Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 мая 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с иранской ядерной проблемой и палестино-израильскими мирными пере-говорами. Иран, Бразилия и Турция 17 мая подписали в Тегеране декларацию об обмене иранского низкообогащенного урана на зарубежное ядерное топ-ливо для тегеранского исследовательского реактора. Специальный предста-витель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл провел первый содержательный тур непрямых переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА).

В соответствии с декларацией, подписанной Ираном, Бразилией и Турцией, ИРИ подтвердила свою приверженность ДНЯО и право на мирное использование атомной энергии. Тегеран также выразил согласие на отправку в Турцию 1200 кг своего низкообогащенного урана, что будет сделано при условии согласия Венской группы (Россия, США, Франция, МАГАТЭ) с ус-ловиями соглашения, подписанного 17 мая. При этом Иран имеет право на-править в Турцию своих наблюдателей для контроля за условиями хранения и безопасностью урана. В свою очередь, Венская группа должна взять на себя обязательство предоставить Ирану 120 кг топлива для тегеранского иссле-довательского реактора. В случае согласия Венской группы, сроки обмена ядерными материалами будут определены в «дополнительном в письменной форме соглашении между Ираном и Венской группой». Если же условия, за-фиксированные в трехсторонней декларации, не будут выполнены, Турция обязуется незамедлительно и без каких-либо условий вернуть ИРИ ее низко-обогащенный уран. 23 мая Иран передал МАГАТЭ письмо, раскрывающее детали соглашения. Вместе с тем, в Тегеране заявляют, что декларация от 17 мая не означает, что ИРИ откажется от реализации своей ядерной программы. Иран также продолжит обогащение урана до уровня 20 проц на своей территории. Одновременно президент ИРИ М. Ахмадинежад призвал миро-вые державы продолжить переговоры по иранской ядерной проблеме.

Трехсторонняя декларация вызывала в целом скептическое отношение в странах Запада. США заявили, что хотя этот документ можно рассматривать в качестве «позитивного шага», однако у Вашингтона все еще имеются серьезные сомнения по поводу готовности Тегерана соблюдать свои обяза-тельства. По словам главы Белого дома Б. Обамы, отказ Тегерана остановить процесс обогащения урана до уровня 20 проц «не способствует созданию ат-мосферы доверия». Президент Франции Н. Саркози назвал тегеранскую дек-ларацию «позитивным шагом», хотя французский МИД считает, что «нельзя обманываться насчет характера ядерных работ», проводимых в Иране. Китай приветствовал соглашение, считая, что оно «поспособствует мирному реше-нию иранского ядерного вопроса». Право Ирана на мирное использование атомной энергии под международным контролем подтвердили Египет и Па-кистан. Президент России Д. Медведев приветствовал подписание трехсто-ронней декларации, но не уверен, снимет ли она «все вопросы к Тегерану по его атомной программе». В Москве считают, что в этом документе «есть не-ясные вещи, которые нужно прояснить».

Тем временем 18 мая США внесли на рассмотрение Совета Безопасно-сти ООН проект новой резолюции по Ирану, который в целом не вызывал возражений у остальных пяти членов «шестерки» международных посредни-ков по иранской ядерной программе – Великобритании, Германии, Китая, России и Франции. Этот документ «призван ужесточить уже имеющиеся санкции в отношении Ирана». По информации СМИ, речь, в частности, идет о мерах по ограничению сотрудничества с иранскими банками, мониторинге грузовых судов, направляющихся в ИРИ, в т. ч. возможности их досмотра, в случае наличия подозрений, что на их борту находятся грузы, имеющие от-ношение к ядерной и ракетной программе Ирана. Также речь идет и о неко-торых новых ограничениях на военные поставки ИРИ. Вместе с тем, по мне-нию России, документ не содержит «никаких парализующих мер».

В Тегеране уже назвали проект новой резолюции Совета Безопасности ООН «нелегитимным», а спикер парламента ИРИ А. Лариджани заявил, что меджлис не ратифицирует соглашение о передаче иранского ядерного топли-ва за рубеж, если «полностью его текст» не будет признан всеми членами СБ ООН и если этот международный орган не откажется от планов введения но-вых санкций в отношении Ирана.

