Бригада «Данаб» как инструмент США в борьбе с «Аш-Шабаб» и преодоления проблем Сомалийской национальной армии

Согласно экспертным оценкам, в борьбе с террористической группировкой «Аш-Шабаб» на территории Сомали вооруженные силы страны продемонстрировали свою неэффективность. На рубеже 2013 года Федеральное правительство Сомали изучило возможности создания контртеррористических сил для противодействия «Аш-Шабаб». После переговоров с Вашингтоном, в рамках реализуемой армией США программы содействия силам безопасности партнеров, было сформировано легкое пехотное подразделение – бригада «Данаб». Подготовленное при поддержке США формирование смогло преодолеть стереотип военной неэффективности и добиться значимых оперативных успехов в борьбе с «Аш-Шабаб». Считается, что высокие показатели бригады «Данаб» обусловлены ее подготовкой и поддержкой США, мультиклановым духом и агрессивным тактическим стилем.

 

Военное присутствие США в Сомали и борьба с «Аш-Шабаб»

Поскольку бригада «Данаб» является детищем США и, в первую очередь, предназначена для борьбы с группировкой «Аш-Шабаб», представляется важным проследить влияние этих акторов на формирование военно-политической обстановки в Сомали.

Как известно, в 1988 году Сомали вступила в хаотическую гражданскую войну, продолжающуюся по сей день. В ходе этого противостояния племенные ополчения, частные армии и религиозные экстремисты, практически непрерывно, сражаются с правительственными и международными силами за контроль над страной. Военное вмешательство США в Сомали началось с гуманитарной интервенции в начале 1990-х годов в рамках усилий ООН по оказанию помощи голодающим, и в общественной памяти отмечено катастрофической битвой за Могадишо в октябре 1993 года. Во время столкновения Силы специальных операций (ССО) США потеряли убитыми 19 военнослужащих, 73 получили ранения, один попал в плен, а два вертолета «Черный ястреб» (Black Hawk) были сбиты и уничтожены. Считается, что к поражению американских вертолетов приложили руку находившиеся в тот момент в Могадишо члены зарождавшейся тогда «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в РФ). В бою погибли сотни сомалийцев, включая мирных жителей. Хотя этот конфликт, в основном, был направлен против сомалийских полевых командиров, препятствовавших распределению продовольственной помощи, в военной истории США битва за Могадишо рассматривается как предвестник боевых действий, с которыми армия США столкнется в ходе контртеррористических операций после 11 сентября 2001 года.

В ответ на трагедию Конгресс ввел ряд ограничений на операции США в Сомали, а президент Билл Клинтон вывел большую часть американских войск из страны. Долгое время после ухода США из Сомали, конфликт продолжал формировать взгляды американских военных на городскую и партизанскую войну, в целом, присутствие в Сомали, в частности, и надзор за операциями ССО. Опыт потери «Черных ястребов» заставлял американских политиков держались в стороне от гражданской войны в Сомали, и ограничивал усилия США по выслеживанию там боевиков «Аль-Каиды» действиями оперативников ЦРУ.

К началу 2000-х ситуация в Сомали существенно ухудшилась, и из хаоса возник Союз исламских судов (СИС) – фундаменталистская организация, набравшая силу, сражаясь с сомалийскими полевыми командирами и обещая принести в страну справедливость и мир. После решающей победы над альянсом полевых командиров в 2006 году СИС установил контроль над Могадишо и большей частью центра и юга Сомали. Опасаясь исламистского правительства на своей границе, Эфиопия присоединилась к союзным сомалийским силам и начала наступление, направленное на освобождение Могадишо от контроля СИС. Поддерживаемое США эфиопское вторжение не встретило должного сопротивления, и до конца декабря 2006 года режим СИС пал.

Молодежное движение моджахедов СИС («Харакат аш-Шабаб аль-Моджахедин»), или «Аш-Шабаб» бежало на юг и начало мятеж против международно признанного Переходного федерального правительства (ПФП) Сомали. Для преодоления нестабильности в стране и защиты ПФП в начале 2007 года Африканский союз санкционировал создание миротворческих сил, известных под аббревиатурой АМИСОМ (AMISOM, с 1 апреля 2022 года ATMIS). Выполнение этой миссии означало прямое противостояние «Аш-Шабаб». Основную часть контингента АМИСОМ предоставила Уганда. К ней присоединились Бурунди и Эфиопия. Позднее свои войска направили Кения и Джибути.

В первые дни существования АМИСОМ поддержка со стороны США в основном сводилась к выделению средств и предоставлению инструкторов и консультантов через частного охранного подрядчика. В Сомали для ограниченных целей было развернуто небольшое число военнослужащих США, но их прямое участие в борьбе с «Аш-Шабаб» оставалось минимальным. США также периодически наносили удары по боевикам «Аль-Каиды», присутствующим в стране.

