О визите министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в США

7-8 февраля состоялся визит министра иностранных дел Турции Хакана Фидана в США. Цели визита были определены в пресс-релизе турецкого внешнеполитического ведомства №39 от 6 марта с. г. следующим образом:

«Его высокопревосходительство г-н Хакан Фидан, министр иностранных дел Турецкой Республики, посетит с официальным визитом Соединенные Штаты Америки 7-8 марта 2024 года.

В ходе визита, состоится заседание Стратегического механизма Турция — США. Министр Фидан встретится с госсекретарем США Энтони Блинкеном и обсудит мнения о двусторонних отношениях, а также о региональных и глобальных событиях».

Также Министерством иностранных дел Турции сообщается о следующих активностях главы внешнеполитического ведомства в ходе визита в США, цитируем:

«Министр иностранных дел Хакан Фидан впервые встретился с Бенджамином Кардином, председателем комитета Сената США по международным отношениям, и сопровождающими его членами комитета в Вашингтоне 7 марта 2024 года.

Министр Хакан Фидан позже посетил Атлантический совет, аналитический центр в Вашингтоне. После своего выступления министр Фидан ответил на вопросы участников.

Министр иностранных дел Хакан Фидан встретился с госсекретарем США Энтони Блинкеном в рамках заседания Стратегического механизма 8 марта 2024 года.

Министр Фидан впоследствии обсудил текущие события на встрече, организованной Вашингтонским отделением SETA.

Министр Хакан Фидан также принял Фила Гордона, советника по национальной безопасности вице-президента США Камалы Харрис, в посольстве Турции в Вашингтоне.

Министр иностранных дел Хакан Фидан наконец встретился с представителями турецкой прессы в Посольстве Турции в Вашингтоне и предоставил информацию о своем визите в США».

Итак, обратимся к пунктам повестки дня министра иностранных дел Турции в Вашингтон, среди которых, разумеется, выделяется заседание Стратегического механизма Турция – США. Принципиальным представляется здесь принятие сторонами документа, который озаглавлен как «Совместное заявление об американо-турецком стратегическом механизме, 9 марта 2024 г.».

Цитируем этот документ:

«Текст следующего заявления был опубликован правительствами Соединенных Штатов Америки и Турции по случаю седьмого заседания стратегического механизма США — Турция.

Госсекретарь Энтони Дж. Блинкен и министр иностранных дел Хакан Фидан председательствовали на седьмом заседании американо-турецкого стратегического механизма 7-8 марта 2024 года в Вашингтоне. В рамках Стратегического механизма 7 марта состоялись открытые, совместные стратегические дискуссии под руководством высокопоставленных чиновников Государственного департамента США и Министерства иностранных дел Турции, за которыми последовала встреча госсекретаря Блинкена и министра Фидана 8 марта.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан подтвердили свою приверженность ориентированной на результаты, дальновидной и позитивной двусторонней программе, которая способствует достижению общих целей и решению возникающих глобальных проблем. Они обсудили укрепление отношений между США и Турцией по широкому кругу вопросов, включая региональные приоритеты, борьбу с терроризмом, оборонное сотрудничество, экономический рост, торговлю, энергетическую безопасность и изменение климата, а также связи между людьми.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан подтвердили поддержку Соединенными Штатами и Турцией суверенитета и территориальной целостности Украины против неприемлемой войны России. Соединенные Штаты приветствовали усилия Турции в Черном море, включая недавно объявленную целевую группу по противоминной борьбе и содействие жизненно важным безопасным маршрутам для зерна и другой международной торговли.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили продолжающийся кризис в секторе Газа и рассмотрели свои соответствующие дипломатические обязательства. Они подчеркнули важность поиска пути к прекращению конфликта и немедленному решению гуманитарного кризиса. Они также подтвердили свою приверженность долгосрочному решению проблемы двух государств.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан подтвердили необходимость борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях. США и Турция возобновили турецко-американские Консультации по борьбе с терроризмом в рамках Стратегического механизма по расширению сотрудничества в борьбе с терроризмом и устранению связанных с ним сетей, занимающихся организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, как угроз их национальной безопасности.

Госсекретарь подтвердил осуждение Соединенными Штатами террористической организации РПК, DHKP-C (Революционная народно-освободительная партия – Фронт – И.С.), а также ИГ (здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.), нацеленные на Турцию и на интересы Турции. Соединенные Штаты и Турция подтвердили свою общую приверженность обеспечению окончательного разгрома ИГ  в Сирии и Ираке и обсудили сотрудничество в противодействии угрозе со стороны ИГИЛ/ДАИШ и филиалов Аль-Каиды, присутствующих в Африке и Центральной Азии.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили все аспекты сирийского кризиса и подтвердили приверженность Соединенных Штатов и Турции политическому процессу под руководством и ответственностью Сирии в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Турция и Соединенные Штаты подтвердили важность репатриации задержанных и перемещенных лиц, связанных с ИГ, с северо-востока Сирии в страны их происхождения, где они могут быть реабилитированы и реинтегрированы в свои общины происхождения и, при необходимости, привлечены к ответственности.

