Один из крупнейших турецких операторов связи Vodafone (международная британская компания) совместно с турецкой Лабораторией политического анализа (Politika Analiz Laboratuvarı или PAL) опубликовали в 2023 году свое исследование под заголовком «Цифровая Турция – 2030: экономические последствия и политические рамки».
Продолжаем анализировать этот документ. Напомним, что мы остановились на рассмотрении 4-х компонентов планов по будущей цифровизации Турции.
Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=106558.
Напомним, что мы рассмотрели так называемую «Ось 4» цифрового развития Турции, которая озаглавлена авторами издания как «Развитие инфраструктуры интернета».
Мы не раз говорили о том, что инфраструктура интернета в Турции отстает от современных требований: далеко не вся страна охвачена связью, отвечающей современным стандартам скорости передачи. В особенности, проблема касается стационарного интернета — волоконно-оптических линий связи страны. В отличие от мобильного интернета, который, в общем и целом, имеет достаточно неплохие показатели. Однако, подчеркнем, что когда мы говорим о цифровом развитии страны – одну из решающих ролей играет, в первую очередь, именно то что называется «волоконной оптикой».
В этом смысле, документ предлагает следующие меры, которые могло бы предпринять турецкое государство для нормализации обстановки:
«1. Расширение доступа к оптоволокну.
- Создание моделей стимулирования, чтобы инвестиции в инфраструктуру могли охватить всю страну.
- Внедрение стимулов, которые повысят спрос на мобильные услуги нового поколения.
- Разработка правил, направленных на эффективное использование спектра, особенно распределение частот, и определение дорожной карты для закрытия старых технологий.
- Обеспечение перехода на технологии нового поколения в инфраструктуре мобильной связи и определение дорожной карты 5G».
Самое главное в изложенном выше – это, во-первых, поиск моделей финансирования для проектов развития оптоволоконных линий связи в стране. В этом смысле, турецкое руководство может использовать собственный же опыт в рамках различных моделей государственно-частного партнёрства, которые позволяют строить в стране скоростные автомобильные трассы, скоростные железные дороги, больницы, аэропорты и т.д.
Во-вторых, речь идет о новых технологиях мобильной связи, которые также должны обеспечить нужные скорости передачи информации. 5G в стране пока недостаточно распространен. А для этого также требуются не только инвестиции в непосредственно инфраструктуру вышек, но и способность производить соответствующие технологии. В плане последнего Турцией реализуется целый ряд национальных проектов, направленных на замещение импортных технологий.
Обратимся к вводному слову исследования, цитируем:
«Цифровизация находится в центре повестки дня развития во всем мире с точки зрения ее масштабов и преобразующей силы. Цифровизация, по сути, облегчает жизнь людей и способствует социальному благосостоянию, предоставляя им доступ к инструментам, которые открывают новые каналы для их участия в жизни общества. Предприятия могут ускорить свои процессы, повысить свою эффективность и расширить свои рынки благодаря возможностям, предлагаемым цифровизацией. Цифровизация также снижает барьеры для входа на рынки за счет снижения транзакционных издержек. Таким образом создается более сильная конкурентная среда, основанная на инновациях, и повышается качество товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Цифровизация делает государственные процессы более прозрачными, информативными и совместными, а также может улучшить государственные услуги за счет перераспределения экономии средств.
Политика цифровизации должна быть сосредоточена на максимизации выгод, не игнорируя риски.
По этой причине важно, чтобы нормативно-правовая база повышала инновации и эффективность, а также укрепляла инвестиционную и доверительную среду. Чтобы выгоды, полученные от цифровизации, получили широкое распространение и превратились в цифровое развитие, цифровые технологии. Она (цифровизация – И.С.) должна быть доступной, недорогой, открытой и безопасной, не должна отрицательно влиять на конкуренцию и должна использоваться таким образом, чтобы расширять возможности отдельных лиц.
В этом отношении государственная политика в области цифровизации должна быть сосредоточена на разработке нормативных актов, способствующих конкуренции, подходов, повышающих квалификацию, и усилении подотчетности учреждений, одновременно инвестируя в цифровые технологии и инфраструктуру для них.
Кроме того, создание экосистемы, которая облегчает инвестиции путем поощрения сотрудничества и координации, имеет решающее значение для распространения преобразований. В областях, требующих интенсивных инвестиций, таких как цифровизация, становится важным разработать правила с подходами, учитывающими стоимостной аспект и обеспечивающими непрерывность инвестиций.
Это исследование определяет ситуацию путем изучения таких факторов, как использование технологий, навыки и инфраструктура в цифровом развитии.
Оно раскрывает экономическую ценность, которая может возникнуть в предстоящий период со сценариями, основанными на 2030 году.
В этом отчете проводятся сравнения с развитыми экономиками, состоящими из Европейского Союза и стран ОЭСР.
