В марте 2024 г. прошла 17-я ежегодная конференция, организованная Институтом исследований национальной безопасности (INSS), посвященная войне в секторе Газа и национальной безопасности Израиля. Традиционно в мероприятии приняли участие бывшие и действующие политики и военные (в т. ч. иностранные), в частности, лидер оппозиции и предыдущий премьер-министр Яир Лапид; глава арабской партии РААМ Мансур Аббас; Дэвид Петреус, экс-глава ЦРУ, руководитель The KKR Global Institute; генерал-лейтенант Гади Айзенкот, министр в военном кабинете, 21-й начальник Генерального штаба ЦАХАЛа и др.
Одним из обсуждаемых вопросов было изменение в восприятии в израильском обществе национальной безопасности после нападения 7 октября, в чем заключалась ошибка, и почему это произошло. В дискуссии приняли участие: Офер Шелах, старший научный сотрудник INSS, бывший депутат Кнессета; генерал-майор (в отставке) Гершон Ха-Коэн, член комитета движения «Ха-Битхонистим», которое призывает к аннексии Израилем Западного берега реки Иордан, член «Форума Танаха», пропагандирующего изучение ТАНАХа в Израиле, научный сотрудник Центра стратегических исследований им. Бегина-Садата; Ализа Бин Нун, руководитель политического директората израильского МИДа; генерал-майор (в отставке) Исраэль Зив, бывший начальник оперативного отдела Генштаба ЦАХАЛа.
О.Шелах отметил, что у Израиля никогда не было принятой и зафиксированной на бумаге концепции безопасности, хотя в 1953 г. первый премьер-министр страны Давид Бен-Гурион сформулировал основы этой концепции, которая отражала израильский опыт. События 7 октября 2023 г. стали возможны из-за провала разведки в раскрытии подготовки ХАМАСом нападения. Но это, по его словам, не главное, что привело к трагедии. Роль сыграло еще и то, что на протяжении предыдущих десятилетий ЦАХАЛ и структуры безопасности подверглись двум проблематичным веяниям.
«Во-первых, армейское руководство начало практику дискуссии, (как это делают все западные армии), о действенности и возможных последствиях военных операций в войне, которую можно назвать ассиметричной, но она в любом случае не является войной, которую ведут армии и государства. В ходе разработки плана операции в разных кампаниях они задаются вопросом — как им одержать победу, когда в израильском обществе ожидают, что она будет быстрой и понятной, тогда как им противостоит негосударственный актор, использующий в своих целях гражданское население и пытающийся нивелировать все их преимущества. В этих условиях в ЦАХАЛе размышляли о том, как нужно одержать победу, тогда как речь не шла о решающей победе».
«Во-вторых, наличие зон комфорта между политиками и силовыми структурами, когда на политическом уровне даются обещания не просить военных делать то, что по их мнению, они не смогут исполнить, а военные обязуются не предоставлять политикам те сведения, которые вынудят их отдать приказ на решение задач, которые они не хотят решать». В качестве примера О.Шелах привел 2004 г., когда в ЦАХАЛе подготовили презентацию, которую слил в СМИ один из высокопоставленных военных. Там говорилось о том, что оккупация Газы будет стоит Израилю тысяч жертв. В результате такого манипулирования оценками возможного количества потерь происходят ошибки на политическом уровне.
Ализа Бин Нун обратила внимание на концепцию, которой придерживается международное сообщество, — чем лучше живут палестинцы, тем безопаснее для Израиля. Что касается войны в секторе Газа, то она идет уже пять месяцев, и Израиль все еще пользуется легитимностью в ведении боевых действий, хотя она уменьшается. Международное сообщество все еще поддерживает заявленные Израилем цели — уничтожить потенциал ХАМАСа и вернуть всех заложников. Однако ухудшение гуманитарной ситуации в секторе Газа привело к оказанию на Израиль большого давления с целью организации поставок гуманитарной помощи. В этих условиях она отметила эффективность экскурсий для приезжавших в Израиль высокопоставленных политиков, которых возили на юг в подвергшиеся нападению поселения. Эта практика повлияла на принятие решений в разных странах. С этой же целью МИД активно демонстрировал фильм со всеми жестокостями во время нападения 7 октября, что также позволило повысить уровень солидарности с Израилем. Так, ряд парламентов включил ХАМАС в список террористических организаций, ЕС наложил санкции на его лидера. Учитывая все это Израиль не может игнорировать позицию международного сообщества и беспечно относиться к тому, какое воздействие имеют решения, принимаемые израильским руководством.
