К вопросу о позиции Турции в отношении парламентских выборов в Нагорном Карабахе

23 мая 2010 г. в Нагорном Карабахе состоялись парламентские выборы. 20 мая с.г. МИД Турции опубликовал заявление, в котором излагалась официальная позиция Анкары в отношении этих выборов. В нем сообщалось, что Турция эти выборы рассматривает в качестве попытки легитимизировать в одностороннем порядке существующую «неправомерную ситуацию» в Нагорном Карабахе. По мнению официальной Анкары, эти выборы представляют собой «явное нарушение норм международного права, решений Совета безопасности ООН и принципов ОБСЕ». Турецкие власти также заявили, что выборы и референдумы на «оккупированных территориях» могут быть проведены только после восстановления территориальной целостности Азербайджана и возвращения на свое постоянное место жительства проживавших там людей. Также было отмечено, что принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по «освобождению Нагорно-карабахского региона и других оккупированных территорий» до сих пор не выполняются.

С другой стороны, руководитель межпарламентской группы дружбы Турция-США Суат Кыныклыоглу, выступая на конференции «Политика соседства Турции и Ближний Восток», проведенной 20 мая с.г. Институтом Ближнего Востока США, отметил, что в настоящее время по вопросу турецко-армянского сближения наблюдается некоторое затишье, ставшее результатом согласия сторон рассмотреть сделанные друг другу интересные предложения. По его словам, на столе переговоров лежит весьма заманчивое предложение, о подробностях которого он пока сказать ничего не может и добавил, что «нормализация турецко-армянских отношений является вопросом времени», поскольку у обеих сторон имеется необходимая для этого политическая воля. Сторонам, по мнению С. Кыныклыоглу, не следует ждать того, что проблемы, существующие сегодня в отношениях между двумя странами, будут решены вместо них «внешними игроками». Он подчеркнул, что «Армения занимает территорию государства, которое является членом Совета Европы и нормализация двусторонних отношений практически невозможна с учетом сложившейся ненормальной ситуации вокруг Нагорного Карабаха». С. Кыныклыоглу заметил, что развитие турецко-армянских отношений и решение карабахского конфликта являются «взаимовлияющими параллельными процессами».

В подтверждение этой мысли представляет интерес мнение обозревателя турецкой газеты «Акшам» Атылгана Байара, который в своей статье, опубликованной 23 апреля 2010 г., задается вопросом: «Что даст Турции открытие турецко-армянской границы без урегулирования карабахской проблемы?» По его мнению, Турции выгодно участие Армении в проектах по транспортировке энергоресурсов. Однако необходимо, чтобы между Арменией и Азербайджаном тоже не было серьезных разногласий, поскольку это препятствует реализации оптимальных региональных маршрутов. Следовательно, без урегулирования карабахской проблемы открытие турецко-армянской границы не принесет существенной пользы ни Турции, ни Азербайджану, ни Армении.

Обратим также внимание на события, развивающиеся в последние годы в Ираке, которые, очевидно, ведут к окончательной суверенизации «иракского Курдистана» в качестве независимого государства. Уже сегодня можем смело утверждать, что в рамках Ирака в военно-экономическом плане Курдистан состоялся как квазигосударство и получение им статуса «непризнанного государства» – вопрос времени. Дальнейшая стадия, на наш взгляд, заключается в объединении курдских земель в рамках «теории домино». Делать такой вывод нам позволяет существующий прецедент на Балканах: раздел Косово на албанскую и сербскую части, раздел Боснии и Герцеговины, раздел Македонии на албанскую и македонскую части и тяготение албанских квазигосударств к единому албанскому ядру. Тем более что именно с Курдистаном США связывают свои далеко идущие надежды в регионе. Администрация Соединенных Штатов намерена возложить на формирующееся курдское государство роль «непотопляемого авианосца» против Ирана и Сирии, а также «сдерживающую роль» против Турции с ее растущими международными амбициями. Такое положение дел в регионе, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве одного из основных факторов турецко-иранского и турецко-сирийского сближения.

