Ситуация в Марокко: апрель 2010г.

Наиболее заметное событие апреля в Марокко произошло в один из завершающих дней месяца, когда МВД страны объявило о нейтрализации «связанной с Аль-Каидой» террористической сети, которая, по данным спецслужб, готовилась перейти к активным действиям. Как отмечалось в распространенном 26 апреля коммюнике МВД королевства, «службы безопасности недавно нейтрализовали связанную с «Аль-Каидой» террористическую сеть из 24-х человек».

В коммюнике утверждалось, что эта сеть «готовилась совершить преступления и акты саботажа против спецслужб страны и интересов Марокко». Еще одним занятием участников группы была вербовка «марокканских добровольцев с последующих их направлением в «горячие точки», и в частности, в Афганистан, Ирак, Сомали, а также в зону Сахеля». Как известно, в зоне Сахеля, а также в примыкающем к ней Алжире действует «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/.

По данным источников в марокканской полиции, аресты участников группы были произведены в середине апреля в нескольких городах королевства, и в частности, в Касабланке. Трое из участников группы были арестованы в аэропорту экономической столицы королевства, откуда они намеревались вылететь за рубеж с конечным пунктом назначения — Сомали.

В коммюнике МВД отмечалось, что четверо из участников группы ранее приговаривались к различным срокам тюремного заключения за причастность к терактам на территории королевства. В документе не идентифицировались их личности.

Как известно, после терактов 16 мая 2003 года в Касабланке марокканские власти арестовали и осудили свыше 2 тысяч радикальных исламистов, многие из которых к настоящему времени вышли на свободу.

28 апреля в связи с «делом 24-х» был объявлен в розыск еще один участник группы, представленный как «выходец из Франции». Судя по всему, речь шла о гражданине Франции — выходце из Марокко, поскольку его объявленное имя — Ахмед Сахнуни. По данным марокканских властей, он руководил этой группой, находясь во Франции.

В апреле свое дальнейшее развитие получил вспыхнувший месяцем ранее скандал, связанный с выдворением из Марокко группы христианских миссионеров, которые занимались прозелитизмом в регионе Среднего Атласа. Тогда МВД страны обосновало свои действия статьей 220 Уголовного кодекса страны. Она предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком от 6 месяцев до трех лет за любые формы прозелитизма понятно, немусульманского. Впрочем, строго говоря, эта статья не была применена — тюремное заключение заменили высылкой, причем не по решению суда.

10 апреля около 7 тысяч марокканских улемов распространили открытое письмо королю Мохаммеду VI, в котором поддержали его действия по выдворению из страны миссионеров. В послании, подписанном генеральным секретарем Высшего совета улемов Марокко Мохаммедом Юсефом, «выражалась полная поддержка позиции и исторических решений, принятых властями с целью пресечь реализацию тайного проекта группы христианских миссионеров». «Марокканские улемы рассматривают их действия как одну из форм религиозного терроризма», — утверждалось в послании.

По оценке марокканского еженедельника «ТельКель», несмотря на преследования со стороны полиции и угрозы смерти, христианская община среди марокканцев растет и составляет в настоящее время «тысячи человек».

Как считает известный марокканский политолог Мохаммед Дариф, власти были вынуждены пойти на выдворение христианских миссионеров под давлением исламистов, давно добивавшихся этого. По логике властей, таким образом они лишают исламистов одного из их наиболее весомых аргументов. Таким же образом они фактически дополнили список «врагов» умеренного ислама в его марокканской модели, куда помимо шиитов, салафитов и атеистов попали и христиане-евангелисты.

Процесс борьбы против марокканцев — сторонников христианства идет под лозунгом обеспечения «духовной безопасности» марокканцев. Этот термин из лексики министерства по делам хабусов и ислама превратился в одно из понятий, которыми пользуется МВД страны при выдворении христианских проповедников. Что касается исламистов, то они утверждают, что число марокканцев, перешедших в христианство или пообщавшихся с христианскими миссионерами, якобы перевалило за 150 тысяч.