В тех случаях, когда доступны данные по Турции и другим странам, сценарии создаются на основе предположений о конвергенции этих стран и проливают свет на потенциал развития перед Турцией. В сценариях и политических рекомендациях в докладе за базовый год взят 2030 год.
Есть две причины, почему был выбран именно этот год. Во-первых, чтобы подчеркнуть необходимость долгосрочных преобразований после периода реализации 12-го Плана развития (2023-2028 гг.). Во-вторых, 2030 год является целевой датой глобального сотрудничества в целях развития, представленного целями устойчивого развития. Кроме того, это — целевой год для цифровых стратегий большинства развитых стран, особенно ЕС.
Ход отчета обсуждается в рамках четырех осей: трех вертикальных и одной горизонтальной. Цифровизация в первых трех разделах рассматривается конкретно с точки зрения трех основных субъектов экономики: общества, бизнеса и государства. В четвертом разделе обсуждается вопрос инфраструктуры, которая является общим знаменателем доступа к цифровым технологиям для всех сегментов. Хотя в первых четырех разделах подчеркиваются некоторые основные вопросы политики, в последнем разделе рекомендации по целевым показателям политики, основанные на числовых показателях на 2030 год, и рекомендации по политике, содержащие меры, которые необходимо принять, объединены в комплексном виде. В этом разделе за основу взят план развития (речь идет о плане развития Турции на период с 2023 по 2028 год)».
Переходим к разделу 1 исследования, которое озаглавлено как «Общество и цифровая трансформация».
При этом пропускаем вводные слова общего характера с обоснованием важности подобной постановки вопроса.
Раздел 1.1 озаглавлен как «1.1. Уровень цифровых навыков людей».
В частности, в издании указывается на следующее:
«Наличие цифровых навыков дает людям различные преимущества в профессиональной и социальной жизни.
Уровень цифровых навыков людей измеряется цифровыми инструментами и услугами, которые они используют.
Повышение уровня квалификации позволяет людям улучшить свою социальную жизнь и получить доступ к лучшим возможностям карьерного роста. Положительное влияние цифровых навыков на социальную жизнь проявляется в более легком общении, более легком доступе к услугам государственного или частного сектора и усилении социальной интеграции.
Одной из основных причин улучшения карьерных возможностей является расширение возможностей участия в новых направлениях бизнеса, возникающих в результате цифровизации.
Разработка программного обеспечения, управление облаками и данными, анализ и управление данными, искусственный интеллект и кибербезопасность — это основные направления, где возникают новые технологически ориентированные предприятия. Хотя участие в этих областях напрямую требует продвинутых профессиональных цифровых навыков, а более базовые навыки также напрямую поддерживают профессиональную жизнь.
Развитие цифровых навыков людей и их измерение имеют решающее значение для распространения выгод, которые появятся в результате цифровизации, на общество.
Анализ текущей ситуации в Турции и мониторинг развития могут способствовать мерам, которые следует принять в этом отношении, если это необходимо. В связи с этим в этом разделе отчета на основе метода измерения уровня квалификации общества, разработанного Европейским Союзом (Вставка 1; см. ниже – прим.), обсуждается развитие уровня цифровых навыков населения в Турции за последние 5 лет, потенциал развития до 2030 года, а также уровни навыков различных социальных групп.»
Переходим непосредственно к материалу Вставки 1, которая озаглавлена как «Измерение уровня цифровых навыков Евростата». Как следует из названия, речь идет о создании набора критериев, через которые предлагается измерить уровень цифровых навыков общества.
Цитируем:
«Евросоюз измеряет цифровые навыки людей с помощью 30 различных компонентов по пяти основным направлениям и определяет свою политику в этих рамках. Пять разделов методологии Евростата, используемых для измерения цифровых навыков людей, приведены в таблице 1.
Лица, обладающие хотя бы одним цифровым навыком во всех пяти областях, классифицируются как имеющие «по крайней мере базовые цифровые навыки».
Лица, обладающие навыками выше базовых в каждой из областей, считаются «обладающими навыками выше базовых».»
Таблица 1. Критерии определения цифровых навыков.
1. Грамотность в сфере данных и информации | Получение информации о продуктах, услугах и вопросах здоровья; чтение новостей, газет или журналов онлайн и проверка достоверности информации |
2. Навыки связи и взаимодействия | Электронная почта, интернет-телефония/видеозвонки и обмен сообщениями; присоединение к социальным сетям и использование социальных сетей |
3. Навыки создания цифрового контента | Использование компьютера, анализ и программирование |
4. Навыки в сфере безопасности | Контроль безопасности персональных данных, ограничение доступа, блокировка их использования в рекламных целях и файлов cookie, управление персональными данными путем прочтения заявлений о конфиденциальности |
5. Навыки в сфере решения проблем | Загрузка или установка программного обеспечения или приложений, онлайн-покупки и продажи, онлайн-курсы, интернет-банкинг, онлайн-поиск работы |