Специальный посланник президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл провел на минувшей неделе челночные контакты между руководи-телями Израиля и ПНА. И если до этого тематика этих контактов сводилась к организации переговорного процесса, то в ходе последнего раунда обсуж-дались основные параметры палестино-израильского мирного урегулирова-ния, в частности, вопросы границ и обеспечения безопасности между Израи-лем и будущим Палестинским государством. Однако, как и следовало ожи-дать, сближения позиций сторон не произошло и, по признанию Дж. Мит-челла и главы ПНА М. Аббаса, переговоры завершились без какого-либо ви-димого прогресса. Одновременно американский дипломат отметил, что Из-раиль заинтересован в скорейшем начале прямого диалога, с чем не согласны палестинцы.

Между тем 23 мая на всей территории Израиля начались крупномас-штабные учения «Поворотный пункт-4». В них участвуют вооруженные си-лы, полиция, формирования гражданской обороны, различные чрезвычайные службы и местные органы власти. В ходе учений, которые продлятся пять дней, отрабатываются вопросы защиты страны и ее населения от возможных ракетных ударов противников Израиля, в первую очередь – Ирана, а также Сирии, ливанской «Хизбаллы» и палестинских экстремистов.

В Афганистане отмечается активизация действий боевиков движения «Талибан». Так, на прошедшей неделе талибы трижды подвергли обстрелам и нападениям военнослужащих и военные базы США и НАТО: в Кабуле, Баграме и в районе Кандагара.

По мнению президент Афганистана Х. Карзая, страны Запада начинают понимать, что «война в Афганистане не может быть выиграна только воен-ным путем и в мирный процесс должно быть вовлечено и движение «Тали-бан». Схожее заявление сделал и гражданский представитель НАТО в стране М. Седвиль, отметивший, что усилия по примирению с повстанцами имеют решающее значение для стабилизации в Афганистане», хотя сам процесс примирения «будет трудным». Одновременно британский дипломат предос-терег от компромиссов с непримиримыми деятелями талибов.

По информации СМИ, на Мальдивских островах должна состояться неофициальная встреча представителей правительства Афганистана, основных политических партий страны и движения «Талибан». В то же время ру-ководство талибов заявило 22 мая, что движение не собирается проводить мирных переговоров с кабульскими властями, а люди, утверждающие, что они являются представителями движения, больше не являются его членами и «сдались» правительству.

22 мая Кабул посетили сразу три министра нового правительства Вели-кобритании: иностранных дел – У. Хейг, обороны – Л. Фокс и по вопросам международного развития — Э. Митчелл. На встрече с президентом Афгани-стана Х. Карзаем министры заявили о намерении Лондона вывести британские войска из страны, что, однако, будет сделано без излишней спешки. Причем позднее глава военного ведомства Л. Фокс подчеркнул, что 10 тыс. английских военнослужащих находятся в Афганистане не для того, чтобы «исправить образовательную политику в разрушенной стране ХIII-го века».

По рекомендации командующего войсками США и НАТО в Афгани-стане генерала С. Маккристала из регионального оперативного командования «Юг» летом с. г. будет выделено отдельное командование «Юго-Запад», в зону ответственности которого войду провинции Гильменд и Намруз. Тем самым 8 тыс. британских военнослужащих в Гильменде перейдут под амери-канское командование. В зоне ответственности командования «Юг» останутся провинции Кандагар, Ургузан, Забуль и Дайкунди.

На минувшей неделе Пакистан посетили советник президента США по национальной безопасности генерал Дж. Джонс и директор ЦРУ Л. Панетта, обсудившие в Исламабаде вопросы сотрудничества в сфере безопасности. Представители США рекомендовали пакистанскому правительству уделять больше внимания борьбе с терроризмом, а не «фокусироваться» на со-перничестве с Индией. Так, в Вашингтоне хотели бы, чтобы пакистанские войска провели крупную операцию против боевиков местного движения «Талибан» и других экстремистов на северо-западе страны в Северном Вази-ристане недалеко от границы с Афганистаном, на что в Исламабаде пока не идут. По мнению экспертов, одним из результатов визита высокопоставлен-ных американских чиновников стал арест властями Пакистана группы лиц по подозрению в причастности к попытке совершить 1 мая теракт в Нью-Йорке.