Обе стороны также рассмотрели более широкие вопросы на Ближнем Востоке и в Африке, включая необходимость построения региональной стабильности и связей посредством расширения сотрудничества в области экономики и безопасности.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили ситуацию в Восточном Средиземноморье и подчеркнули важность сохранения стабильности и каналов связи. Госсекретарь приветствовал продолжающееся взаимодействие между Турцией и Грецией, включая Пятый Совет сотрудничества высокого уровня в декабре 2023 года в Афинах и подписание турецко-греческой декларации о дружественных отношениях и добрососедстве.

Что касается Южного Кавказа, госсекретарь Блинкен и министр Фидан обязались работать вместе над продвижением сбалансированного и прочного мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией и согласились, что это будет способствовать региональной стабильности, сотрудничеству и благосостоянию.

В преддверии 75-го саммита НАТО в Вашингтоне госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили пути укрепления координации и солидарности НАТО перед лицом нынешних угроз и вызовов. Они подтвердили свою давнюю приверженность коллективной обороне как союзники, а также политике открытых дверей НАТО. Будучи двумя крупнейшими вооруженными силами НАТО, обе стороны подтвердили важность своих обязательств, а также наших обновленных двусторонних оборонных торговых отношений для расширения возможностей, обеспечения оперативной совместимости и повышения прочности своей коллективной безопасности. Оба министра приветствовали вступление Швеции в качестве 32-го союзника по НАТО, что укрепит Североатлантический союз и евроатлантическую безопасность.

Заглядывая в будущее, госсекретарь Блинкен и министр Фидан обсудили возможности трансформации американо-турецких отношений в области безопасности и обороны, чтобы опираться на значительный потенциал и инновации каждой страны для решения стратегических задач и возможностей.

В связи с этим они объявили, что в 2024 году состоится американо-турецкий оборонно-торговый диалог, и обе страны будут использовать возможности для развития оборонно-промышленного сотрудничества.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан высоко оценили непрерывный рост двусторонней торговли между США и Турцией, которая достигла более 30 миллиардов долларов.

Они подтвердили важность расширения экономического и коммерческого сотрудничества и использования существующих двусторонних форумов, таких как Цифровой диалог, состоявшийся 4 марта в Турции, для расширения и углубления нашего экономического сотрудничества.

Обе стороны обсудили использование возможностей финансирования в рамках Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям для создания высоких стандартов инфраструктуры в развивающихся странах.

Обе стороны одобрили Диалог по энергетике и климату (ECD), который будет запущен и проведен под сопредседательством Министерства энергетики США и Министерства энергетики и природных ресурсов Турции при участии Государственного департамента США и Министерства иностранных дел Турции. ECD будет способствовать энергетической безопасности и энергетическому переходу в обеих странах, а также сотрудничеству в области изменения климата. Обе стороны признали, особенно в свете целей «чистого нуля», растущую важность гражданской ядерной энергетики, как обычных, так и малых модульных реакторов, разработанных в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности, защищенности и нераспространения, и призвали государственный и частный секторы Турции и США к изучить возможности и разработать конкретные предложения по сотрудничеству в этой области.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан также признали отношения между людьми между двумя странами одним из столпов двусторонних отношений. 75-летие американо-турецкой программы Фулбрайта в этом году является иллюстрацией этой связи. Обе стороны признали Соглашение о культурных ценностях 2021 года, в соответствии с которым 72 турецких культурных и исторических артефакта были возвращены Турции с момента вступления Соглашения в силу, как ориентир для прочности нашего партнерства.

Госсекретарь Блинкен и министр Фидан приветствовали возможность использовать Стратегический механизм для построения позитивного, дальновидного стратегического видения для достижения общих целей. Обе стороны надеются на дальнейшее развитие американо-турецких стратегических отношений и приветствуют увеличение числа двусторонних встреч».

Приступим к анализу этого документа, который представляется весьма важным, как для турецко-американских отношений, так и в треугольнике Россия – США – Турция. Главным вопросом здесь представляется можно ли говорить о перезагрузке, если не полной, то в той или иной степени, турецко-американских отношений, которые представлялись вплоть до настоящего времени достаточно проблемными.

