Шведские оценки перспектив сотрудничества с Турцией в ЕС и НАТО

После ратификации заявки Швеции на вступление в Североатлантический альянс, Стокгольм получил право стать полноправным членом этой организации. Данный факт сопровождается позитивными ожиданиями правительства скандинавской страны, эксперты и некоторые политики из которой, однако, начинают задумываться не только над позитивными, но и над возможными негативными последствиями от указанного шага. При этом особое внимание уделяется перспективам отношений с Турцией, которые, с одной стороны неизбежны, как минимум в рамках НАТО, но с другой, на двустороннем уровне существенно пострадали от препятствий, создававшихся Анкарой на пути Стокгольма.

Как неоднократно отмечалось ранее при характеристике напряженного переговорного процесса, одним из наиболее острых, особенно с внутриполитической точки зрения, моментов для властей Швеции стали многочисленные условия, выдвинутые Турцией и включившие содействие во вступлении Анкары в Евросоюз. Стараясь любой ценой добиться собственной цели в виде вхождения в военно-политический Альянс, Стокгольм в целом на данную меру согласился, однако довольно скоро стало очевидно, что подобных взглядов не разделяет шведская общественность. А это уже сулит проблемы для представителей действующего правительства, особенно при подготовке к следующем выборам, как на национальном, так и на наднациональном уровне.

Судя по всему, во властных кругах страны такого рода риски осознают, а потому министр рынков труда и интеграции, председатель Либеральной партии Й.Персон в одном из недавних интервью подчеркнул, говоря о Турции и ЕС, что «впустить страну сейчас не получится». Для аргументации своей точки зрения политик традиционно сослался на «развитие демократии в неправильном направлении» и «нарушения прав человека», отмеченные им в курсе президента Р.Т.Эрдогана. В связи с этим член шведского кабмина утверждает, что на текущем этапе со стороны Стокгольма возможно лишь «указать, какие меры следует предпринимать» Анкаре для того, чтобы в будущем ей оказали практическую помощь для реализации ее европейских амбиций.

В выступлении министра следует особо обратить внимание на несколько обстоятельств.

Во-первых, портфель  Й.Персона, включающий вопросы интеграции, подразумевает не внешне-, а внутриполитический аспект, связанный с миграцией. Таким образом в определенной степени Либералы, вероятно, делают заявку на объединение вокруг себя граждан с миграционным прошлым. Данный ход, как кажется, не случаен, так как при формировании действующего правительства У.Кристерссона Либералы дали согласие на сотрудничество с ультра правыми «Шведскими демократами», косвенно поддержав и их антимигрантские настроения, что вполне могло принести падение популярности. В дополнение к этому обещание выдвинуть Анкаре условия, лишь после выполнения которых она сможет рассчитывать на поддержку – не что иное, как зеркальный ответ на прежние действия Турции, что способно найти широкий отклик в обществе скандинавской страны.

Во-вторых, сказанное Й.Персоном четко дает понять, что партия, входящая в коалицию, фактически открыто утверждает о готовности выступить против политики правительства. В частности, по словам министра рынков труда, контакты двух государств по линии НАТО не исключают привлечения внимания к нарушениям Турции в области прав человека, на чем Либералы хотят сосредоточиться. Тем самым они, судя по всему, стараются реанимировать свою прежнюю партийную платформу, включавшую призыв инициировать исключение Турции из Североатлантического альянса на следующий день после официального вхождения в него Швеции.

Впрочем, согласно точке зрения, высказанной ранее руководителем Института турецких исследований Стокгольмского университета П.Левином, Анкара может быть в реальности не заинтересована во вступлении в ЕС, а само условие, объявленное Стокгольму на кризисной стадии переговоров, было внешнеполитическим ходом. Любопытно, что аналогичное видение в последнее время получило развитие в греческих изданиях, подчеркивающих, что в действительности Р.Т. Эрдоган старается нормализовать контакты с Западом и особенно США, применяя для этого различные инструменты и делая демонстративные послабления, такие как ратификации шведской заявки в НАТО, в тот момент, когда отношения с Вашингтоном доходят до точки крайней напряженности.

Перспектива контактов в рамках Североатлантического альянса тоже не сулит, с точки зрения ряда шведских оборонных обозревателей и экспертов, ничего хорошего. Так, специалисты не исключают рисков вовлечения Анкарой всего блока в открытый конфликт для достижения собственных интересов. К примеру, в шведских СМИ появилось предположение, что точкой притяжения таковых способен оказаться Израиль, что подкрепляется резкой риторикой в адрес этой ближневосточной страны, периодически звучащей из уст Р.Т. Эрдогана. И хотя на фоне операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа диалог Стокгольма и Иерусалима тоже отличается напряженностью, участия в далеком для себя региональном конфликте в Швеции не хотят.

В целом говоря о последней группе опасений, складывается впечатление, что они, скорее, надуманные, поскольку, как минимум принимая во внимание особый характер отношений Израиля и США участие НАТО в ближневосточном противостоянии, да еще и на палестинской стороне – абсолютно нереалистичный сценарий. В большей степени, как кажется, такого рода рассуждения характеризуют ломку традиционных ценностей и стратегических установок Швеции, для многих жителей которой эрозия устоявшегося нейтралитета выглядит новой и неизведанной реальностью, угрожающей непредсказуемыми последствиями. Пример риторики Либеральной партии, в свою очередь, свидетельствует об уже начавшейся борьбе за электорат, которая весьма актуальна в контексте предстоящих в этом году выборов в Европарламент, а в будущем и национальных выборов. При подготовке к ним не только оппозиция, но и даже члены действующей коалиции делают заявку на построение своей программы на критике шагов, предпринятых премьер-министром У.Кристерссоном для того, чтобы любой ценой обеспечить Швеции членство в НАТО.

55.7MB | MySQL:116 | 0,784sec