После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 21 февраля 2024 г., по израильской территории было выпущено более 11 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 510 человек, 14 391 ранены, 134 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 576 израильских военнослужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 28 775 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, раненых – 68 552 чел., тысячи числятся пропавшими без вести[ii].
На фоне международных призывов к возобновлению усилий по урегулированию палестино-израильского конфликта на основе двугосударственного решения, в частности, сообщений о том, что США и несколько арабских партнеров готовят подробный план всеобъемлющего мирного соглашения между Израилем и палестинцами, который включает «фиксированные сроки» создания Государства Палестина, Кнессет 21 февраля поддержал премьер-министра Биньямина Нетаньяху, выступающего против любого «одностороннего» признания палестинского государства.
Символическая декларация, принятая на фоне продолжающейся войны в секторе Газа, получила поддержку со стороны представителей оппозиции, в результате чего 99 из 120 законодателей проголосовали «за». Позиция Израиля заключается в том, что любое постоянное соглашение с палестинцами должно быть достигнуто путем прямых переговоров между сторонами, а не посредством международного диктата.
По словам Б.Нетаньяху, «Кнессет собрал подавляющее большинство голосов против попытки навязать нам создание палестинского государства, которое не только не сможет принести мир, но и поставит под угрозу государство Израиль».
Лидер оппозиции Яир Лапид охарактеризовал дебаты по этому вопросу как отвлекающий маневр, чтобы Кнессет не обсуждал спорный закон, поддержанный правительством. Тем не менее, он проголосовал за резолюцию, при этом признался, что не верит в какое-либо намерение американской стороны в одностороннем порядке признать палестинское государство. Обращаясь к депутатам от правящей коалиции, Я. Лапид отметил следующее: «Как вы знаете, мои связи с американцами лучше, чем ваши, поэтому я проверил. Нет такого понятия [как одностороннее признание Государства Палестина — В.К.]. Вы придумали угрозу, которой не существует. О чем мы говорим? В мире нет ни одного официального лица, которое предлагало бы одностороннее признание палестинцев»[iii].
Это заявление представляется интересным, поскольку оно в некоторой степени проливает свет на политические действия США в отношении палестинской проблемы. Его можно было бы учесть внешнеполитическим ведомствам стран, вовлеченных в Ближневосточное урегулирование, включая Россию.
Голосование в Кнессете вызвало осуждение со стороны Министерства иностранных дел Палестинской национальной администрации (ПНА), которое обвинило Израиль в том, что он держит права палестинского народа в заложниках, контролируя территории, на которых палестинцы стремятся создать свое государство. «Министерство подтверждает, что полноправное членство Государства Палестина в ООН и его признание другими странами не требуют разрешения Нетаньяху», — говорится в заявлении ведомства.
Газета Times of Israel напоминает, что на еженедельном воскресном заседании правительства признание палестинского государства было названо «наградой терроризму». Посол США в Израиле еврей-ортодокс Джек Лью позже постарался преуменьшить значение разговоров о таком шаге администрации Байдена. Вместо этого он призвал к «процессу в отдаленном будущем, который включает видение демилитаризованного палестинского государства». «Сейчас наступил момент, когда существует реальная возможность того, что путем нормализации и переговоров с Саудовской Аравией, наряду с реформами в ПНА, может возникнуть демилитаризованное палестинское государство. Но Израилю придется сделать этот выбор», — сказал посол.
Израильские лидеры сегодня утверждают, что нападение ХАМАСа 7 октября 2023 г. выявило крайнюю опасность автономного палестинского образования вблизи Израиля, якобы поэтому они болезненно реагируют на заявления из Вашингтона и других стран о том, что переговоры о прекращении боевых действий в секторе Газа могут дать толчок давно умирающему процессу создания двух государств. Подчеркивается, что на фоне растущей поддержки ХАМАСа среди палестинцев уже и израильская общественность не проявляет большого желания участвовать в мирном процессе. При этом многие упускают из виду тот факт, что Б.Нетаньяху и в прошлом выступал против и проводил политику, направленную на срыв возможностей создания палестинского государства.
