О новых фактах военного и военно-технического сотрудничества Турции со странами Африки

Турция начала активно осваивать африканское направление еще в 2011 году с открытием посольства в Сомали после гражданской войны, но развитие военно-технического сотрудничества началось на данном направлении совсем недавно. Объем экспорта продукции военной и аэрокосмической продукции в Африку вырос с 83 млн до 460 млн долл. за 2020-2021 гг. Популярность среди африканских заказчиков набирают и турецкие беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Покупателями БПЛА уже стали Джибути, Сомали, Мали, Того, Нигер, Нигерия и Эфиопия – все страны приобрели Bayraktar TB-2. Турецкие военные эксперты считают, что рост популярности БПЛА может способствовать росту спроса и на другие виды вооружений, например, таких как оптико-локационная система производства Aselsan или малогабаритные боеприпасы с лазерной полуактивной головкой самонаведения, производимые Rokestan. Ими уже оснащались беспилотники в рамках военных действий в Нагорном Карабахе. Несмотря на внушительный список имеющихся и потенциальных потребителей, существенное препятствие к реализации текущих и будущих сделок представляют конфликтогенность Африки и проблема финансового обеспечения договоренностей.

Вместе с тем, командование ВВС Нигерии приняло первые 2 из 6 заказанных ударных вертолетов T-129 ATAK турецкой компании Turkish Aerospace Industries (TAI). Оставшиеся машины должны быть поставлены до конца второго квартала 2024 года. Как сообщает Defenceweb.co.za, согласно данным системы отслеживания полетов, самолет A-400M (21-0118) ВВС Турции прибыл в Нигерию 1 ноября 2023 года после вылета с предприятия TAI в Анкаре. Несколько дней спустя ВВС Нигерии подтвердили получение первых 2 вертолетов Т-129, которые вскоре будут приняты на вооружение. Начальник штаба ВВС Нигерии Хасан Абубакар заявил, что поставка является частью программы модернизации ВВС Нигерии. Он напомнил, что несколько недель назад ВМС Нигерии получили 2 дополнительных разведывательных самолета DA62. Маршал авиации вместе с министром обороны Мухаммедом Бадару Абубакаром посетил Турцию 29 октября 2023 года, чтобы «способствовать скорейшей доставке вертолетов Т-129 ATAK, приобретенных для ВВС Нигерии». На фотографиях визита изображен первый вертолет с р. н. NAF500. Министр обороны Нигерии также провел переговоры со своим турецким коллегой Яшаром Гюлером и посетил несколько турецких компаний, в том числе Turkish Aerospace Industries, MKE, Aselsan и Roketsan. В ходе визита министр призвал усилить взаимодействие турецких компаний с ВС Нигерии посредством передачи оборонных технологий. Как сообщил журнал Scramble, вертолеты Т-129 ВВС Нигерии будут эксплуатироваться 115-й группой специальных операций, размещенной в Порт-Харкорте. Предполагается, что вторая пара Т-129 будет поставлена до конца 2023 года, а оставшиеся два – в первом квартале 2024 года. Командование ВВС Нигерии может разместить заказ на поставку 6 дополнительных Т-129. Как сообщалось ранее, первые сообщения о планах ВВС Нигерии закупить 6 вертолетов T-129 ATAK появились в июле 2022 года. В ходе авиасалона Farnborough International Airshow 2022 генеральный директор компании TAI (Turkish Aerospace Industries) Темель Котиль заявил, что вертолеты T-129 ближайшем будущем будут поставлены в Нигерию, не указав их количество. Ранее, 7 апреля 2023 года Т.Котиль заявил, что помимо продажи 6 T-129 для ВС Филиппин, у компании имеется заказ на поставку еще 6 вертолетов для неназванного африканского заказчика. Поставки 6 Т-129 на Филиппины начались в марте 2022 года. Пакистан также пытался приобрести 30 вертолетов, но сделка сорвалась после того, как США отказались одобрить экспорт установленных на них двигателей LHTEC CTS800.

ВС Марокко могут пополнить парк бронетехники за счет получения около 200 бронемашин «Кобра-2» турецкой компании Otokar. По оценке Africa Intelligence, данные намерения отражают укрепляющиеся отношения между Марокко и оборонным сектором Турции. Следует, однако, отметить, что сама компания Otokar объявила о продаже партии бронемашин 14 декабря 2023 года, не указав покупателя. Поэтому пока следует с осторожностью относиться к идентификации заказчика. Если же сделка подтвердится, она станет очередной покупкой Марокко вооружений турецкого производства после приобретения БПЛА Bayraktar TB-2. Компания Otokar 14 декабря 2023 года сообщила о получении от зарубежного покупателя заказа на поставку бронемашин с колесной формулой 4х4 на сумму около 136 млн долл. Соглашение также включает поставку запасных частей, оборудования для технического обслуживания, услуг обучения. Поставку техники планируется начать в конце 2024 года и завершить партиями в течение 1 года. По данным Africa Intelligence, часть бронемашин (около 20 ед.) предназначена для марокканского контингента, участвующего в миротворческих операциях ООН. Боевая масса базовой версии многоцелевой ББМ «Кобра-2» составляет 14,5 т, длина – 6,4 м, ширина – 2,5 м, высота – 2,3 м, дорожный просвет – 0,4 м. Расчет пятидверной ББМ состоит из 11 человек, включая экипаж (водитель и командир). Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 360 л. с. с автоматической трансмиссией. Подвеска полностью независимая с пружинными амортизаторами. ББМ может развивать скорость по шоссе до 110 км/ч, запас хода – до 700 км. На крыше может быть установлена защищенная турель или ДУМВ, оснащенные 5,56-мм, 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом или автоматической пушкой калибра до 25 мм.

Таким образом, развитие оборонно-промышленного комплекса Турции находится на восходящем тренде. Однако, устойчивость турецкой оборонной промышленности во многом зависит от экспорта. Спрос на внутреннем оборонном рынке не настолько большой, чтобы поддерживать растущую промышленность, особенно во время экономического и финансового кризиса, который переживает Турция. В связи с этим, стоит ожидать, что продолжится рост экспортных поставок турецких вооружений в Африку за счет ранее начатых проектов (2022-2023 гг.). Развитие сотрудничества с африканскими партнерами в более долгосрочной перспективе (2025-2030 гг.) будет зависеть от успехов турецких производителей в расширении номенклатуры вооружений. Турецкие производители оружия сталкиваются с проблемами нехватки технологий. По-прежнему остро стоит вопрос разработки авиационных двигателей, современных датчиков и микрочипов, необходимых для передовых разработок, которые могли бы составить конкуренцию в динамично развивающейся отрасли.

55.69MB | MySQL:116 | 0,511sec