В феврале, как и в предшествовавшие месяцы, центральное место в израильской общественной и политической жизни продолжила занимать операция ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа. Однако сами боевые действия стали больше оттесняться на второй план, уступая место в информационном поле политическим разногласиям, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Вопреки ранее озвученным планам полномасштабные боевые действия не охватили Рафах, хотя в результате точечного маневра удалось освободить двух заложников. Напряженными оставались контакты с международными организациями, а Кнессет приступил к процедуре утверждения обновленного с учетом военных нужд бюджета на текущий год. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Вопросы войны и мира
В феврале ЦАХАЛ продолжил проведение операции «Железные мечи» в секторе Газа. В первой половине месяца израильские военные были сосредоточены на нанесении ударов по объектам террористической инфраструктуры и пунктам дислоцирования палестинских боевиков в районах Хан-Юниса и Аль-Шати. 12 февраля в ходе совместных действий ЦАХАЛа и ШАБАКа в Рафахе удалось освободить двух заложников. Однако распространений на указанный район наземной фазы «Железных мечей» не произошло, судя по всему, под воздействием международного, прежде всего американского давления. В результате, данный этап был перенесен на март. Вместо этого к концу месяца ЦАХАЛ расширил активность в Хан-Юнисе, которая охватила территорию больницы «Насер», а часть сил сконцентрировалась на наступлении в Эз-Зейтуне.
29 февраля более 100 палестинцев погибли при попытке получения гуманитарной помощи. По данным израильского расследования, представленного Командованием Южного военного округа уже в марте, большинство жителей сектора умерли в результате давки и попадания под колеса автомобилей, перевозивших гуманитарные грузы. Выяснение обстоятельств случившегося было инициировано Иерусалимом после того, как палестинские источники, назвав случившееся «мучной резней», обвинили военнослужащих ЦАХАЛа в целенаправленном массовом убийстве палестинцев с применением различных видов вооружений.
На северной границе «Хизбалла» вновь атаковала израильскую территорию с применением ракет и беспилотников. В ответ были нанесены удары по позициям ливанской шиитской группировки, приведшие к ликвидации ряда ее боевых командиров. Кроме того, был продолжен комплекс контртеррористических мероприятий на Западном берегу с акцентом на Бейтунии и Наблусе.
Официальные визиты и переговоры
Динамика международных контактов в феврале несколько снизилась, стала вновь заметно преобладание визитов представителей зарубежных государств в Израиль, что можно связать с накаляющейся внутриполитической обстановкой, требующей от премьер-министра Б.Нетаньяху постоянного личного присутствия. Среди внешнеполитических векторов, на которых была отмечена активность, выделяется европейский. В течение месяца в Израиле побывали премьер-министр Нидерландов М.Рютте, министр иностранных дел Франции С.Сежурне, глава парламентской оппозиции ФРГ, председатель партии ХДС Ф.Мец. В Берлине была организована встреча президентов Израиля и Германии И.Герцога и Ф.-В. Штайнмайера. Указанные переговоры оказались сосредоточены преимущественно на осуждении террористической атаки ХАМАС 7 октября 2023 г., борьбе с антисемитизмом в Европе и ситуации вокруг БАПОР, в отношении палестинских сотрудников которого месяцем ранее Израиль выдвинул обвинения в причастности к атаке на южные районы государства в «Черный шаббат» и членстве в местных террористических группировках. Также первые лица Израиля в ходе перечисленных раундов общения с контрпартнерами стремились рассказать о ситуации в зоне боевых действий и объяснить целесообразность продолжения военной операции в Газе.
Еще одним важным направлением работы израильской дипломатии стала Латинская Америка. В начале месяца с первым визитом ближневосточное государство посетил новый глава Аргентины Х.Милей, повторно озвучивший намерение перевести посольство своей страны из Тель-Авива в Иерусалим. Кроме того, в повестке беседы аргентинского лидера с Б.Нетаньяху и министром иностранных дел И.Кацем значились такие темы, как решение Х.Милея объявить ХАМАС террористической организацией, иранская угроза, сотрудничество в области безопасности, экономики и дипломатии. А вот отношения с Бразилией во второй половине февраля наоборот обострились после того, как президент Лула да Силва на саммите Африканского союза допустил сравнение ситуации в Газе в отношении палестинского населения с Холокостом.