Эксперты Института политики и стратегии (IPS) в Университете Райхмана анализируют ситуацию, сложившуюся в регионе за последние 4 месяца начиная с 7 октября 2023 г. Они допускают, что война в секторе Газа может продлиться многие месяцы, и в отсутствие плана выхода из войны Израиль может оказаться в вакууме, который приведет к долгосрочной прямой оккупации анклава, что станет тяжелым многоплановым бременем с политической, военной и экономической точек зрения. ЦАХАЛу придется заботиться о местном населении, международное положение Израиля будет подорвано, его отношения с арабскими государствами окажутся под угрозой, и экономическое бремя окажется слишком тяжелым. Более того, идеи перемещения населения сектора Газа и вновь создание там израильских общин могут послужить оружием против Израиля в Международном суде в Гааге.
Эксперты считают, что генеральному секретарю ливанской шиитской проиранской организации «Хизбалла» Хасану Насралле удалось установить прямую связь между продолжающимися боями в Газе и нападениями на северные общины Израиля и объекты ЦАХАЛа, в то время как десятки тысяч израильтян были эвакуированы из своих домов; они остаются в статусе перемещенных лиц без каких-либо перспектив возвращения в свои дома.
Ситуация на Западном берегу р. Иордан по-прежнему напряженная и на грани взрыва. В этих условиях, полагают в IPS, предложения израильского правительства, направленные на ослабление ПНА, лишение большого числа палестинских рабочих средств к существованию и лишение всех палестинцев каких-либо мирных перспектив, могут привести Израиль к более глубокому вмешательству, несмотря на интенсивные усилия ЦАХАЛа и ШАБАКа по предотвращению террористических атак.
Что касается Ирана, отмечается, что он сумел позиционировать себя как ядерное пороговое государство, продолжает развивать программу ракет большой дальности и ударных беспилотников. В то же время указывается на резкую активизацию проиранских ополченцев на Ближнем Востоке, в частности, против американских объектов, что до сих пор оставалось без ответа, поэтому может укрепить их уверенность в продолжении наступательных действий.
На политическом уровне усиливается раскол между Израилем и Соединенными Штатами, прежде всего в отношении возможности создания регионального альянса между Израилем и арабскими государствами во главе с США. Шансы на формирование такого альянса во многом зависят от готовности Израиля позволить «обновленной» ПНА сыграть в этом свою роль. В IPS считают, что чем больше времени пройдет без создания оси под руководством США, тем сильнее станет иранская ось, и тем больше будет нанесен ущерб общей стратегической мощи Израиля. В то же время отмечаются скоординированные усилия США и Великобритании по оказанию давления на Израиль. Имеются в виду сообщения о том, что в Госдепартаменте США рассматривают возможность признания палестинского государства в рамках подхода президента Дж.Байдена к послевоенному урегулированию ситуации в регионе. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон также заявил, что его страна рассматривает возможность признания палестинского государства. Таким образом, в IPS допускают, что «обе державы склонны рассмотреть возможность продвижения крайних вариантов в обход Нетаньяху, если он будет упорствовать в своем отказе от сотрудничества в реализации инициативы Байдена».
По оценке экспертов IPS, вынесенные Международным судом в Гааге решения «неявно добавили попутного ветра действиям ЦАХАЛа в Газе, однако суд все же предупредил Израиль не предпринимать шагов, которые подразумевали бы прямую оккупацию и могли бы поставить его на путь столкновения с международным сообществом». Отмечается, что «Суд все еще может прийти к некоторым трудным выводам в зависимости от поведения Израиля и заявлений его руководства».
В IPS видят некоторое негативное влияние на стратегические отношения Израиля с умеренными странами региона, особенно с Египтом. Указывается на то, что «идеи, высказанные израильскими министрами относительно перемещения жителей Газы и восстановления израильских общин в анклаве, могут нанести серьезный ущерб двусторонним отношениям с точки зрения безопасности. Более того, арабские государства уже приступили к стратегической координации действий в подготовке к послевоенной реальности в секторе Газа и ввиду нежелания Израиля обсуждать эту тему».