Обострилась ситуация в крупнейшем городе Пакистана – Карачи, где, начиная с 19 мая происходили межэтнические столкновения, переросшие в массовые беспорядки с многочисленными человеческими жертвами. Для восстановления порядка власти ввели в Карачи войска.

Перед своим визитом в США, который начинается 24 мая, премьер-министр Ливана Р. Харири провел серию переговоров и консультаций с ру-ководителями ряда арабских государств, посетив Саудовскую Аравию, Си-рию и Иордания, а также приняв в Бейруте эмира Кувейта. В ходе этих встреч Р. Харири обсудил ситуацию на Ближнем Востоке, арабо-израильское урегулирование и отношения Ливана с арабскими странами. 23 мая Р. Харири встретился в Бейруте с главой МИД Франции Б. Кушнером, побывавшим до этого в Дамаске.

22 мая в Сирию прибыл глава сенатской комиссии по иностранным де-лам Конгресса США сенатор Дж. Керри (до этого он побывал в Дамаске в начале апреля с. г.), где провел переговоры с президентом САР Б. Асадом. Дж. Керри считает важным для США поддерживать регулярные контакты с сирийским руководством. Ранее, 20 мая, помощник госсекретаря США Дж. Фельтман в очередной раз предложил Сирии воздержаться от поставок ору-жия ливанской «Хизбалле» и прилагать больше усилий по пресечению про-никновения иностранных боевиков в Ирак. В Вашингтоне считают Сирию важным фактором в деле достижения полного арабо-израильского урегули-рования, хотя отношения с Дамаском характеризуют как «нелегкие».

По случаю 20-ой годовщины объединения Севера и Юга Йемена в единое государство, президент республики А. А. Салех объявил 21 мая амни-стию находящимся в заключении сепаратистам — сторонникам восстановления независимости Южного Йемена (около 800 чел.) и шиитским мятежникам, действующим на северо-западе страны (около 2000 чел.). А. А. Салех также пригласил ведущие политические силы Йемена «к ответственному диалогу под эгидой закона и конституции», предложив сформировать правительство национального единства с участием всех политических партий, представленных в парламенте. Президент также заявил, что Йеменская со-циалистическая партия, представляющая интересы южан, может стать ос-новным партнером власти во внутриполитическом диалоге.

Лидер Суданского народно-освободительного движения С. Киир, по-бедивший на выборах в апреле с. г., 21 мая стал первым избранным прези-дентом Южного Судана после инаугурации, проходившей в столице региона Джубе. С. Киир заявил о намерении воплотить в жизнь все свои предвыбор-ные обещания и «добиться полного выполнения Всеобъемлющего мирного соглашения» между Севером и Югом страны (2005 г.). Президент Южного Судана также отметил, что демаркация границы между южной и северной частями страны будет завершена в течение трех месяцев, что по причине серьезных разногласий по этому вопросу между Хартумом и Джубой, пред-ставляется маловероятным.

23 мая вооруженные силы Египта завершили на Синайском полуост-рове крупные учения под кодовым названием «Бадр-2010». В ходе учений отрабатывалась задачи переправы через Суэцкий канал и наступления в глубь территории противника.

Приложение

 

 

К осложнению ситуации вокруг распределения вод реки Нил

 

 

14 мая в Энтеббе (Уганда) представители Руанды, Танзании, Уганды и Эфиопии подписали рабочее рамочное соглашение о новых условиях распре-деления вод Нила. Именно на территории этих стран находятся основные ис-точники этой реки. Соглашение будет открыто для подписания в течение го-да. 19 мая его подписала Кения, а в ближайшее время это намерены сделать Бурунди и Демократическая Республика Конго (ДРК). В то же время Египет и Судан – нынешние главные потребители нильской воды – бойкотировали встречу в Энтеббе и в резкой форме заявили о своем несогласии с подписан-ным там документом. Еще одна страна бассейна реки – Эритрея пока четко не определила свою позицию.