Наконец, диалог Израиля и США тоже характеризовался возрастающим напряжением. Его отличительной чертой в феврале стал перевод Белым домом взаимодействия с ближневосточным партнером на уровень президента И.Герцога, аналогичная ситуация наблюдалась прежде на этапе обострения разногласий Вашингтона и Иерусалима относительно судебной реформы. 7 февраля в израильской столице прошли переговоры главы государства с госсекретарем США Э.Блинкеном, во время которых И.Герцог акцентировал вопрос возвращения израильских заложников, удерживаемых ХАМАС и другими палестинскими группировками в секторе Газа, а также выразил надежды на продолжение нормализации с умеренными региональными режимами, прежде всего с Саудовской Аравией. На полях Мюнхенской конференции по безопасности И.Герцог пообщался с вице-президентом США К.Харрис, сосредоточившись вновь на необходимости скорейшего возвращения пленных.
А вот общение Э.Блинкена с Б.Нетаньяху оказалось более сложным, как минимум с точки зрения перечня тем, включавшего с подачи США создание суверенного палестинского государства, достижение на Ближнем Востоке «прочного мира», а также «острую необходимость снижения напряженности на Западном берегу и предотвращения расширения конфликта». В конце февраля под воздействием риторики президента Соединенных Штатов Дж.Байдена, противоречащей заявленным целям Израиля в рамках операции «Железные мечи», Б.Нетаньяху отметил, что США «сделали бы гораздо больше», если бы сами прошли через теракт, аналогичный случившемуся 7 октября 2023 г.
Отношения с международными организациями
В середине февраля министерства иностранных и внутренних дел Израиля совместным решением запретили въезд в страну для специального докладчика ООН Ф.Альбанезе после того, как она назвала октябрьское нападение боевиков ХАМАСа результатом «израильского угнетения». В конце февраля Израиль осудил призыв Совета ООН по правам человека к введению в отношении государства эмбарго на поставки вооружений. По словам И.Каца, указанная мера направлена на то, чтобы «подорвать право Израиля на самооборону», а также свидетельствует об «игнорировании военных преступлений, сексуальных преступлений и преступлений против человечности, совершенных ХАМАС», в результате которых «Израиль действовал и будет действовать в соответствии с нормами международного права».
Аналогичную критику спровоцировал схожий призыв верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля, в котором он сделал акцент на необходимости пересмотреть вопрос о поставках ближневосточной стране вооружений. По мнению того же И.Каца, такого рода риторика на самом деле призвана «помешать Израилю уничтожить ХАМАС».
В середине месяца президент И.Герцог в сопровождении И.Каца, нескольких освобожденных заложников и представителей семей тех, кто еще находится в плену у палестинских террористов, а также супруги отправился на Мюнхенскую конференцию по безопасности. В рамках мероприятия на делегацию была возложена миссия добиться аккумулирования международной поддержки с целью возвращения израильтян, удерживаемых палестинскими группировками в секторе Газа, а также противодействия попыткам обвинить ЦАХАЛ в нарушении норм международного права в ходе проведения операции «Железные мечи». Помимо этого израильские представители рассчитывали обеспечить продвижение на широком международном уровне ранее высказанной позиции Иерусалима относительно деятельности БАПОР в зоне конфликта с учетом выдвинутых обвинений в адрес палестинских сотрудников данного учреждения.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Деятельность правительства
18 февраля кабинет министров Израиля единогласно одобрил декларативное заявление, «категорически отвергающее международный диктат относительно постоянного соглашения с палестинцами». Согласно принятому тексту, подобные договоренности «будут достигаться исключительно путем прямых переговоров между сторонами без предварительных условий». Свою позицию правительство объяснило тем, что одностороннее признание палестинской государственности «после резни 7 октября принесет терроризму огромную и беспрецедентную награду и лишит возможности достижения любого мирного соглашения в будущем».
26 февраля кабмин утвердил пакет мер по поддержке людей, переживших атаку террористов ХАМАС 7 октября 2023 г. на музыкальном фестивале в окрестностях кибуца Реим. В соответствии с данным решением, 20 млн шекелей будут направлены на разного рода психологическую поддержку пострадавших, оказание им правовой, социальной и медицинской помощи. Разработка указанных предложений стала результатом деятельности специально созданной межминистерской комиссии, оказавшейся перед лицом во многом беспрецедентной задачи. Состояла она в предложении инициатив по содействию населению, рассредоточенному по территории всего государства и нуждающемуся в разных видах и объемах помощи, несмотря на то, что пострадали они в одной трагедии.
В феврале имевшие место после расширения правительства противоречия начали становиться более публичными. Хотя глава блока «Лагерь государственников» Б.Ганц открыто поддержал шаги правительства в сфере дальнейшего планирования операции «Железные мечи», прежде всего, расширению ее на Рафах, он выступил с критикой «коалиционных законодателей». Их член «кабинета войны» уличил в попытках сеять раскол в обществе, сталкивая различные группы, что, по мнению политика, проявляется в том, что некоторые из его коллег «сравнивают телестудии с нашими врагами, теми, кто убил наших сыновей и дочерей». Конкретных виновников сложившейся ситуации Б.Ганц не перечислил, хотя сами журналисты пришли к выводу, что недовольство было высказано лично в адрес премьер-министра.
