Об открытии аэропорта в йеменском прибрежном городе Моха и интересах ОАЭ

Как указывают местные источники, открытие аэропорта в йеменском  прибрежном городе Моха не только подчеркивает растущую роль в раскладе внутриполитических сил племянника бывшего президента А.А.Салеха Тарика, но и свидетельствует о растущих усилиях ОАЭ по укреплению своего контроля над основными портовыми мощностями в Красном море. Аэропорт расположен рядом с морским портом и простирается на север на 6 километров. На данный момент аэропорт располагает одной взлетно-посадочной полосой длинной 3100 метров и шириной 75 метров, а его причал может принимать 3 самолета разных размеров. Работы по строительству аэропорта начались в 2021 году и они проходили в четыре этапа: первый — строительство взлетно-посадочной полосы длинной 2350 метров; второй – строительство аэропорта, залов прилета и вылета, строительство башни; третий – увеличение взлетно-посадочной полосы до 3100 метров; а затем четвертый этап – этап технического оснащения, в том числе поставок оборудования для обеспечения авиационной безопасности. На последнем этапе аэропорт принял несколько международных рейсов, и первый самолет, который прибыл в аэропорт в августе 2022 года, был борт «Красного полумесяца»  из Джибути, за ним последовали борты Всемирной продовольственной организации  ООН, а также самолет с делегацией спикера парламента АРЕ. В силу своего несомненного стратегического положения аэропорт в случае преодоления внутреннего разделения готов потенциально  обслуживать значительной число йеменцев из провинций Таиз, Ходейда, Лахдж, Рима Махвит и Дамар. Работа аэропорта также даст импульс к развития морского порта Моха, который является старейшим на Аравийском полуострове. Директор аэропорта Халид Абдул Латыф подчеркнул принципиальную роль аэропорта в рамках купирования гуманитарного кризиса и разблокирования провинции Таиз. Порт Моха, который находится в 75 км от Баб-эль-Мандебского пролива и в 170 км от порта Ходейда  — это один из главных городов провинции Таиз, которая считается «воротами между Севером и Югом» и с момента  начала гражданской войны в Йемене эта провинция фактически заблокирована хуситами, которые контролируют господствующие высоты над основными дорогами и самой  административной столицы  провинции. Сам город Таиз контролируется несколькими проэмиратскими салафитскими отрядами. Недавно правда удалось разблокировать одну дорогу как раз к порту Моха. Новый морской порт  Моха  был построен голландцами еще в 1978 году и его площадь составляет порядка  466 350 кв. метров и его важность определяется близостью (6 км) к основному морскому коридору в Красном море. Одновременно он географически крайне выгодно расположен к Баб-эль-Мандебскому проливу, Африканскому Рогу и Аравийскому морю. В январе 2017 года он был захвачен силами Тарика Салеха при поддержке ОАЭ. Планировалось, что он начнет с этого плацдарма продвижение к контролируемому хуситами стратегическому порту Ходейда, но это наступление захлебнулось.   После этого Тарик Салех превратил Моху в   свою штаб-квартиру и основную тыловую базу. Там базируются подконтрольные ему «Силы национального сопротивления», которые он сформировал при поддержке ОАЭ из бывших подразделений Республиканской гвардии. На сегодня эти силы контролируют сам город Моха, прибрежные районы Мозза, аль-Ваззайя, Дхабаб вплоть до Баб-эль-Мандеба, и два прибрежных района вблизи Ходейды Аль-Хоха и Хаис. При финансовой поддержке ОАЭ Тарик Салех начал активную модернизацию города и его портовых мощностей в рамках программы «Ворота развития». Он также построил бетонную дорогу между Мохой и Таизом и реализовал проект станции солнечной энергии для Западного побережья. Были реализованы ряд водных проектов,  построено несколько школ. Вообще надо отметить, что ОАЭ явно учли позитивный опыт социальных программ той же ливанской «Хизбаллы» и четко увязывают свое присутствие в этом районе с развитием именно социальной инфраструктуры, которую курирует «Гуманитарная ячейка» «Сил национального сопротивления».   Местные источники указывают, что «открытие аэропорта Мохи – это политический шаг ОАЭ, которые предоставляют Тарику полный карт-бланш на контроль за этим районом, тем самым укрепляя свои позиции в этом стратегически важном регионе. Помимо этого открытие аэропорта является частью реализации ранее достигнутых договоренностей между Абу Даби и Эр-Риядом о разделении зон влияния в Йемене. При этом этот шаг не имеет ничего общего с провозглашенной ОАЭ политики гуманитарного подъема Таиза, поскольку ничего подобного не происходит с закрытыми в настоящее время аэропортами в других областях, освобожденных от хуситов. Речь идет именно о попытках Абу-Даби «оседлать» именно портовую инфраструктуру в акватории Красного моря и Индийского океана». Согласимся с этим, поскольку эта цель была изначально главным побудительным мотивом участия ОАЭ в аравийской коалиции. В этой связи отметим, что ОАЭ в последнее время явно активизировали свои усилия на этом направлении. Вспомним о появившихся сообщениях на прошлой неделе о реконструкции взлетно-посадочной полосы на острове Аль-Кури архипелага Сокотра. Таким образом, можно оправданно сделать вывод  о том, что ОАЭ фактически смирились с разделением Йемена фактически на три части и в этом контексте стараются максимально закрепиться  на подконтрольных им территорий, который в основном расположены на побережье (Аден, Моха) и архипелаге Сокотра.

55.73MB | MySQL:118 | 0,613sec