Иран: экономическим санкциям быть

На прошлой неделе наконец-то вроде бы замаячил «свет в конце тоннеля» по вопросу принятия экономических санкций против Ирана. Вроде бы, потому что сразу же образовались некие параллельные или уводящие в сторону телодвижения со стороны стран БРИК. Вся эта мешанина противоречивых и центробежных тенденций сопровождались такими же противоречивыми комментариями различных официальных и полуофициальных лиц.

Началось все с торжественного заявления госсекретаря США Х.Клинтон о том, что «Россия, США и Китай согласовали общие принципы проекта «жесткой» резолюции Совбеза ООН в отношении санкций, но осталось согласовать детали. Документ уже разослан для внесения замечаний и предложений другим странам Совбеза ООН» Российский МИД тут же отреагировал, заявив, что «все заявления на эту тему остаются на совести американцев». На следующий день Смоленская площадь уже сама прокомментировала этот эпизод, но уже совсем в ином ключе. Из него следовало, что Россия поддерживает режим санкций по ограничению торговли оружием с Ираном и продажи ему технологий «двойного назначения». Упоминались также санкции в отношении банков, инвестиционных компаний, а также указывалось на возможность досмотра торговых кораблей, направляющихся в морские иранские порты. Тут же последовали заявления близких к Кремлю лиц о том, что, несмотря на введение санкций, Россия будет выполнять свои контракты по поставкам вооружения в Иран. Американские СМИ моментально делают из этого вывод, что Россия намерена поставить Ирану комплексы ПВО С-300. По этому поводу разгорелась форменная истерика, но официальной реакции Вашингтона на этот раз не последовало.

Все это сопровождалось инициативой Бразилии и Турции, которая была поддержана Россией, о последней попытке убедить Тегеран согласится на обогащение своего урана за рубежом. Переговоры в Тегеране вроде бы привели к тому, что Иран согласился передать свой уран (1.2 тонны) для обогащения бразильцам (правда, непонятно, где бразильцы собрались его доводить до нужной кондиции). Площадку для проведения всех этих процедур передачи туда-сюда согласилась предоставить Анкара. Вроде бы победа и санкции уже не нужны? Но нет, США и Великобритания заявили, что они по-прежнему настаивают на введение санкций.

Таким образом, образовался полный сумбур и непонимание. Постараемся его немного структурировать.

1. Первичная нервная реакция России была связана, по ншей оценке, с нарушениями договоренностей между сторонами о не комментировании достигнутых договоренностей до согласования проекта санкций против Ирана непостоянными членами Совбеза ООН. Американцы эту договоренность нарушили с целью педалировать процесс, или, если хотите, сделать его необратимым. Своим заявлением Х.Клинтон просто дала сигнал всем остальным странам о том, что три основных игрока на этой площадке приняли солидарное решение по Ирану. В этой ситуации остальные страны просто лишались возможности маневра и, по идее, должны были автоматически поддержать уже предложенный им проект решения.

2. США явно поторопились и не согласовали свой публичный демарш с Москвой, что она очень не любит. Это Вашингтону надо научиться понимать и не суетиться в ненужных случаях. Подожди Вашингтон день-два, храня молчание, и все пошло бы по-другому. Последовала предсказуемая в этих случаях реакция. Заявления различных официальных лиц о выполнении Россией всех своих обязательств в рамках выполнения ранее заключенных контрактов по поставкам оружия Ирану должны были показать американцам крайнюю степень неудовлетворенности Москвой поведением своих партнеров по переговорам. Эта тема всегда возникает в период такого раздражения и является своего рода индикатором российского настроения в данный момент. Последний раз о такой возможности в феврале с.г. заявлял министр иностранных дел РФ С.Лавров. Тогда тоже было некоторое «непонимание».

Одновременно Россия дала сигнал приунывшим бразильцам и туркам, и они запустили свою инициативу. Не случайно сначала бразильский президент Игнасио Лула да Сильва приехал в Москву. Вообще этот момент очень интересен с той точки зрения, что нынешняя иранская ситуация дала мощный толчок развития кооперации в рамках БРИК, чего так долго добивалась Москва. Более того, именно иранский кризис способен придать этой тенденции устойчивую динамику в среднесрочной перспективе с подключением к ней Турции. Это уже серьезная заявка на создание серьезного реального межрегионального игрока, особенно с учетом тенденций российско-турецких отношений. Последние, как представляется, найдут точки совместных усилий еще по ряду вопросов, в том числе таких серьезных как ближневосточное урегулирование и проблема пиратства в районе Африканского Рога.

Опасение Вашингтона по этому вопросу явилось одной из причин негативного отношения к бразильско-турецкому телодвижению на иранском треке. Американцам появление такого игрока совсем не нравится. Не нравится по той причине, что если бразильско-турецкая инициатива будет запущена, то они теряют фактически основные рычаги контроля за ситуацией и упускают стратегическую инициативу «первой скрипки». Не говоря уже о сближении Бразилии с Москвой.

Второй причиной скепсиса США и их основных партнеров по НАТО является опасение того, что Иран начинает во второй раз «прокручивать» одну и ту же пластинку. Тегеран уже один раз соглашался на обогащение урана за границей, но потом резко отыграл назад. По нашей оценке, в данном случае мы имеем дело ровно с тем же самым маневром. Иранцы просто затягивают время и пытаются вбить клин между Москвой, странами БРИК и США. Они никогда не передадут весь свой уран для обогащения в другие страны, так как это ставит «крест» на их ядерной программе. Автор абсолютно не сомневается, что ее конечной целью является создание ядерного оружия, а не медицинские цели или энергетика. В двух последних случаях они бы уже давно достигли устраивающих все стороны договоренностей.

Кстати, обратим внимание на позицию Китая, который как «воды в рот набрал» и никак публично сложившуюся ситуацию не комментирует. Это тоже является индикатором намерений Пекина и говорит о том, что ЦК КПК стратегическое решение по Ирану приняло. Как только китайская публичная дипломатия «уходит в тину», это означает только одно: китайцы «слили» свого очередного «проблемного партнера» и хотят, чтобы его официальным «убийством» занимался кто-нибудь другой. Такое поведение Пекина нами предсказывалось. Интересно также то, насколько неповоротлива партийная китайская дипломатия. После стратегического решения, никто в Пекине не обращает даже внимание на те или иные действия партнеров на этом направлении.

Что в «сухом остатке»?

1. Санкции в отношении Ирана будут введены. Это совершенно очевидно. И Россия, и Китай, и Бразилия, и Турция их поддержат, несмотря на различного рода маневры и заявления. Тем самым практически «Рубикон пройден». Теперь интересно, как поведут себя американцы в случае провокационных действий иранцев по вопросу осмотра их торговых судов. Это своеобразный момент истины, от которого зависит, насколько серьезно настроены в Вашингтоне. От осмотра судов до военных столкновений один шаг.

2. В этой ситуации Москва, по нашейоценке, не пойдет ни при каких условиях на поставки С-300 в Иран. Это будет противоречить участию Москвы в режиме экономических санкций и грозит серьезно подпортить отношения Росии с США и Израилем. Последнее Москве, которая продекларировала свою активность в проблеме ближневосточного урегулирования, сейчас не надо. Поставлять не будет, но использовать этот «жупел» для стимулирования идеи создания единой системы европейской безопасности будет обязательно. И это правильно. США пора привыкать к мысли, что победителей в «холодной войне» не бывает.

52.1MB | MySQL:103 | 0,495sec