«Пока не будет реальных шагов в вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы и Азербайджан не даст своего согласия, я не думаю, что Турция пойдет на открытие границы», – считает бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, турецко-армянский процесс остается в зависимости от карабахского урегулирования. В. Осканян полагает, что ситуация вокруг турецко-армянских протоколов выгодна Турции. На данном этапе, международное сообщество считает, что и Турция и Армения временно приостановили процесс ратификации для создания более «благоприятных условий» продолжения процесса. Естественно, что под «благоприятными условиями» подразумевается урегулирование карабахской проблемы. Таким образом, Турция получила то, к чему стремилась с первого дня начала процесса. Сегодня турецкое руководство избавлено от внешнего давления по вопросу ратификации протоколов и свободно действует на поле урегулирования конфликта. Экс-министр в своем интервью затронул и вопрос турецко-российского сближения и влияния этого вопроса на Нагорно-Карабахское урегулирование: «Турция взяла на себя определенное обязательство перед международным сообществом – открытие границ, и Турция заинтересована в урегулировании карабахского конфликта. Поэтому, торгуясь с Россией, США и прочими странами, имеющими влияние на конфликт, Анкара обязательно будет поднимать карабахский вопрос, требуя активизации усилий в этом вопросе и ускорения процесса урегулирования, что не в интересах Армении. Мы уже были свидетелями того, к каким негативным последствиям приводит искусственное ускорение в процессах», – заметил В. Осканян.

Заслуживают внимания и следующие события. Напомним, в ноябре 2007 г. руководство Турции получило информацию о планах размещения курдских баз Рабочей партии Курдистана (РПК) на Кавказе и начало переговоры с Азербайджаном и Грузией. Президент Турции А. Гюль в ходе визитов в Азербайджан и Грузию коснулся этой темы. По его словам, турецкая разведка выявила, что РПК наладила связи с армянской диаспорой и действует по плану, в соответствии с которым курдские боевики перейдут в одну из европейских стран, а потом на Кавказ, где обоснуются на «оккупированных территориях Азербайджана». «Турция полностью поддерживает позицию Азербайджана в нагорно-карабахском вопросе. В последние годы Армения размещает в Нагорном Карабахе прибывающих из Ирака и Сирии курдов. У РПК в этом регионе действуют газеты и радиостанции. Турция предпринимает шаги по предотвращению этого плана», – заявил тогда А. Гюль. В ходе встреч президенты Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили выразили Турции свою поддержку.

Азербайджан тогда потребовал от международных организаций расследования информации о размещении на территории Нагорного Карабаха боевых отрядов РПК. В турецких СМИ неоднократно проходила информация о том, что РПК, вытесняемая с севера Ирака, ищет себе новое пристанище и ее боевики армянского происхождения размещают свои базы в Нагорном Карабахе. По сообщениям турецких СМИ, официальный Ереван дал добро на размещение боевых отрядов РПК. По словам заведующего отделом международных связей Администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова, у Азербайджана имеются свидетельства того, что Армения размещала в Нагорном Карабахе армян и курдов – выходцев из Сирии и Ирака, и теперь планирует разместить там боевиков РПК. Азербайджан тогда выразил готовность проводить «антитеррористические операции» против размещенных в Нагорном Карабахе боевых отрядов РПК. Однако в Армении и Нагорном Карабахе эти заявления отвергли, назвав их «необоснованными» и представляющими собой лишь «очередную провокацию» в целях «нагнетания нового витка напряженности в турецко-армянских отношениях» и направленных на то, чтобы «вынудить Анкару принять более жесткую позицию в карабахском урегулировании».

Итак, если Турция признает легитимность парламентских выборов в Нагорном Карабахе, то ей придется признать и саму власть в Нагорно-Карабахской республике в качестве легитимной, что фактически означало бы признание независимости НКР от Баку, который является стратегическим союзником Анкары. Учитывая, что подавляющее большинство жителей Нагорного Карабаха состоит из армян, а сама территория находится в выгодном географическом положении, то Армения получит дополнительный козырь против Турции при обсуждении условий открытия турецко-армянских границ и признания событий 1915 г. в качестве «геноцида». Армяне прекрасно понимают, что наличие приграничных проблем с соседними странами препятствует вступлению Турции в ЕС. Более того, в случае выхода НКР из-под контроля и юрисдикции Азербайджана на территории Карабаха могут быть созданы (если уже не созданы) условия для лагерей РПК, что может стать причиной усиления позиций курдских боевиков в регионе. Принимая во внимание планы американцев относительно территорий с преимущественно курдским населением не сложно понять не только резкую реакцию Анкары, но и молчание Вашингтона.

52.22MB | MySQL:103 | 0,486sec