Повестка дня Кнессета
В течение месяца израильские парламентарии обсудили несколько знаковых законопроектов. При перевесе в 7 голосов бюджет на 2024 г., предусматривающий 72-миллиардное увеличение по сравнению с первоначальной довоенной версией, прошел первое чтение и был передан в финансовую комиссию. Среди противников главного финансового документа оказались члены расширенного правительства из «Лагеря государственников» – Б.Ганц и Г.Саар, что также послужило сигналом надвигающихся по мере приближения к новым выборам разногласий.
Кроме того, предварительное одобрение получил законопроект о запрете деятельности БАПОР на территории Израиля. В поддержку решения высказались 33 депутата при 10 против, после чего он поступил в комиссию по иностранным делам и обороне. Наконец, несмотря на многочисленные внутриполитические противоречия Кнессет 99 голосами «за» согласился с упомянутым выше декларативным заявлением правительства по вопросу возможности одностороннего признания палестинской государственности.
Уже традиционного говоря о текущих электоральных предпочтениях израильтян, следует отметить, что они стали еще более заметно варьироваться в зависимости от инициатора опроса. Так, близкий к Б.Нетаньяху 14-й канал израильского телевидения представил в первой половине месяца данные, в соответствии с которыми Ликуд постепенно восстанавливает популярность, набирая 28 мандатов, в то время как «Лагерь государственников» ее постепенно утрачивает, уступая главному конкуренту 2 депутатских места. Параллельно другие ресурсы давали разрыв межу партиями равный 10 и более мандатам, но уже в пользу блока под руководством Б.Ганца. При этом Б.Нетаньяху по посту главы правительства поддержали чуть более 30% респондентов, а его главного конкурента – почти половина.
Ситуация в экономике
Экономические показатели Израиля в феврале отметились снижением. Согласно предварительным оценкам Центрального статистического бюро, падение ВВП составило 19,4% в годовом исчислении, что, по мнению экономистов, сравнимо с ситуацией в период борьбы с коронавирусом, хотя все же не достигло уровня наиболее тяжелого этапа пандемии, характеризовавшегося 30%-м спадом экономики. Негативные эффекты специалисты обусловили главным образом сокращением потребления, которое, в свою очередь, объяснялось неуверенностью населения в будущем, заставляющей по возможности избегать крупных расходов.
Вместе с тем, сами израильские экономисты ожидают улучшения ситуации после следующего обновления статистики в силу продолжающегося восстановления производства и активизации деловой жизни. Кроме того, в целом эффективными были сочтены меры поддержки национальной валюты после 7 октября прошлого года, позволившие сдержать серьезное ослабление шекеля. Немаловажно, что израильский фондовый рынок оказался мало подвержен влиянию последних публикаций статистики, что тоже рассматривается в качестве позитивного тренда, свидетельствующего об общей устойчивости к краткосрочным колебаниям.
ЦИТАТА МЕСЯЦА
«Мы понимаем, что идея решения проблемы на базе принципа “двух государств” умерла… нам нужен другой подход», — заявил лидер партии «Наш дом — Израиль» А.Либерман в начале февраля в интервью местным СМИ. В качестве альтернативы политик предложил вариант, при котором «в будущем Египет должен контролировать сектор Газа, а Иордания должна взять пол свой контроль зону А на Западном берегу и небольшую часть зоны В», что в конечном итоге позволило бы возродить план «конфедерации между Иорданией и палестинцами».
Сказанное заслуживает особого внимания по нескольким причинам. С одной стороны, в данном заявлении прослеживается явное противоречие позиции подавляющего большинства международного сообщества, а особенно США, что косвенно усугубляет разногласия Израиля с главным глобальным партнером, толкая его к использованию рычагов стимулирования смены власти в ближневосточной стране на политиков из более умеренного лагеря. С другой стороны, риторика А.Либермана вполне отражает настроения израильского электората, среди которого политологам все чаще заметен крен в право, сдерживаемый тем, что за представителей текущей коалиции Б.Нетаньяху многие голосовать не готовы. Как следствие, НДИ, формально оставаясь вне расширенного вследствие войны правительства, явно претендует на увеличение числа своих сторонников, по сути, оставляя Вашингтону меньше надежд, что после досрочных выборов израильский курс применительно к конфликту с палестинцами существенно трансформируется.