21 февраля правительство Сомали официально одобрило соглашение об оборонном и экономическом сотрудничестве с Турцией, разрешающее Анкаре строить, обучать и оснащать сомалийский военно-морской флот и, как сообщается, защищать свои территориальные воды на фоне напряженности в отношениях с Эфиопией. Премьер-министр Сомали Хамза Абди Барре охарактеризовал соглашение на заседании кабинета министров как «историческое», которое в долгосрочной перспективе станет «наследием» для сомалийского народа. «Это соглашение положит конец страху перед терроризмом, пиратами, незаконным рыболовством, отравлениями, злоупотреблениями и угрозами из-за рубежа», — сказал он, согласно местным сообщениям. Сомалийский источник, знакомый с соглашением сообщил, что оно действительно уполномочивает ВМС Турции защищать территориальные воды Сомали в случае необходимости в течение следующих 10 лет. Представитель Министерства национальной обороны Турции отказался от комментариев, заявив, что содержание соглашения будет обнародовано одновременно с его ратификацией турецким парламентом и президентом: «Мы не можем раскрывать детали, поскольку ему предстоит пройти долгий путь ратификации». ВМС Турции уже действуют у берегов Сомали и в Аденском заливе в рамках миссии ООН по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем с 2009 года. Министр обороны Сомали Абдулкадир Мохаммед Нур подписал «рамочное соглашение об обороне и экономическом сотрудничестве» в Анкаре 8 февраля на встрече со своим турецким коллегой Яшаром Гюлером. «На наших встречах, которые еще больше укрепили наши отношения, мы подтвердили важность, которую мы придаем суверенитету и территориальной целостности Сомали», — сказал Гюлер, согласно сообщению МНО Турции. Новостной сомалийский сайт Garowe Online сообщил, что президент Сомали Хасан Шейх Махамуд должен был выступить с речью о соглашении и предоставить подробности на закрытом заседании двух палат парламента. В последние годы Турция обучала сомалийских военных, чтобы внести свой вклад в попытки последних создать национальную армию. У Анкары есть крупная военная база в Могадишо, а турецкая фирма управляет его аэропортом.
Эфиопия в прошлом месяце подписала соглашение, которое предоставляет ей военно-морской и коммерческий доступ к портам вдоль побережья Сомалиленда в обмен на признание независимости отколовшегося региона. Сомали решительно осудила этот шаг, а Анкара поддержала Могадишо в этом деле. Анкара также имеет тесные связи с Эфиопией, вооружив ее военными беспилотниками, которые предотвратили захват ее столицы силами тыграйских повстанцев в 2022 году. «Соглашение предусматривает, что Турция будет получать 30% доходов от сомалийской исключительной экономической зоны, известной богатыми морскими ресурсами. В соглашении подчеркивается борьба с незаконным рыболовством в сомалийских водах, при этом Турция обязуется построить и оснастить сомалийский военно-морской флот, чтобы взять на себя эту ответственность», — сообщает Garowe Online. Соглашение, после принятия обеими сторонами, вступит в силу в течение 24 часов после его ратификации и возлагает на Турцию ответственность за защиту сомалийских вод в случае нарушений на море. Совет Безопасности ООН в декабре отменил эмбарго на поставки оружия правительству Сомали, действовавшее более 30 лет, укрепив мандат правительства.
В этой связи американские эксперты проанализировали стремление Эфиопии к выходу к морю, охарактеризовав ее как политическую стратегию гегемонии на Африканском Роге, и степень влияния этой стратегии на процесс государственного строительства Сомали при рассмотрении недавнего меморандума о взаимопонимании (MOВ) между Эфиопией и отколовшимся регионом Сомали, известным как Сомалиленд.