Исраэль Зив считает, что принципы безопасности Израиля были выверены опытом и не являлись плодом заимствованной теории. Однако мир изменился, и перед лицом новых врагов в виде негосударственных акторов Израиль не пересмотрел и не адаптировал свои подходы к своим врагам, таким как ХАМАС и «Хизбалла». Израиль сейчас проигрывает в том, что базируется на старых принципах. Другую проблему он видит в том, что на протяжении 40 лет у ЦАХАЛа была повседневная концепция безопасности, а не концепция войны, тогда как израильская армия была создана для войны. Сегодня ситуация изменилась.
Гершон Ха-Коэн проблему видит в том, что Израиль утратил понимание обороны, которое было после Войны Судного дня и не зависело от сигналов со стороны разведки. По его словам, «Авив Кохави, начальник Генштаба ЦАХАЛа [2019-2023], понял, что он должен сосредоточиться на обороне, но при этом создал полную зависимость от предупреждений разведки. Вот что следовало бы сделать, так это подготовить дивизию по аналогии с 36-й дивизией на Голанских высотах, которая пребывала в боеготовности в течение 20 лет после войны Судного дня. Командующему операцией «Литани» (в марте 1978 г.) не понадобилось несколько дней для мобилизации сил. Сейчас такой дивизии не было создано по нескольким причинам. В результате накануне 7 октября ЦАХАЛу для приведения в боеготовность сил на уровне бригады понадобилось 4 дня, потому что было утрачено понимание обороны, которая не должна зависеть от предупреждений разведки. Еще Израиль утратил практику специальной обороны, которая была выстроена по урокам Войны за независимость. Была создана сеть безопасности для защиты кибуцев, которая предполагала задействование в оборонительных мерах жителей периферии. В секторе Газа не было системы обороны, а было создано то, что называется рутинными мерами безопасности».
По мнению Ализы Бин Нун, важность сохранения легитимности Израиля в глазах международного сообщества бесспорна, но вопрос заключается в том, что конкретно нужно для этого делать. Израильские агентства действуют по всему миру, взаимодействуя с лицами, принимающими решения. Они задействуют инструменты публичной дипломатии, в том числе в мире социальных сетей. По ее мнению, Израилю нужно больше инвестировать в эти инструменты продвижения национальных интересов. МИД должен финансироваться лучше, и это необходимо сделать немедленно.
Г. Ха-Коэн полагает, что «Израиль живет по концепции безопасности прошлого века, тогда как сегодня ему нужна армия более крупная по размеру, например на Голанских высотах. Эта концепция должна основываться на создании районов еврейских поселений. К тому же нужна территориальная глубина. Доктрина Рабина рассматривала Иорданскую долину в качестве пространства, обеспечивающего Израилю территориальную глубину».
Исраэль Цви отметил, что у Израиля нет картины победы, Яхья Синвар не может быть стратегической целью ЦАХАЛа. Не решив проблему с Газой, Израиль не сможет разобраться с «Хизбаллой». Сейчас есть риск эскалации напряженности на Западном берегу р. Иордан и в других местах. Помимо этого Израиль не может в сфере обороны полагаться на систему ПРО «Железный купол». Если не изменить концепцию, Израиль так и будет получать «сюрпризы» от негосударственных организаций, которые ему угрожают.
О.Шелах полагает, что Израиль должен присоединиться к американской концепции, согласно которой война в Газе рассматривается как антииранский фронт. Необходимо вернуть США на Ближний Восток, чтобы разбить вражеские силы в виде ХАМАСа и «Хизбаллы». Израилю нужно увеличить военный бюджет, и одновременно он призывает не забывать, что силой еврейского государства является его продвинутый либеральный демократический характер и его связь с Западом[i].
[i] Interview with the US Ambassador to Israel. https://en.bmp.co.il/inss-2024