Как отмечают некоторые турецкие эксперты, на фоне роста экспорта своего оборонного сектора официальные лица в последнее время проявляют любовь к позированию рядом с продукцией оборонной промышленности во время визитов глав иностранных государств или министров. Эти фотоматериалы, широко освещаемые в проправительственных СМИ, также используются как инструмент пропаганды, адресованный общественности и призванный продемонстрировать, какого прогресса добилась Анкара в оборонной промышленности. Однако во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Стамбул 8 марта этой тенденции не было заметно, поскольку событие значительной важности тщательно скрывалось от турецких СМИ, подробности всплывали только через личный аккаунт Зеленского в X и иностранные источники новостей. Согласно сообщениям, Зеленский посетил верфь в Тузле, чтобы осмотреть первый из корветов класса Ada, строительство которых для Украины началось в 2021 году, до начала военной операции России. Строительство корвета близится к завершению, украинские члены экипажа уже находятся на верфи. Глава турецкого Управления оборонной промышленности Халук Гергюн, несмотря на то, что сопровождал Зеленского, что интересно, не поделился подробностями в своих аккаунтах в социальных сетях, в отличие от других гостей. В этой связи делается вывод, что турецкие официальные лица явно не горят желанием демонстрировать текущие украинские проекты на верфи, опасаясь разозлить Россию. Рискнем предположить, что этот корабль вряд ли появится в составе ВМФ Украины до конца войны, а если и появится, то будет быстро потоплен. Так что здесь больше пропаганды. После посещения верфи Зеленский отправился во дворец Долмабахче, чтобы встретиться с президентом Р.Т.Эрдоганом, который заявил: «Мы готовы провести мирный саммит с участием России» по поводу конфликта в Украине. Он также подтвердил свою готовность оказать поддержку в достижении нового соглашения относительно Черноморского зернового коридора. На встрече была подчеркнута готовность Турции содействовать диалогу и сотрудничеству в решении региональных проблем. Однако возродить зерновой коридор, похоже, будет не так просто, как предполагалось изначально. По словам турецкого дипломатического источника, который беседовал с информационным агентством Reuters на условиях анонимности, развитие событий, касающихся нового соглашения по обеспечению безопасности коммерческих судов, входит в число вопросов, которые необходимо решить после истечения срока действия соглашения о зерновом коридоре. В 2022 году Турция впервые с начала военной операции России на Украине собрала делегации двух стран , что привело к подписанию жизненно важного соглашения об экспорте зерна. Россия объявила о выходе из соглашения о зерновом коридоре в июле прошлого года, сославшись на сохраняющиеся барьеры на пути продажи своих продовольственных товаров. Участвуя в переговорах с Турцией и Организацией Объединенных Наций, Россия отметила отсутствие прогресса по всем из выдвинутых ею ключевых условий. Однако появилось предложение об улучшении положения наименее развитых африканских стран, предполагающее, что Россия отправит 1 млн тонн зерна в Турцию для переработки в муку, а затем бесплатно перевезет ее по крайней мере в шесть африканских стран. Катар был упомянут в качестве финансовой поддержки плана, в котором, как ожидалось, турецкие компании будут активно участвовать. Катар, однако, не занял официальной четкой позиции по этому вопросу. В рамках плана Россия объявила о начале поставок 200 000 тонн зерна через Черное море в ноябре 2023 года. Тем временем Украина начала использовать «коридор гуманитарной помощи», следующий по сухопутным и морским путям Румынии и Болгарии, для поставок зерна. Киевская администрация объявила, что в ноябре 2023 года по этому маршруту было перевезено 3,2 млн тонн зерна. В этой связи отметим, что по факту никакая «зерновая сделка» уже не нужна, поскольку Россия и Украина, судя по всему, придерживаются негласного соглашения о ненападении на свои «зерновые» логистические маршруты.
Тем временем продажи турецких военных беспилотников Украине продолжаются через компанию Baykar, которая принадлежит семье зятя Эрдогана Сельчука Байрактара. Baykar продает Украине военные беспилотники с 2019 года. Торговля беспилотниками, начавшаяся с 6 БПЛА TB2 Bayraktar, продолжилась поставкой еще 5 для ВМС Украины в прошлом году. Военные эксперты утверждают, что Турция продала Украине больше беспилотных летательных аппаратов, чем было объявлено. Неизвестно, сколько реально турки продали в последнее время, но на фронте отмечено эпизодическое их появление после долго отсутствия. В соответствии с соглашением 2022 года, подписанным во время официального визита Эрдогана в Киев, Украина выделит землю под завод по производству БПЛА Bayraktar TB2 сроком на 49 лет и предоставит ряд льгот. Детали и материалы, используемые при производстве беспилотных летательных аппаратов, будут освобождены от таможенных пошлин. Вся финансовая и кадровая информация, касающаяся нового предприятия, будет храниться в тайне. Для Baykar, которая в настоящее время использует двигатели украинских компаний «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» в производимых ими военных беспилотниках, производственная база в Украине также обеспечит удобство с точки зрения логистики и времени. При этом на данный момент все еще неясно, как соглашение будет выполняться во время боевых действий. Президент Эрдоган считает компанию Baykar своим основным направлением деятельности и продает ее продукцию во многих странах, особенно в Африке. Производитель пользуется всеми преимуществами государства, но также получает высокую прибыль на местном и международном рынках от продажи своей продукции. Важной причиной выбора другими странами турецких беспилотных летательных аппаратов является то, что в Турции нет длительного процесса одобрения экспорта, в отличие от США и Европейского союза.
В этой связи отметим, что следует считать зависимость производства Bayraktar TB2 от поставок украинских моторов если не критической, то значительной. А это само по себе дает российской стороны важный козырь в переговорах с Анкарой по вопросу урегулирования своих торгово-денежных отношений. Турция договорилась с США о реализации «схемы соблюдения санкций», введенных Вашингтоном против Москвы. Как пишет обозреватель газеты Hurriyet Ханде Фырат, американские власти сначала будут уведомлять Турцию о потенциальных нарушениях ее компаниями антироссийских ограничений. Реализация этой «схемы соблюдения санкций», как отмечает автор, призвана исправить ситуацию, когда турецкие компании, подозреваемые в ведении коммерческой деятельности с РФ или в предположительных финансовых отношениях с Россией, сразу и без проведения расследования попадали в санкционные списки США. В соответствии с договоренностями теперь Вашингтон будет информировать Анкару о компаниях, потенциально нарушающих санкции, и запрашивать информацию об их делах с РФ. Турция в свою очередь самостоятельно изучит деятельность таких компаний и сообщит о результатах. После этого при необходимости будут приниматься меры. В феврале США внесли в свои санкционные списки 16 турецких компаний. Министерство торговли США расширило ограничения на турецкие компании, работающие в сферах внешней торговли, поставок электроники, промышленного оборудования, туризма. Кроме того, сохраняются проблемы с коммерческими денежными переводами из РФ в Турцию. Как ранее сообщил ТАСС источник в банковской сфере Турции, трудности связаны с регуляционными мерами Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC). Эти меры имеют «очень широкие формулировки», в связи с чем банки остаются в режиме ожидания разъяснения конкретных условий операций с РФ. Рискнем предположить, что ускорению процесса этих «разъяснений» может послужить нанесение массированных ударов по производственным площадям на Украине, где собственно и производятся моторы для турецких беспилотников. Это будет хорошим доводом с учетом личной заинтересованности президента Турции и позиционирования оборонного сектора страны как основного драйвера выхода из сложной экономической ситуации.