С 2018 года активно раскручивается тезис о «возвращении» России в Африку, что само по себе не совсем верно. Наша страна оттуда не уходила, а свернула свое присутствие во многих странах ввиду собственных трудностей и акцентов на развитие отношений с Западом после развала СССР. По мере ухудшения связей с последним Москва начала искать новых международных партнеров, вспомнив о тех, с кем когда-то были не просто дружественные, но и тесное партнерское взаимодействие, основанное на социалистической идеологии. В 2020 году в Сочи состоялся первый саммит «Россия – Африка», а в 2023 году – второй, на этот раз в Санкт – Петербурге. Причем накануне этого события глава МИД РФ С.В.Лавров облетел много африканских стран, в которых ранее никогда не было гостей столь высокого уровне, пытаясь убедить глав этих государств прибыть на мероприятие, учитывая, что на первом побывало подавляющее большинство руководителей стран или их правительств. На этот раз аншлага повторить не удалось – в Санкт – Петербург прибыло лишь 17 глав африканских государств, а многие были представлены на уровне министров или даже всего лишь послов. Сказалось давление коллективного Запада , который оказал сильное давление на африканцев для того, чтобы максимально продемонстрировать политико-дипломатическую изоляцию России в связи с СВО на Украине.
Подводя итоги того, что было сделано за время после двух саммитов, нужно констатировать, что сенсационного «возращения» России в Африку не состоялось. Существенные успехи налицо, особенно в военной и культурно-гуманитарной сферах, но в главной плоскости – экономической – чуда не состоялось. Повторить успехи СССР не удалось. И это, в принципе, понятно. Для чудес нужны значительные финансовые средства в виде инвестиций, прежде всего, и долгосрочные кредиты, причем под государственные гарантии. Но российские экономические операторы в Африку не торопятся идти, понимая риски как коммерческого, так и военно-политического характера. А заставить российские частные компании вкладываться в африканские проекты государство не может, тем более в условиях непростой финансовой ситуации вследствие проведения СВО. Да и список основных партнеров России не сильно меняется – первые строчки стабильно занимают не страны Черной Африки, а арабские государства Северной Африки – Египет, Алжир, Марокко, Ливия. На арабские страны приходится до 60% объема торгово-экономического сотрудничества РФ с африканским континентом. При этом Алжир стабильно стоит на первом месте в сфере ВТС, а Египет – в гражданской области с 5 млрд долл. объема торгово-экономического сотрудничества на сегодня. При этом самые крупные партнеры с странах южнее Сахары , такие как ЮАР, Сенегал, Нигерия имеют примерно по 1 млрд долл. объема сотрудничества с РФ.
Направленность торгово-экономических связей тоже не та, которую хотели бы видеть африканцы. Если СССР создавал промышленность, энергетику и транспортную инфраструктуру, строя металлургические комбинаты ( Египет, Алжир, Нигерия), алюминиево-бокситное производство (Гвинея) НПЗ, гидротехнические узлы типа Асуанской высотной плотины, предприятия металлообработки, морские порты и т. д., то сейчас практически все российские компании работают в сфере добычи минерального сырья, мало отличаясь этим от западных компаний, в том числе из бывших метрополий. Добыча и геологоразведка нефти, алмазов, золота, урана, марганца, ванадия и т.д. Да и число крупных игроков с российской стороны весьма ограничено и хорошо известно – «Газпром», «Лукойл», «Алроса», «Русал»», «Ренова», «Росатом», «Евраз», Северсталь», «Норникель» и т. д. Номенклатура торговли тоже довольно бедна – Россия продает оружие, зерно, минеральные удобрения, химическую продукцию и уже потом машины и оборудование . Закупает сырьевые товары и сельхозпродукцию. Отсюда – серьезное отставание России от других партнеров Африки. Да и здесь нет полной ясности. Посол по особым поручениям МИД России, глава секретариата Форума партнерства Россия — Африка Олег Озеров утверждает, что товарооборот со всеми африканскими странами составляет 18 млрд долл. А по подсчетам Международного торгового центра — International Trade Center, ITC, этот показатель составил в 2023 году 10,3 млрд долл. Минэкономразвития дает цифру 15,3 млрд долл. Хотя, конечно, рост налицо, и в 2024 году прирост торгового оборота РФ с Африкой ожидается до 23 млрд долл. Но и это мизер по сравнению с другими.
Так, с ЕС данный показатель превышает 426 млрд долл., с Китаем – более 220 млрд дол.л, США – 68 млрд долл., Турцией – ок. 33 млрд долл. То есть на РФ от силы приходится 1,5 – 2 % торгово-экономического сотрудничества внешнего мира с Африкой. В ВТС , правда, Москва традиционно стоит на первом месте. При этом Россия делает упор на военное сотрудничество, стремясь направить своих инструкторов и военных специалистов в как можно большее количество африканских стран, причем, как правило, наиболее бедных, например страны зоны Сахеля. Правда, в общеафриканском политическом измерении это мало что дает, и российские военные инструкторы во всех резолюциях Афросоюза называются «наемниками». Понятно, что в Комиссии АС доминируют представители франкоязычных стран Африки, которые работают на спецслужбы Франции и США, но даже саммиты Россия-Африка не могут изменить это отношение.
Там же, где РФ возводит серьезные промышленно-энергетические объекты, условия не самые лучшие для российских операторов. Так, «Росатом» возводит в Египте на Средиземноморском побережье АЭС «Дибба» из 4-х энергоблоков. Реализация этого проекта обойдётся в 30 млрд долл. Но 85 % стоимости будет профинансировано за счёт государственного кредита РФ в размере 25 млрд долл. Остальные 15 % будут в рассрочку профинансированы Египтом за счет привлечения частных инвесторов. Российский кредит выдаётся на срок 13 лет на условиях выплаты 3 % годовых. Выплаты Египтом по кредиту должны начаться в октябре 2029 года. И хорошо, если Каир сможет выплачивать все без серьезных задержек и валютой, а не товарными поставками.
Заметные успехи на сегодня наблюдаются в основном в сфере образования и культуры. На 2-м саммите Россия – Африка президент В.В.Путин существенно увеличил число стипендий на обучение студентов из африканских стран – с 2700 до 4600. Но наиболее значительная часть африканцев будет получать образование в РФ на платной основе. На сегодня в странах Африки действуют всего 6 культурных российских центров ( РКНЦ) по линии Россотрудничества, причем опять главным образом в арабских странах, таких как Египет и Марокко. Планируется открыть или возобновить работу еще в 7 странах, причем в основном за счет НПО, это так называемые «Русские дома». Непонятно только, где будут набираться кадры для них. Ведь у Россотрудничества и так дефицит преподавателей и специалистов. И это федеральное агентство не обязано снабжать своими кадрами фактически частные заведения.
Таким образом, «возвращение» России в Африку пока выглядит несколько неуклюже и без четкой стратегии. Москве явно нужны политические союзники и партнеры на международной арене для противостояния Западу и получения голосов при голосовании резолюций ООН по Украине, которые носчт антироссийский характер. Но, похоже, пока нечем платить за это, за исключением военной поддержки режимов, в странах где недавно произошли военные перевороты, или тех стран, которые хотели бы через заигрывание с Москвой выторговать себе побольше у бывших колонизаторов. Что из этого выйдет, пока рано гадать. Но проведение следующего саммита Россия-Африка уже обозначено на 2026 год. Ясно, что многое будет зависеть как от исхода СВО на Украине, так и роста объемов торгово-экономического сотрудничества России с Африкой. Последняя ждет и существенную гуманитарную помощь от РФ, тем более что Запад оказывает ее в существенных размерах.