На сегодняшний день водозабор в Ниле регулируется соглашениями 1929 г. между Египтом и Великобританией, которая в то время представляла интересы Кении, Судана Уганды и Танзании, и египетско-суданским догово-ром 1959 г. По соглашению 1929 г. Египет получал право вето на любые про-екты, которые могли бы повлиять на его интересы, но при этом сам мог осу-ществлять водные проекты на Ниле без согласования с другими странами бассейна реки. Соглашение 1929 г. стало основой договора 1959 г., по кото-рому ежегодный объем забора нильской воды для Египта был определен в 55,5 млрд куб. м, а для Судана – в 18,5 млрд куб. м (всего примерно 90 проц стока реки). Отметим, что этот документ был подписан без приглашения и согласования с другими прибрежными странами. В результате сложившаяся на сегодняшний день практика и правовая база в отношении водозабора пол-ностью защищает монополию Египта и частично Судана на использование вод Нила.

Первоначально условия договоров 1929 и 1959 гг. не вызывали особого недовольства со стороны других стран нильского бассейна. Однако с начала 1990-х гг. быстрый рост численности населения и интересы экономического развития побуждают принильские государства все более настойчиво заявлять о своих правах на использование вод реки для нужд ирригации, обеспечения потребностей в питьевой воде, реализации энергетических проектов, рыбо-ловства, судоходства, туризма, а главное — для обеспечения продовольствием увеличивающегося населения и создания гарантий от стихийных бедствий, особенно засух и голода. Эти страны называют договора 1929 и 1959 гг. «ко-лониальными» и устаревшими, добиваются выработки новой системы рас-пределения водных ресурсов Нила, снижения квоты Египта и Судана, а также аннулирования права вето Каира и Хартума. Так, Танзания и Уганда готовятся к строительству на Ниле своих ГЭС и осуществлению ирригационных проектов. Подобного рода проекты намереваются осуществить и другие при-нильские страны. Но наиболее масштабные планы имеет Эфиопия, где обра-зуются 80 проц вод «большого» Нила. В настоящее время Эфиопия в среднем ежегодно потребляет 1 млрд куб м воды Голубого Нила и его притоков, что составляет немногим больше 1 проц стока реки. Правительство страны пла-нирует построить крупную ГЭС на Голубом Ниле, что может привести к уменьшению стока ниже по течению на 9 процентов. В Аддис-Абебе подго-товлен генеральный план развития бассейна Голубого Нила на ближайшее десятилетие. В целом Эфиопия намерена в будущем тратить на нужды своего сельского хозяйства до 16 проц водных ресурсов Голубого Нила.

Таким образом, на сегодняшний день стало очевидно, что существую-щая договорная база по Нилу не соответствует реалиям нашего времени, т. к. лишает принильские страны (кроме Египта и Судана) официально оформ-ленного права на использование водных ресурсов реки для реализации на-циональных проектов экономического и социального развития.

Ситуация вокруг Нила серьезно осложняется не только ростом потреб-ностей стран бассейна реки в воде, но и устойчивой тенденцией снижения стока самого Нила. Так, в период с 1870-1899-х гг. по конец 1980-х гг. еже-годный сток реки уменьшился со 100 млрд куб. м. до 81,8 куб. м.

В последние годы страны, расположенные выше по течению Нила, особенно Эфиопия, Танзания, Уганда и Кения все более настойчиво требуют пересмотра действующих соглашений по распределению вод реки. В то же время Египет выступает категорически против изменения своей квоты. И для этого у Каира имеются свои веские основания. Ведь проблема обеспечения водой проявляется в Египте в наиболее острой форме, а Нил, без преувеличе-ния – это главная жизненная артерия АРЕ. Пахотные земли страны почти на 90 проц зависят от нильской воды. На нее же приходится 88 проц потребляе-мой в АРЕ пресной воды. Водные потребности страны постоянно растут. По официальным данным, в 2017 г. Египет будет нуждаться в 87,2млрд куб м воды, в то время как ее поступление составит лишь 71,6 млрд куб м. Причем реальной альтернативы Нилу у АРЕ в обозримой перспективе не просматри-вается.