Принципиальные моменты, связанные с совместной декларацией, представляются следующими:

  1. Документ выглядит как по форме, так и по содержанию как попытка перезагрузить двусторонние турецко-американские отношения, которые в последние годы развивались по нисходящей, содержа перманентные болевые точки и ограничения (включая вопрос поддержки американцами сирийских курдов – прим.), а также преодолевая кризисы (в первую очередь, можно вспомнить ситуацию с выборами в Турции, на рубеже 2022-2023 год, а также теракт в Стамбуле, совершенный осенью 2022 года, соболезнования за который от США Турция официально «не приняла» — И.С.)
  2. Первым пунктом в турецко-американской повестке дня, характерным образом, содержится украинская проблематика. Обе стороны делают политическую декларацию относительно «территориальной целостности Украины» и «неприемлемой войны России». Американцы приветствуют реализацию Турцией отдельных, точечных инициатив в Черном море, однако, не идет речи о том, чтобы говорить о каком-либо мирном процессе.
  3. Следующий пункт имеет принципиальную значимость для Турции – в том, что касается ситуации в секторе Газа. Заметим, что здесь стороны воздерживаются от совместного или отдельного (к примеру, со стороны Турции) осуждения действий Израиля в Газе. Невзирая на непримиримую риторику Турции в отношении Израиля и его руководства, которая звучит со всех площадок, здесь произошло очевидное «скругление» турецкой позиции. Речь идет о «кризисе в секторе Газа», но отнюдь не о «фашизме» и «геноциде палестинского народа», о котором с трибуны говорит руководство Турецкой Республики.
  4. Заметим, что заявление о совместной борьбе с терроризмом выглядит «неполным» со стороны США: в документе не упоминаются сирийские Отряды народной самообороны и Партия демократический союз, которые в Турции рассматриваются в качестве филиалов РПК и которые, как широко признается, поддерживаются со стороны США. Заметим расширение географических «усилий» Турции и США на Африку и Центральную Азию, что следует рассматривать для сторон как попытку организовать синергию на этих направлениях, где Турция занимает достаточно серьезные позиции.
  5. Ситуация в Восточном Средиземном море также была обсуждения без прорывов. В частности, речь идет о том, что Турции не удалось даже включить упоминание своих требований о справедливом разделе газовых месторождений региона в документ. В этом смысле приветствия «сохранения каналов связи» смотрятся «висящими в воздухе». Поскольку непонятно из-за чего собственно возникла проблема и как она решается, кроме как через подписание «декларации о дружбе и добрососедстве» между Турцией и Грецией.
  6. Интересно, что Турция и США договорились о взаимодействии на Южном Кавказе в рамках урегулирования проблемы между Арменией и Азербайджаном. Таким образом, выглядит так, что Франция занимается непосредственно Арменией, а США пытаются войти в процесс со стороны Турции и Азербайджана. Таким образом, осуществив перехват повестки у России, как у миротворца и стратегического интересанта в процессах на Южном Кавказе.
  7. США и Турция декларируют себя как две крупнейшие ВС в НАТО и, соответственно, таким образом, американская сторона подчеркивает важность Турции в НАТО. А также то, что Турция дала «зеленый свет» Швеции. Фундаментальных расхождений между США и Турцией по поводу политики «открытых дверей» НАТО нет. Турция выступает за расширение Альянса, считая его фактором на благо евроатлантической безопасности.
  8. Заметим, что Турция, предпринявшая ранее ряд шагов в сфере развития собственного ВПК, сейчас формирует с американцами «оборонно-торговый диалог». Очевидно, что при этом возникнет вопрос относительно того, насколько динамично будет развиваться собственный военно-промышленный комплекс Турции. И здесь, неизбежно возникает и тема того, чтобы Турция «могла вернуться» в программу создания истребителя F-35, вопрос – на каких условиях.
  9. Отметим второй момент, который связан с турецкой цифровизацией – которую, очевидно, также американцы хотят «прибрать», на фоне продолжающихся попыток турок обеспечить себе цифровой суверенитет.
  10. И, наконец, тема энергетики охватывает два вопроса: энергетику ядерную и энергетику, в целом. Американцы выражают заинтересованность во вхождении в турецкую ядерную энергетику (на фоне продолжающихся переговоров между Россией и Турцией по АЭС «Синоп», а также продолжающегося строительства АЭС «Аккую»), а также по прочим вопросам, включая зеленый переход. Здесь есть ещё и такой момент, что зеленый переход, так или иначе, работает на уход Турции от сжигаемых топлив, а, следовательно, на отход Турции от торговли энергоносителями с Россией.

Итак, заметим, что представленный общественности документ, сам по себе, является заявкой на то, чтобы убедить турок отказаться от своих позиций по целому ряду вопросов (прежде всего, по курдскому вопросу в Сирии) и вернуться на «столбовую западную дорогу развития». Вопрос того, как турки в нынешних условиях отреагируют на «заход» со стороны американцев, подлежит дальнейшему мониторингу.

55.76MB | MySQL:116 | 0,785sec