Стратегия Эфиопии на Африканском Роге
1 января 2024 года Эфиопия подписала морской меморандум о взаимопонимании (MOВ) с отколовшимся регионом Сомали (Сомалиленд). Меморандум о взаимопонимании, в случае реализации, предоставит Эфиопии военно-морской и коммерческий доступ к портам вдоль северо-западного побережья Сомали в Аденском заливе, ближе к коридору Красного моря. Взамен Сомалиленд получит долю в государственной авиакомпании Ethiopian Airlines. Эфиопия указала, что Меморандум о взаимопонимании предназначен для коммерческих и военных целей; однако Муз Бихи Абди, президент Сомалиленда, объявил о нем как о прелюдии к дипломатическому признанию Эфиопией. Дипломатический фурор, разразившийся после подписания Меморандума о взаимопонимании, имел далеко идущие последствия для Африканского Рога, поскольку Эфиопия нарушила международное право, кодифицирующее неприкосновенность единства, территориальной целостности и независимости Сомали. 17 февраля 2023 года на саммите Африканского союза (АС) президент Сомали Хасан Шейх Махамуд обвинил Эфиопию в попытке аннексировать часть территории Сомали, подписав соглашение о доступе к морю с Сомалилендом. Выступая на саммите Африканского союза в столице Эфиопии Аддис-Абебе, Махамуд также сказал, что эфиопские силы безопасности пытались заблокировать ему доступ на саммит из-за спора между двумя странами. Хотя недавнего дипломатического инцидента можно было избежать, он, похоже, соответствует двум повесткам дня, которые яростно определяют политическую стратегию Эфиопии на Африканском Роге, а недавний Меморандум о взаимопонимании выходит далеко за рамки простых стратегических соображений, связанных с портом и военно-морской базой. Эти две стратегии включают (а) сохранение Эритреи слабой и изолированной и (а) сохранение статус-кво в Сомали после гражданской войны в виде слабого децентрализованного государства-клиента, чтобы предотвратить появление сильного правительства в Сомали, которое потенциально могло бы угрожать ее интересам.
Есть многочисленные свидетельства того, что Эфиопия была исторически против независимости Сомали. 13 мая 1960 года Эфиопия довела до сведения британского правительства свое неодобрение союза сомалийских территорий. Они даже пытались убедить Советский Союз использовать свое право вето, чтобы заблокировать прием Сомали в Организацию Объединенных Наций (ООН). В 1948 году, когда Сомали находилось под опекой ООН, Эфиопия направила в ООН многочисленные записки, в которых утверждала, что Сомали и Эритрея являются частью «Великой Эфиопии». Эфиопия внимательно следит за недавними шагами Сомали на международной арене. Списание долга Сомали в рамках Инициативы для бедных стран с высокой задолженностью (HIPC), отмена эмбарго на поставки оружия Советом Безопасности ООН (СБ ООН) 1 декабря 2023 года, и присоединение к Восточноафриканскому сообществу (EAC) были восприняты Эфиопией как угроза ее чувству гегемонии. Восприятие угрозы со стороны Эфиопии было обусловлено ее историческим влиянием в регионе и желанием сохранить доминирующее положение на Африканском Роге. Эта возможность появилась благодаря распаду государства в Сомали в 1991 году и усилиям Эфиопии, направленным на то, чтобы западные державы рассматривали ее как стабилизирующую силу на северо-востоке Африки.
Атаки на мировую торговлю в Аденском заливе и Красном море: влияние на Африканский Рог
Сочетание недавних событий в Аденском заливе и Красном море, где йеменские хуситы подвергают рискам мировую торговлю на 4,8 трлн долларов (15% мировой торговли), привлекает пристальное внимание и придает важность геостратегическому положению Африканского Рога. Крупные контейнерные лайнеры, контролирующие 61% мировых перевозок, избегают Баб-эль-Мандебского пролива из-за рисков для безопасности и теперь выбирают более длинные маршруты вокруг Африки (мыс Доброй Надежды), что увеличивает время доставки до 14 дней и увеличивает расходы. В то время как суда из Азии могут избегать коридора Красного моря, экономики большинства стран Персидского залива глубоко зависят от морской торговли энергоносителями — на экспорт углеводородов приходится 40% валового внутреннего продукта (ВВП) Саудовской Аравии и Катара и 50% ВВП Кувейта». Этот торговый маршрут в основном проходит через этот район, и страны Персидского залива хотят обезопасить этот узкий путь. Если Баб-эль-Мандебский пролив будет перекрыт, это помешает танкерам из Персидского залива добраться до Суэцкого канала и Суэцко-Средиземноморского трубопровода (СУМЕД), что вынудило бы их избрать более длинный маршрут вокруг южной оконечности Африки. Ожидается, что активность хуситов в этом коридоре увеличат геостратегическое значение протяженной береговой линии Сомали. Сомали по-прежнему будет в центре внимания стран Персидского залива и Запада, поскольку первые выступают проводниками интересов последних, однако из-за глубокого и затяжного кризиса хрупкости государства в Сомали и непримиримости сомалийских лидеров по поводу разделения власти для объединения страны и адекватного использования геостратегического положения страны. Западные державы и страны Персидского залива, вероятно, откажутся от прежних универсальных стратегий, поскольку Сомали является хрупким государством, привлекающим внимание как потенциальное убежище для транснациональных террористических групп, и вместо этого сосредоточатся на защите своих интересов в Красном море и Аденском заливе.