Относительно ситуации внутри Израиля, эксперты подчеркивают опасность того, что «более 150 000 чел. из южной и северной частей страны по-прежнему являются перемещенными лицами и не имеют перспектив на возвращение в свои дома. Тем временем Б.Нетаньяху не может сгладить разногласия и умерить теории заговора против глав оборонного ведомства. Новый государственный бюджет не отражает истинные потребности экономики и общества, а также требование изменить приоритеты национальных интересов при распределении ресурсов на национальной, а не на отраслевой основе».
Исходя из вышесказанного, эксперты IPS дают следующие рекомендации.
«Премьер-министру Б.Нетаньяху придется выбирать между мелочной политикой, которая наносит ущерб национальной безопасности Израиля, и широкой стратегией, которая могла бы вернуть его страну на путь политической, военной и экономической мощи».
«Правительство своей главной целью должно сделать возвращение заложников живыми, поскольку угроза их жизни растет». Это считается «национальным и моральным долгом перед ними после того, как государство уже однажды их бросило».
«У Израиля есть историческая возможность принять участие в региональных процессах, возглавляемых администрацией США и поддерживаемых арабскими государствами из лагеря мира. Такая интеграция позволила бы создать стратегическую американо-израильско-арабскую ось в противовес иранской оси, предоставив Израилю свободу действий для изменения реальности в сфере безопасности на севере страны, одновременно легитимируя его военные действия, направленные на уничтожение ХАМАСа. Это также позволит наладить сотрудничество с Египтом путем методического решения проблемы контрабанды через приграничную зону между сектором Газа и Египтом, известную как «Филадельфийский коридор», одновременно укрепляя стратегический тыл Иордании».
Следовательно, «израильскому правительству следует развивать диалог с администрацией США по поводу необходимых реформ в «обновленной» ПНА и признать, что такое обсуждение само по себе может создать условия для привлечения международного сообщества и арабских государств к усилиям по восстановлению сектора Газа, что называется ключом к противодействию иранской оси».
По отношению к «Хизбалле» «Израилю следует отдать приоритет дипломатическому соглашению под эгидой США, пусть и временному, которое позволило бы оптимально подготовиться к конфликту с этой организацией. Для этого Израиль должен принять меры одновременно на двух уровнях – повысить готовность тыла и населения, в частности, обеспечив должный уровень бомбоубежищ и комнат безопасности, а также обеспечить оптимальную защиту важнейших объектов, настаивая при этом на полной политической и военной координации и сотрудничестве с администрацией США».
«На Западном берегу р. Иордан, ввиду риска краха ПНА и широкомасштабной эскалации, Израилю следует избегать ослабления Палестинской национальной администрации, в частности, путем перевода налоговых поступлений и разрешения ограниченному и контролируемому числу рабочих въезжать в Израиль, учитывая, что подавляющее большинство террористических атак в прошлом были совершены нелегальными рабочими и террористами».
В заключении подчеркивается, что на фоне «выдающихся достижений ЦАХАЛа в Газе, премьер-министр Нетаньяху должен решить, сделать ли ему выбор в пользу политики регионального альянса, восстановления Газы и укрепления отношений с Соединенными Штатами или сохранения своей личной власти путем прямой или косвенной поддержки «политических» рекомендаций, таких как переселение жителей Газы, что может значительно ослабить Израиль. Настало время принятия смелых решений»[iv].
[i] Real-time Updates / INSS. 21.02.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/
[ii] Scores of civilians killed following intense Israeli shelling in Gaza Strip // Wafa. 17.02.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/141746
[iii] Knesset votes resoundingly against unilateral Palestinian state recognition // Times of Israel. 22.02.2024. https://www.timesofisrael.com/knesset-votes-resoundingly-against-unilateral-palestinian-state-recognition/
[iv] The Absence of Strategy Could Erode Military Feats / IPS. February, 2024. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/activities/newsletter/insights/insights-8-2-24-e/