Экономическая политика Китая в отношении некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Часть 2

Страны Азии и Ближнего Востока

Деятельность китайского руководства по расширению экономического сотрудничества с азиатскими странами сосредоточена на реализации мероприятий в рамках стратегической инициативы экономического развития КНР «Один пояс, один путь» в контексте национальных и региональных интересов. В частности, предполагается расширение возможностей транспортного сообщения с соседними регионами. С этой целью предполагается активизация мероприятий по содействию развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, который проходит от КНР через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее к Турции и европейским странам, а также введению специальных льготных тарифов для грузоперевозчиков. Ожидается, что развитие данного маршрута позволит в несколько раз сократить время доставки национальной продукции на европейский рынок. При этом со стороны стран, вовлеченных в реализацию инициативы, проявляется высокая заинтересованность в совершенствовании и развитии инфраструктуры, создании зон свободной торговли, транзите товаров из КНР и привлечении дополнительных инвестиций[i].

Сотрудничество с Пакистаном и Афганистаном

Китайско-пакистанское экономическое сотрудничество главным образом связано с осуществлением проекта экономического коридора Китай-Пакистан (КПЭК), ставшего первым в инициативе «Один пояс, один путь». Соглашение о строительстве КПЭК было подписано в апреле 2015 года и представляет собой 15-летний план модернизации энергетического сектора и транспортной инфраструктуры Пакистана в период с 2015 по 2030 гг. Кроме того, для обеспечения взаимодействия между двумя странами образован Совместный комитет по сотрудничеству.

Декларируемая цель создания КПЭК – содействие социально-экономическому развитию Пакистана. Основными задачами проекта являются:

– преодоление нехватки электроэнергии и модернизация транспортной инфраструктуры, в первую очередь, в западных и северо-западных регионах страны;

– расширение глубоководного порта Гвадар;

– формирование площадки для межрегиональной торговли;

– создание каналов транзита грузов, соответствующих стандартам безопасности, высокой экономической эффективности;

– координация транспортных потоков в Западном Китае и Пакистане.

В последнее время к вышеупомянутым странам примкнул и Афганистан в рамках условно называемого экономического коридора Китай – Пакистан – Афганистан (КПАЭК). Формирование трехстороннего взаимодействия наметилось в июне 2017 г. во время визитов министра иностранных дел КНР Ван И в Кабул и Исламабад. Китайско-пакистанским долгосрочным планом развития КПЭК (2017-2030) предусматриваются интеграционные процессы в различных сферах. Разработан механизм взаимодействия трех стран в налаживании политического диалога, взаимовыгодного экономического сотрудничества и совместной борьбы с терроризмом. Просматривается перспектива расширения двустороннего межгосударственного проекта КПЭК в трехстороннем формате, за счет подключения к нему Афганистана.

Проекты КПЭК в сфере транспортной инфраструктуры:

– завершенные: автомагистрали Хашаб–Турбат–Гвадар, Гвадар–Раттодеро, Гвадар–Дживани;

– планируемые: Каракорумское шоссе (участок Хавелиан–Тхакот–Райкот), автомагистрали Карачи–Лахор (участок Мултан–Суккур) и Хуздар–Бесима, расширение дороги Дера Исмаил Хан–Кветта; железные дороги Пешавар–Карачи, вокруг г. Карачи, железнодорожные терминалы в городах Хавелиан, Кветта, Карачи, Гвадар; прокладка оптико-волоконного кабеля Гил-гит-Балтистан–Хунже-раба.

Пакистан, благодаря строительству разветвленной сети железных и автомобильных дорог и увеличению мощностей порта Гвадар, может обрести статус транспортного и торгового транзитера для стран ШОС.

Проекты КПЭК в сфере энергетики:

– завершенные: электростанция Сахивал (660 МВт), ветроэлектростанции в городах Гхаро (50 МВт), Джимпир (100 МВт и 50 МВт), на солнечных батареях им. Мухаммада Али Джина (900 МВт);

– реализуемые: электростанции в порту города Касим (2х660МВт), на месторождении угля Тар (4х330 МВт), ГЭС Суки Кинари (870 МВт), Карот (720 МВт), замена ЛЭП от городов Митиари и Матиари до городов Лахор и Фейсалабад соответственно.

В долгосрочной перспективе запланированы еще 16 проектов в сфере энергетики.

На начальном этапе строительства объем предоставляемых инвестиций со стороны КНР составил 46 млрд долл. В 2017-2020 гг. он был увеличен до 62 млрд долл.

Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры и создание эффективной системы коммуникаций рассматривается руководством Пакистана и Афганистана в качестве важнейшего условия экономического роста в стране и развития их региональных связей на многосторонней основе с партнерами по ШОС, на двусторонней – с непосредственными соседями (Ираном, Индией и Китаем), а также странами Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии.

Говоря о наметившемся трехстороннем экономическом сотрудничестве Китая, Пакистана и Афганистана можно проследить укрепление их военно-технического взаимодействия. Для обеспечения безопасности инфраструктурных объектов и обслуживающего персонала КПЭК обсуждается вопрос создания военно-морской базы Китая в пакистанском портовом городе Дживани.

В конце 2017 г. после первой диалоговой трехсторонней встречи в Пекине состоялись переговоры министров обороны Афганистана и Китая, на которых была достигнута договоренность о наращивании военного сотрудничества, в частности, строительстве военной базы в горном уезде Вахан (северная провинция Бадахшан), где страны имеют общую 76-километровую границу. Инициатива создания базы исходила от китайской стороны, которая взяла на себя все расходы по финансированию ее строительства и функционирования, включая обеспечение солдат обмундированием, вооружением и военной техникой, а также обучение военных кадров[ii].

Несмотря на то, что в январе 2018 г. Министерство обороны КНР официально опровергло появившиеся в СМИ сообщения о строительстве военной базы в Бадахшане, но подтвердило военное сотрудничество с Афганистаном, помощь в укреплении его обороноспособности и оказание помощи в борьбе с терроризмом.

Такое межгосударственное взаимодействие в целях устойчивого развития государств-участников и обеспечения их безопасности может в конечном итоге способствовать процессу урегулирования афганской проблемы и достижению стабильности в регионе, хотя и при явном усилении в нем экономического и военно-политического влияния Китая, что вызывает озабоченность у США и Индии.

[i] Гунсянфачжань синь цзиюй (Новая возможность совместного развития) URL:http://www.mofcom.gov.cn/article/i/jyjl/k/201901/20190102830494.sht ml [Электронный ресурс] Ministry of Commerce of People’sRepublic of China (дата обращения: 04.02.2024).

[ii] И дай и лу: чжунадуйцзе («Один пояс, один путь»: совпадение КНР и арабского мира)
URL: http://www.xinhuanet.com/globe/2018-07/19/c_137314569.htm [Электронный ресурс] XinhuaNewsAgency (дата обращения: 04.02.2024).

55.71MB | MySQL:116 | 0,544sec