензию, включив в нее также права на экспорт. Утечка электронных писем Албайрака в 2016 году, перехваченных левой хакерской группой RedHack, показала, как зять Эрдогана управлял операциями Powertrans и решал мелкие вопросы, от питания сотрудников на местах и командировочных расходов до обязанностей, возложенных на менеджеров. В то время как Албайрак  публично лгал, что не имеет никакого отношения к компании, и угрожал судебным иском тем, кто писал о Powertrans. Утечка электронных писем также подтвердила, что адвокат президента Эрдогана Ахмет Озель также занимался юридическими вопросами в сделках Powertrans от имени Албайрака. Когда в марте 2015 года в турецкой прессе появилась статья о Powertrans, в которой утверждалось о государственной поддержке и связях Албайрака с компанией, Озель подготовил официальное уведомление для газеты, опровергающее обвинения. Озель в этой связи сотрудничает с другим юристом, Мустафой Доганом Иналом, который также тесно сотрудничает с Эрдоганом. Инал также общался с Албайраком по вопросам Powertrans. Инал представлял скандального саудовского бизнесмена Ясина аль-Кади, близкого друга Эрдогана, который в течение многих лет числился финансистом «Аль-Каиды» (запрещена в России) как комитетом по санкциям Совета Безопасности ООН, так и Министерством финансов США. Тогда же появились новые обвинения в адрес Powertrans в отношении нефти, продаваемой «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), которое в течение некоторого времени контролировало нефтяные месторождения в Сирии и Ираке. Сообщалось, что часть нефти, транспортируемой Powertrans, не попала в порт для реэкспорта, а была незаконно продана на внутренний турецкий рынок. Утверждения о том, что Powertrans была причастна к контрабанде нефти ИГ, не были расследованы под давлением правительства Эрдогана.

56.13MB | MySQL:117 | 0,738sec