Экономическая политика Китая в отношении некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Часть 4.

Сотрудничество с Арабской Республикой Египет

Строительный холдинг «Чайна Харбор» обсуждает с правительством Арабской Республики получение возможности расширения морского порта Александрия (стоимость проекта оценивается в 800 млн долл., из которых 80 % составляет кредит, предоставленный Экспортно-импортным банком Китая), а также создания контейнерного терминала в порту Думьят (200 км сев. г. Каир, стоимость проекта составит около 40 млн долл.)[i].

В рамках создания новой столицы компании «Чайна Стэйт Констракшн Инжиниринг Корпорейшн» и «Чайна Форчун Лэнд Девелопмент Компани» реализуют ряд крупных проектов по застройке районов будущего административного центра Арабской Республики Египет.

В последнее время Китай наращивает свое присутствие в энергетической сфере. Консорциум «Дунфан электрик корпорейшен» и «Шанхай электрик груп» участвуют в тендере по развитию энергетической инфраструктуры Восточной части Арабской Республики Египт. Одновременно «Шанхай электрик груп» ведет переговоры о разработке и реализации проекта электрификации железной дороги г. Александрия – г. Абу-Кир (23 км сев.-вост. г. Александрия). Корпорация «Чайна петролеум энд кемикл корпорейшн» намерена увеличить инвестиции в развитие египетской нефтеперерабатывающей промышленности за счет строительства ряда нефтехимических заводов. Кроме того, «Стэйт грид корпорейшн оф чайна» проявляет заинтересованность в сфере инвестиций в электроэнергетику Арабской Республики, в том числе за счет развития возобновляемых источников энергии, а также в реализации концепции «умный город» (совместное использование информационно-коммуникационных технологий и «интернета вещей» для управления городской инфраструктурой) на базе нового административного центра. Наряду с этим, компания «Джи-Си-Эль Поли» согласовывает с руководством Египта условия контракта о налаживании на территории страны производства поликремневых солнечных панелей суммарной мощностью до 1 ГВт в год.

В области расширения цифровых коммуникаций отмечается высокий уровень сотрудничества с китайской корпорацией «Хуавей Текнолоджис». В частности, данная компания за три года вышла в лидеры по поставкам современного телекоммуникационного оборудования и сетевых решений для египетского рынка. Параллельно она проводит работы в области концепции «умный город», а также исследования по созданию проекта интеллектуальной электроэнергетики[ii].

По итогам встречи с египетским премьер-министром Мустафой Мадбули министр коммерции КНР Ван Вэньтао сообщил, что Китай готов к расширению сотрудничества с Египтом в таких сферах как телекоммуникации и информатизация, умные города, электронная торговля, устойчивое развитие и высокотехнологичная индустрия.

 

Выводы

Результаты изучения текущего состояния экономических отношений Китая со странами Ближнего Востока указывают на значительные усилия Китая, направленные на достижение статуса мирового экономического лидера.

Основными целями, которые Китай преследует в ближней и среднесрочной перспективах, являются: расширение доступа к источникам природных ресурсов Африки и Ближнего Востока; освоение новых рынков сбыта китайской продукции; увеличение оборота юаня в региональной, а впоследствии и мировой торговле; создание сети зон свободной торговли в качестве опорных точек транспортной инфраструктуры; диверсификация каналов снабжения сырьем и снижение критической зависимости от морских поставок.

Реализация инфраструктурных проектов и инвестирование осуществляются в интересах расширения возможности транзита грузов, добычи и поставки углеводородов и дешевого сырья, постепенно ограничивая возможности стран по развитию национальной промышленности.

Китай также полагает, что развитие международной торговли в канве ВТО является для его интересов неблагоприятным, по этой причине он ищет возможности налаживания двусторонней торговли с развивающимися странами Африки и Ближнего Востока, которые так же воспринимают рамки ВТО как потенциальные ограничения для своего экспорта.

Ожидается, что стабильное экономическое развитие Китая обеспечит постепенное наращивание его влияния в мировых масштабах, что позволит все более настойчиво заявлять о собственных интересах и праве участвовать в формировании международной повестки. Тенденция к смещению центров мировой экономической активности в азиатский регион продолжится, что приведет к все более активным действиям Китая с целью занять место глобального экономического и политического лидера. Конкуренция с европейскими странами за рынки Африки и Ближнего Востока будет только расти, со временем к таким традиционным игрокам как Франция и Германия может добавиться еще один важнейший китайский конкурент — Индия. На все эти вызовы Китаю предстоит найти ответ уже в ближайшем будущем.

[i] Michael Swain, «Chinese Views and Commentary on the «One Belt, One Road’ Initiative», China Leadership Monitor 47, 2 (2022), 3, p.30.

[ii] Russia and China in the Middle East: Implications for the United States in an Era of Strategic Competition / The RAND Corporation, May 9, 2022, 13 p.

56.49MB | MySQL:119 | 1,447sec