Формирование нового суданского правительства

Суданское народно-освободительное движение (СНОД) и Партия Национального конгресса (ПНК) начали процесс формирования нового правительства. На этой неделе лидер южан должен прибыть в Хартум для отшлифовки последних деталей. В принципе, они были согласованы по принципиальным вопросам еще до выборов, так как ни С.Киир, ни О.аль-Башир в результатах голосования не сомневались.

Новое правительство будет несколько отличаться от прежнего. Планируется укрупнить ряд министерств, введено два новых министерских поста (культуры и электроэнергетики), общее количество министров возрастет с предыдущих 30 до 34. При этом уменьшится количество первых заместителей министров: с 36 до 15. Ожидаются перемены в составе советников президента. Их количество уменьшается с 14 до 5. При этом свои посты сохранят М.Минави (первый примирившийся дарфурский партизан), Нафи Али Нафи и Мусса Ахмед из «Западного фронта».

Сохраняется интрига с подтверждением статуса второго вице-президента Али Османа Тахи. Усиленно муссируются слухи о том, что его заменит Нафи Али Нафи. В качестве другого кандидата на этот пост называется лидер вновь созданной «примирившейся» партизанской группы Движение за освобождение и справедливость (ДОС) Аль-Тигани аль-Сисси.

Последняя кандидатура кажется предпочтительной, так как Аль-Сисси планируется Хартумом как фигура, которая должна заменить в качестве «основного выразителя интересов народа фур» неуступчивого А-В.Нура. В этой связи повышение его статуса кажется логичным. Кроме того, Аль-Сисси поддерживает тесные контакты с одним из лидеров суданской оппозиции С.аль-Махди, в годы премьерства которого он был губернатором Дарфура. Это тоже важно для Хартума с точки зрения выстраивания новых отношений с оппозицией.

Что же касается замены Али Османа Тахи на Нафи Али Нафи, то это кажется маловероятным. Али Осман Таха на порядок мощнее Нафи Али Нафи по влиянию в партийном и военном аппарате. Это один из столпов суданской верхушки, архитектор выстраивания политики в Дарфуре и на Юге. Нафи Али Нафи имеет влияние в спецслужбах, но по степени влияния в партии и среди южносуданцев, он серьезно уступает Али Осману Тахе. Правда надо учитывать, что за проведение выборов отвечал лично он, и кампанию можно признать успешной. Все основные задачи выполнены, и выборы признаны со стороны Запада. Но этого все-таки мало, чтобы заменить А.О. Таху. О том, что между ним и О.аль-Баширом существуют непростые межличностные отношения известно давно. Но перед проведением последних выборов А.О.Таха «вышел из тени» и заявил себя в ряде резонансных и ключевых моментах: преодолел кризис с южанами по вопросу бойкота выборов; сформировал делегацию для переговоров с дарфурскими повстанцами и т.п. Отметился он и своей поездкой в Каир и проведением консультаций по будущему статусу Южного Судана. Теперь, правда, это может быть поставлено ему в вину на фоне общего охлаждения отношений. Но из всего этого следует только один вывод. А.О.Таха является сторонником гибкой, конструктивной политики, которая приветствуется всеми основными участниками игры: дарфурцами, южанами, египтянами и т.п. Это его основное достоинство и основной недостаток. Недостаток в силу того, что само по себе это является серьезным «раздражителем» для О.аль-Башира. В отличие от него, А.О.Таха не является обвиненным по линии МУС и признается на Западе как основной приемник нынешнего суданского лидера. Да и его визит в Каир, собственно, был рассмотрен О.аль-Баширом как «заигрывание» со стороны египтян с будущим суданским лидером. Причем в качестве основного переговорщика с южанами С.Каир явно отдает предпочтение именно А.О.Тахе.

Это с одной стороны. А с другой, убрав сейчас «второго человека» в партии и государстве, О.аль-Башир серьезно нарушает сложившейся баланс сил между реформаторами и радикалами. Это будет совсем нелогично с учетом нынешнего основного тренда суданской внешней и внутренней политики, который является, несомненно, именно реформаторским. Кроме того, накануне серьезных событий на Юге, когда в любую минуту может понадобиться дипломатический талант Тахи, убирать его в оппозицию и тем самым получать еще один «гвоздь на ровном месте», выглядит совсем уж недальновидно. Единственно, что должно серьезно волновать О.аль-Башира, так это то, что на посту второго вице-премьера Таха остается официальным приемником президента. Правда, не очень понятно, чем Нафи в этом качестве «безопасней» Тахи. У Нафи наоборот сохранился «доступ» в архивы спецслужб и личную охрану президента.

Кроме того, вынужденный уход Тахи однозначно вызовет раскол в правящей партии. У второго вице-президента много сторонников в аппарате, который он собственно и формировал после переворота 1989 года. Появление такой сильной оппозиции, которая способна консолидировать вокруг себя других оппонентов Хартума, в планы О.аль-Башира не входит. У Тахи есть еще одно преимущество по сравнению с другими оппозиционерами. Он тесно связан с высокопоставленными военными, которые контролируют нефтяные месторождения на Юге. Отставка Тахи автоматически вызовет передел сфер влияния в этой очень деликатной области, что не добавит действующему президенту популярности в армии. Справедливости ради отметим, что военные и так чувствуют себя ущемленными в правах.

Таким образом, отставку Тахи (или О.аль-Башира) было бы логичнее спрогнозировать на лето будущего года. Именно тогда будет по плану пройден самый главный рубеж, а именно будет определен статус Южного Судана. До этого момента предстоит решить много сопутствующих технических вопросов (делимитация будущей границы, распределение собственности и доходов и т.п.). И здесь помощь Тахи с одной стороны, и минимизация оппозиционной активности на Севере являются принципиальными моментами. Вот когда будет успешно пройден этот «Рубикон», вот тогда и начнется основной этап борьбы за власть. Только тогда усилия Тахи будут поддержаны Западом, ибо нужда в О.аль-Башире будет логически исчерпана и на повестку дня снова выйдет проблема вердикта МУС. Для действующего суданского лидера главным моментом будет определение этой критической точки, когда будет необходимо убирать Таху без наступления критических последствий.

Исходя из всего сказанного, рискнем предположить, что Таха в новом правительстве останется в своем прежнем качестве. А аль-Сисси, скорее всего, станет советником. Выделять его повышением социального статуса среди остальных примирившихся полевых командиров, было бы нелогично.

52.24MB | MySQL:103 | 0,622sec