Поиск регионального гегемона на Африканском Роге для противодействия нападениям хуситов
Важно понимать, что западные страны и государства Персидского залива рассматривают Африканский Рог как важнейшую аналитическую единицу в международной политике и что безопасность и экономические интересы региона взаимосвязаны. Таким образом, страны, безопасность и экономические интересы которых находятся под угрозой, рассматривают Африканский Рог как единое целое и ищут доминирующее государство-гегемона с необходимым демографическим размером, экономическим потенциалом, военной доблестью и политическими амбициями для контроля над регионом. Страны Запада и Персидского залива ошибочно рассматривают Эфиопию как такую державу-гегемона, обладающую вышеупомянутыми факторами, и строительство военно-морского флота с использованием западных технологий и финансовой поддержки Персидского залива могло бы послужить защитой от угрозы хуситов в Аденском заливе. В этом процессе они на словах отстаивают суверенитет и территориальную целостность Сомали, если их интересы защищены. Страны Запада и Персидского залива ищут партнеров-гегемонов, даже таких ущербных, как Эфиопия, у которой множество внутренних проблем. В Эфиопии несколько внутренних проблем препятствуют ее гегемонистским амбициям. Согласно отчетам УКГВ, более 20 млн человек в настоящее время не обеспечены продовольствием. Кроме того, в Тыграе погибло 400 человек, из-за причин, связанных с голодом, и признаки недостатка продовольствия видны во многих районах. В регионе Оромия продолжается война, в то время как регион Амхара сталкивается с двойной проблемой: нехваткой удобрений, что приводит к сокращению сельского хозяйства, и новым широкомасштабным вооруженным инцидентам Из-за макроэкономического давления, усугубленного COVID-19 и войной, Эфиопия объявила дефолт по своим еврооблигациям в конце декабря 2023 года из-за нехватки иностранной валюты, давления на платежный баланс и внешнего долга. Эти внутренние проблемы и напряженные отношения с соседними странами подрывают позиции Эфиопии как доминирующей державы в регионе Африканского Рога.
Опосредованная стратегия Эфиопии и государств Персидского залива на Африканском Роге
Стратегии ОАЭ и других стран Персидского залива на Африканском Роге многогранны, но «виртуальная война чужими руками, которую Эфиопия и арабские государства разыграли в Сомали, была особенно разрушительной». ОАЭ и другие государства Персидского залива рассматривают Африканский Рог как стратегическую зону своих интересов и рассматривают регион через призму феномена хуситов, которые в начале 2015 года захватили столицу Йемена Сану, и иранской поддержки как экзистенциальной угрозы из-за экономических, политических и военных стратегий. Потеря ОАЭ порта Джибути стала результатом спора по контракту между правительством Джибути и эмиратской компанией DP World. Разногласия возникли из-за попытки последней добиться пересмотра своего 30-летнего портового контракта в конце 2015 года. В результате патовой ситуации ОАЭ были вынуждены отказаться от своих попыток установления контроля над портом Джибути. Эта неудача убедила ОАЭ диверсифицировать свой стратегический портфель портов в целях экономики и безопасности, и в мае 2016 года DP World подписала соглашение о развитии порта Бербера и управлении им в течение 30 лет. В условиях соглашения говорилось, что Эфиопия может воспользоваться долей в 19% в концессионном проекте вместе с правительством Сомалиленда (30%) и DP World (51%). Однако к середине 2022 года Эфиопии еще предстояло занять свою долю, и DP World и Сомалиленд фактически поглотили ее.
Более того, у Эфиопии и ОАЭ общие стратегические интересы на Африканском Роге. Как упоминалось ранее, Эфиопия хочет изолировать Эритрею и сохранить статус-кво в Сомали, что согласуется с желанием ОАЭ иметь представителя-гегемона в регионе. Примером этого является решение ОАЭ отказаться от порта Ассэб в Эритрее и порта Джибути, чтобы вместо этого инвестировать в порт Бербера, тем самым выполняя цель Эфиопии по предотвращению инвестиций в Эритрею и поддержанию балканизации Сомали. Кроме того, стратегия Эфиопии в отношении слабого децентрализованного государства-клиента в Сомали иллюстрируется недавно подписанным Меморандумом о взаимопонимании с отколовшимся регионом Сомали (Сомалиленд) и дипломатическим унижением сомалийского президента в Аддис-Абебе, когда он присутствовал на саммите Африканского союза.