Позицию Египта по Нилу в основном поддерживает Судан, заинтере-сованный в сохранении договора 1959 г., который его пока вполне устраива-ет. Сейчас Судан ежегодно потребляет порядка 14,5 млрд куб. м нильской воды, что на 4,1 млрд куб. м меньше квоты. В Хартуме понимают, что любое новое соглашение по Нилу вряд ли позволит увеличить квоту страны. В связи с предстоящим в 2011 г. референдумом по самоопределению Южного Судана ситуация вокруг Нила может серьезно осложниться. Ведь в случае появления еще одного независимого государства оно, несомненно, потребует свою долю вод реки. К тому же, скорее всего, будет расстроена и нынешняя договорная система по Нилу. Учитывая это, Египет, поддерживая суданское единство, одновременно активно налаживает отношения с властями Юга страны.

Роль лидера «обиженных» государств, выступающих за пересмотр со-глашений по Нилу, взяла на себя Эфиопия, которая добивается установления фиксированной доли водных ресурсов реки для каждой страны на основе международного права.

В 1999 г. была создана организация «Инициатива бассейна Нила» (ИБН), в которую вошли все 10 принильских государств. Офис организации находится в Энтеббе. Целью ИБН провозглашено налаживание взаимодейст-вия в эффективном использовании нильских вод, реализации гидроэнергети-ческих, сельскохозяйственных и других проектов, совместные действия по предотвращению засух и наводнений. В рамках «Инициативы» начался пере-говорный процесс по подготовке нового рамочного соглашения по распреде-лению нильских вод, которые велись главным образом на уровне министров водных ресурсов стран-участниц ИБН. Причем Египет, категорически вы-ступающий против любых проектов, которые могут сократить его долю вод Нила, всячески тормозил переговорный процесс.

Последняя министерская встреча принильских государств состоялась 14 апреля с. г. в египетском Шарм-эш-Шейхе и завершилась безрезультатно: стороны в очередной раз не смогли прийти к единой позиции относительно нового порядка распределения вод реки. И тогда 14 мая Руанда, Танзания, Уганда и Эфиопия в обход Египта и Судана подписали разработанное ими соглашение, которое должно заменить договоры 1929 и 1959 гг. и предостав-ляет более широкие возможности всем странам бассейна Нила. Свою пози-цию участники совещания в Энтеббе объяснили тем, что «мы не могли ждать дольше», ведь переговоры длились более 10 лет, а проблемы незамедлитель-но требуют своего решения. По словам представителя Эфиопии, новое «со-глашение полезно всем нам и не вредит никому из нас». Оно предполагает преобразование ИБН в «Комиссию бассейна Нила» (КБН), которая «будет принимать, рассматривать, утверждать или отвергать проекты», связанные с использованием нильских вод», консультируясь при этом с Египтом и Суда-ном, но без предоставления этим двум странам возможности использования права вето. Штаб-квартира КБН должна быть размещена в Аддис-Абебе.

В Каире новое соглашение назвали «ошибкой» и деструктивным ак-том», заявив, что египтяне не будут признавать ни одну договоренность, за-ключенную без согласия АРЕ, подтвердив намерение всячески сохранить свою водную квоту. Судан заявил, что «не присоединиться к соглашению в его нынешнем виде и будет дальше придерживаться существующих квот и прав». В то же время Египет не желает прекращать переговорный процесс, и в настоящее время развернул активную деятельность по срыву соглашения, подписанного в Энтеббе. Каир координирует свои действия Хартумом, нала-живает переговорный процесс с другими принильскими странами. Так, 22 мая в Египет для переговоров по Нилу с президентом АРЕ Х. Мубараком прибыл премьер-министр Кении Р. Одинга. В июне в Каире ждут президентов ДРК и Бурунди Дж. Кабилу и П. Инурунзиза. Намечены также переговоры с Угандой и Эфиопией.

Таким образом, глубокие различия в подходах государств нильского бассейна к решению обостряющейся и требующей неотложного решения проблемы распределения вод реки, затягивают ее урегулирование, что может привести к росту напряженности вокруг Нила, что может серьезно осложнить и без того не простую обстановку в северо-восточной части Африки.

52.26MB | MySQL:103 | 0,418sec