Анализ характера взаимоотношений афганского движения «Талибан» с некоторыми государствами Ближнего Востока. Часть 1

Движение «Талибан» (запрещено в РФ) повторно пришло к власти в Афганистане в августе 2021 года, ознаменовав конец самой продолжительной военной операции США в истории, которая началась после терактов 11 сентября 2001 года. «Талибан», первоначально группировка ополченцев, возглавляемая преимущественно пуштунами, был основан в начале 1990-х годов. Впервые движение пришло к власти в 1996 году после нескольких лет гражданской войны, последовавшей за вторжением Советского Союза в Афганистан в 1979 году и окончательным выводом войск в 1989 году. Первоначальной целью военной операции, начатой США в 2001 году, было захватить или ликвидировать главаря террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ) Усаму бен Ладена – главного организатора терактов 11 сентября 2001 года, которому мулла Омар, основатель и первый главарь «Талибана», предоставил убежище в Афганистане. В период с 2001 по 2021 год США и их союзники пытались обеспечить безопасность на территории Афганистана и навязать его населению демократические ценности, однако этот регион на протяжении столетий демонстрировал устойчивость к иностранному влиянию. США были сверхдержавой, ведущей войну в окружении множества региональных игроков, которые поддерживали разные отношения как с тогдашним афганским режимом, так и с талибами, и преследовали разные стратегические цели. Примечательно, что Вашингтон поддерживал моджахедов в Афганистане в их борьбе против Советского Союза при непосредственном участии Пакистана и Саудовской Аравии. Эта политика началась при президентстве Джимми Картера в 1979 году и получила дальнейшее развитие при его преемнике Рональде Рейгане. Сегодня международное сообщество пытается адаптироваться к новой реальности, в которой «Талибан» снова осуществляет контроль над Афганистаном. Признание со стороны международного сообщества является одним из главных приоритетов движения с момента его возвращения к власти. Хотя Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия были единственными государствами, признавшими его режим в 1996 году, никто официально не сделал этого по состоянию на февраль 2024 года, хотя некоторые другие региональные игроки, такие как Китай, Россия, Узбекистан и ОАЭ аккредитовали дипломатических сотрудников Исламского Эмирата Афганистан (название государства, используемое режимом талибов). Существующая политическая структура движения «Талибан» предполагает, что на сегодняшний день самым влиятельным крылом в ее рядах является «Сеть Хаккани» (запрещена в РФ) – наиболее жесткая фракция, основанная Джалалуддином Хаккани еще во времена советской оккупации. Согласно множеству свидетельств, «Сеть Хаккани» также поддерживала Межведомственная разведка Пакистана (МВР). В настоящее время ей управляют сыновья Джалалуддина Хаккани Сираджуддин и Анас, а также его младший брат Халил. Все они занимают высшие должности в новой политической и правительственной архитектуре «Талибана». Даже несмотря на то, что высшие политические посты традиционно заняли члены движения с юга Афганистана, неофициально известные как «кандагарцы», Хаккани утвердили свою тактическую власть в Кабуле, контролируя ключевые силовые ведомства. Примечательно, что министерство обороны при этом возглавляет мулла Якуб, сын муллы Омара и заместитель главаря «Талибана».  Существует множество параллелей между режимом «Талибана» 1990-х годов и его нынешним форматом. Несмотря на, казалось бы, гораздо более открытый подход современных талибов к взаимодействию с международным сообществом, их руководство не пошло на существенные компромиссы в вопросах, касающихся идеологии и религиозной составляющей. Важнейшим требованием Запада и практически всех региональных игроков было обеспечить доступ девочек и женщин к образованию и создать инклюзивное правительство с репрезентативной политической структурой. Однако внутренние разногласия в рядах «Талибана» по этим вопросам вскоре проявились открыто, когда его руководству не удалось сформулировать политику, в равной степени отвечающую требованиям и «международного порядка», и духовных лидеров движения.  Сравнение режима «Талибана» 1996-2001 годов и его нынешней версии демонстрирует, что большинство сегодняшних проблем группировки существовало и в 1990-е годы. Права женщин всегда были острым разногласием между талибами и международным сообществом, вызванным главным образом радикальной интерпретацией законов шариата руководством движения. Отход от традиционных идеологических рамок в таких вопросам, как права женщин, теоретически мог бы бросить вызов фундаментальным принципам, установленным муллой Омаром. Важно помнить, что многие старейшины «Талибана», ответственные за решение этих вопросов сегодня, также служили непосредственно под началом Омара и продолжают нести свою идеологическую установку. Некоторые главари движения рассматривают компромиссы как продолжение потворства Западу, которым занимался предыдущий прозападный режим, что в конечном итоге может привести к междоусобицам и краху нынешней квазиполитической структуры движения, пытающегося обрести статус легитимного правительства. Однако идеологическое противостояние западному влиянию является не единственной угрозой власти талибов. Движение сталкивается с внутренними угрозами со стороны регионального подразделения террористической организации «Исламское государство» (запрещено в РФ), известного под названием «ИГ-Хорасан», а также с постоянно растущим напряжением на границах с Пакистаном, Ираном и Таджикистаном. История продемонстрировала, что в ходе вторжения на территорию Афганистана сверхдержав, региональные игроки из Центральной и Южной Азии также принимали опосредованное участие в конфликтах, преследуя свои стратегические цели и национальные интересы. Сегодня и Советский Союз, и США ушли из Афганистана, оставив государствам региона негласную задачу смягчать будущие риски, связанные с политическими и геополитическими намерениями «Талибана». Несмотря на то, что Китай осуществляет стратегическое влияние на новый режим талибов, его влияние на вопросы, касающиеся сферы безопасности, невелико по сравнению с влиянием стран, находящихся в непосредственной близости от Афганистана. В этой связи представляется важным изучить подход региональных игроков в отсутствие более широкого западного влияния и при наличии нетрадиционного политического игрока в лице «Талибана», представляющего Афганистан. Когда американский военный контингент покинул страну в августе 2021 года, президент США Джо Байден заявил следующее: «Позвольте мне внести ясность. Мы продолжим поддерживать афганский народ посредством дипломатии, влияния и международной помощи. Мы продолжим настаивать на региональной дипломатии и взаимодействии для предотвращения насилия и нестабильности». Данное заявление косвенно указывает на передачу Вашингтоном ответственности за безопасность и противодействие экстремизму в Афганистане региональным игрокам.

55.75MB | MySQL:116 | 0,991sec