Политическая фрагментация Сомали
а) Дипломатические противоречия
Хотя прокси-стратегия государств Персидского Залива на Африканском Роге наносит ущерб Сомали, у страны был потенциал использовать свое стратегическое положение, чтобы предотвратить эту пагубную внешнюю политику со стороны других стран Персидского залива; однако работать с правительством Сомали оказалось непросто. Эта проблема была подчеркнута оборонительным пактом Сомали с Эфиопией в 2014 году, который позволил развернуть эфиопские войска за пределами мандата Миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ). Другим примером является недавнее соглашение о пакте об обороне, подписанное в декабре 2023 года, которое еще не доведено до сведения общественности или сомалийского парламента и, как предполагается, включает безопасность на море. Это соглашение является иллюстрацией стратегической близорукости и дипломатической непоследовательности со стороны Сомали.
Несмотря на противоположные интересы двух стран в Сомали, Могадишо поддерживает связи в области безопасности с Катаром и ОАЭ. В нарушение суверенитета Сомали ОАЭ заключили соглашения с правительством Сомалиленда о строительстве военно-морской базы и эксплуатации порта Бербера через DP World без согласия сомалийского правительства; однако в мае 2022 года Сомали подписала спорное соглашение о безопасности с ОАЭ.
б) Расколотые политические системы Сомали
Расколотые политические системы Сомали легко способствуют реализации зарубежными странами, такими как Эфиопия и страны Персидского залива, прокси-стратегии сохранения раскола Сомали и поощрения отколовшегося региона Сомалиленд к подписанию Меморандума о взаимопонимании с Эфиопией. Отсутствие единого и сильного государства Сомали на фоне постоянного стремления к признанию независимости Сомалилендом и расколов Федеративной Республики Сомали (ФРС) создали обширный вакуум внутренней политической власти и аппетит к внутреннему вмешательству сильных внешних игроков, которые угрожают территориальной целостности Сомали. Необходимо рассматривать текущие проблемы в Сомали с разных точек зрения.
Во-первых, крайне важно принять немедленные меры против сепаратистских амбиций Сомалиленда и использовать все дипломатические каналы для противодействия действиям Эфиопии, которые подпитывают напряженность в регионе. Объявление оборонного и экономического соглашения с Турцией 21 февраля 2024 года является примером такой правильной стратегии Могадишо.
Во-вторых, чтобы объединить страну и уменьшить амбиции отделения северных регионов и дальнейшего расчленения Сомали, Федеральное государственное управление должно ускорить процесс принятия штата Хатумо в качестве полноценного члена ФРС и новой предварительной дорожной карты федеральных государств-членов для региона Аудаль.
В-третьих, несмотря на то, что Сомалиленд отмечает подписание Меморандума о взаимопонимании в Харгейсе, у него нет серьезных претензий на северные регионы, о существовании которых он ошибочно заявлял ранее. Он потеряла контроль над значительной частью восточной территории из-за проюнионистских сил Хатумо, и с 2022 года назревают внутренние беспорядки из-за отложенных президентских выборов. Следовательно, неуместные претензии де-факто больше не существуют, и «урегулирование политического статуса как Сомалиленда, так и недавно созданного Хатумо должно быть главным приоритетом в достижении долгосрочной стабильности на Африканском Роге.
В-четвертых, Сомали должна заполнить вакансии в министерствах иностранных дел и безопасности квалифицированными и способными людьми, могущими справиться со сложными проблемами безопасности и геополитическими вызовами страны. Новые министры должны продемонстрировать глубокое понимание региональной динамики, эффективно взаимодействовать с международными партнерами и иметь стратегическое видение укрепления национальной безопасности и борьбы с террористической организацией «Аш-Шабаб».
В-пятых, Пакт об обороне, подписанный между ФРС и Эфиопией, должен быть немедленно аннулирован, а парламент Сомали должен утвердить свою власть, внимательно изучив содержание Пакта и призвав исполнительную власть к ответственности.
В-шестых, неспособность ФРС предвидеть действия Эфиопии и постоянные политические пререкания сделали Сомали уязвимой для внешнего вмешательства. Необходимо найти способ разорвать этот порочный круг политической нестабильности и недоверия между различными политическими лидерами Сомали.
Наконец, хотя Сомали следует предпринять взвешенные и ощутимые действия в ответ на нарушение со стороны Эфиопии, внутреннее примирение и подотчетность одинаково важны для долгосрочной стабильности и прогресса в более чем 30-летней запутанной ситуации в Сомали.