На самом деле, считает сотрудник Парижской школы социальных исследований Зинеб эль-Разауи, принявших христианство марокканцев насчитывается не более 2 тысяч. Следовательно, отмечает «ТельКель», «духовная безопасность» марокканцев представляет собой миф, который выгоден кому-то. Кому? Догадаться нетрудно. Тот же Эль-Разауи полагает, что наибольшую лепту в распространение христианства среди марокканцев играют не миссионеры, а христианские телеканалы, вещающие на арабском языке.

8 апреля адвокаты пяти марокканских политиков, осужденных в 2009 году к длительным срокам тюремного заключения по обвинению в «терроризме» в ходе процесса по «делу Беллираджа», потребовали, чтобы «рассмотрение апелляции на приговор было справедливым и честным». «Мы требуем, чтобы процесс в суде второй инстанции был честным, поскольку в суде первой инстанции был попраны принципы законности, — заявил на пресс-конференции в Рабате адвокат Халид Суфиан. — Никто не добивается безнаказанности, но мы хотели бы, чтобы были гарантированы условия для справедливого процесса».

Пятеро политиков, осужденных по «делу Беллираджа» в июле 2009 года к тюремному заключению сроками от 2 до 25 лет, считаются «умеренными» исламистами. Наиболее известный из них — бывший глава распущенной в июне 2008 года исламистской партии «умеренного» толка «Аль-Бадиль аль-Хадари» Мустафа Моатассим получил 25 лет тюрьмы. 22 марта пятеро узников тюрьмы в Сале начали голодовку.

Главарь «группы Беллираджа» мароккано-бельгиец Абделькадер Беллирадж был осужден на пожизненное заключение по обвинению в создании террористической группы и совершении шести убийств в Бельгии в 80-е — 90-е годы ХХ-го столетия.

Процесс в суде второй инстанции над пятью фигурантами «дела Беллираджа» возобновился 12 апреля.

Несколько событий в апреле были связаны с западносахарским досье.

12 апреля появился доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в котором содержалась рекомендация Совету Безопасности ООН продлить на один год мандат Миссии ООН по организации референдума в Западной Сахаре /МИНУРСО/. Он истекает 30 апреля. Одновременно в докладе предлагалось сторонам конфликта — Марокко и сепаратистскому Фронту ПОЛИСАРИО — продолжить переговоры с тем, чтобы решить проблему спорной территории.

15 апреля базирующийся близ алжирского города Тиндуф сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО принял решение «пересмотреть отношения» с МИНУРСО. Как заявил «министр иностранных дел» самопровозглашенной Сахарской Арабской Демократической Республики /САДР/ Мохаммед Салем ульд Салек, такое решение принято в связи с тем, что развернутая в сахарских провинциях МИНУРСО «не выполнила своих обязательств за 20 лет своего существования», в то время как Марокко «пытается под прикрытием режима прекращения огня увековечить свою оккупацию» этих территорий.

Целью МИНУРСО, сформированной в 1991 году, является наблюдение за соблюдением Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО режима прекращения огня. В составе Миссии с момента ее создания находится группа российских офицеров — наблюдателей.

По оценке Ульд Салека, под понятием «пересмотр отношений» может подразумеваться широкий спектр возможных мер Фронта ПОЛИСАРИО — от простого сокращения числа контактов с МИНУРСО до полного разрыва отношений с этой организацией, и более того, вплоть до применения силы.

Из экономических новостей месяца следует отметить заявление министра туризма Ясира Знагуи, согласно которому Марокко примет в 2010 году 9,4 млн туристов. Данная цифра представляется немного лукавой, поскольку в этот показатель министр включил несколько миллионов марокканцев, проживающих за границей, которые ежегодно проводят летние отпуска у себя на родине. Тем не менее, по данным Знагуи, за первый квартал 2010 года благодаря туризму Марокко получило 10 млрд дирхамов /около 900 млн евро/ в твердой валюте, что на 16 проц. превышает показатель за аналогичный период 2009 года.

В целом, наиболее непредсказуемый характер в ближайшей перспективе может получить развитие событий вокруг сахарских провинций, поскольку «горячие головы», имеющиеся в руководстве Фронта ПОЛИСАРИО, в условиях образовавшегося тупика в решении западносахарской проблемы могут решиться на силовые операции, пусть и ограниченного масштаба. Целью подобных операций будет привлечение внимания мирового сообщества к одному из самых застарелых конфликтов на планете.

52.11MB | MySQL:103 | 0,485sec