Пока ПФП пыталось установить эффективное управление, а молодая Сомалийская национальная армия (СНА) с перебоями наращивала потенциал, группировка «Аш-Шабаб» укрепила свои позиции, установив влияние на обширных территориях южного и центрального Сомали. США в 2008 году объявили «Аш-Шабаб» иностранной террористической организацией.

В 2010 году в отместку крупнейшему поставщику войск для АМИСОМ боевики «Аш-Шабаб» совершили свое первое внешнее нападение, взорвав зрительскую группу Чемпионата мира в Уганде. В результате нападения 74 чел. погибли и 85 чел. получили ранения. В начале 2012 года эмир «Аш-Шабаб» Ахмед Абди Годан официально присягнул на верность «Аль-Каиде». В 2013 году, после значительного поражения от кенийских сил «Аш-Шабаб» провела еще одну крупную внешнюю атаку, захватив торговый центр в Найроби (Кения). В ходе трехдневной осады 67 чел. погибли и 175 чел. получили ранения.

По мере того, как группировка «Аш-Шабаб» набирала обороты, на руководство США оказывалось давление с целью проведения более решительной контртеррористической политики в Сомали. Тем не менее, потеря «Черных ястребов», по-прежнему, сохраняла свое значение и сдерживала аппетит политиков в отношении предоставления военных советников АМИСОМ или СНА. В октябре 2013 года ВС США направили группу советников в Могадишо для поддержки операций АМИСОМ. Соединенные Штаты также время от времени наносили авиаудары по боевикам «Аш-Шабаб», включая удар 2014 года, в результате которого был ликвидирован эмир организации Ахмед Абди Годан.

В течение следующих двух лет (2015-2016 гг.) консультативное присутствие США в Сомали увеличилось, и контингент АМИСОМ стал более эффективным. Это позволило вытеснить «Аш-Шабаб» из подконтрольных группировке районов и обезопасить большую часть Могадишо. Последнее обеспечило направление в страну большего количества гуманитарной помощи. Поддержка контингента АМИСОМ со стороны США стала более интенсивной, при этом, американские силы в некоторых случаях наносили авиаудары в рамках того, что Пентагон назвал «коллективной самообороной» своих партнеров в Сомали.

Тем не менее, «Аш-Шабаб» успешно адаптировалась оказываемому давлению. Вместо того, чтобы пытаться удерживать контролируемую территорию боевики применяли партизанскую тактику «бей и беги». Группировка как привлекала, так и принуждала местное население своей строгой системой правосудия и взиманием пошлин. По утверждениям ряда исследователей, система «Аш-Шабаб», хотя и была жестокой и нетерпимой, обеспечивала справедливость и разрешение конфликтов, что резко контрастировало с недееспособным правительством в Могадишо. Террористические атаки стали более жестокими. В апреле 2015 года нападению подвергся Университетский колледж Гаррисы (Кения), в результате чего погибли 147 чел. В Могадишо, в 2017 году, взрыв грузовика унес жизни по меньшей мере 587 чел.

К моменту вступления в должность президента США Дональда Трампа прогресс в Сомали застопорился. Политики все больше беспокоились о растущей угрозе, исходящей от «Аш-Шабаб» в регионе и за его пределами. Отвечая на требования более решительных действиях, Д.Трамп одобрил новую стратегию, основанную на увеличении числа авиаударов и расширении консультативной поддержки. Отдельные районы Сомали были объявлены «зоной активных боевых действий», а американские СМИ сообщили о планах многолетней контртеррористической кампании в Сомали.

По данным New America, только за первый год пребывания Д.Трампа у власти количество ударов по «Аш-Шабаб» более чем удвоилось. В 2019 году их число достигло рекордных 61, в 2020 году – 49. Д.Трамп одобрил развертывание дополнительных советников, численность которых в Сомали, в конечном итоге, достигла 700 чел. ССО США проводили совместные наземные операции с АМИСОМ и СНА, включая операцию в мае 2017 года, которая привела к гибели морского котика (первая гибель американского военнослужащего после потери вертолетов в 1993 году). В конце же своего срока президентства Д.Трамп отдал приказ о выводе американских войск из Сомали, выполнив обещание сократить навсегда военные обязательства США.

Удары по «Аш-Шабаб» при новой администрации Дж. Байдена возобновились только в июле-августе 2021 года. Затем операции были приостановлены. Продолжение последовало только в конце февраля 2022 года. Со второго года своего правления команда Дж.Байдена сосредоточилась на вопросах балансировки между угрозой, исходящей от «Аш-Шабаб», и популярным в настоящее время в США политическим императивом положить конец, так называемым, «вечным войнам».

На фоне непоследовательной политики США в Сомали группировка «Аш-Шабаб» сохраняла свою стойкость. Ей удалось совершить громкие нападения в Кении на отель в Найроби (2019 год) и на американскую авиабазу в Манда-Бей (2020 год). В результате атаки авиабазы погиб один американский военнослужащий и двое подрядчиков. По данным Африканского центра стратегических исследований при Министерстве обороны США, по состоянию на конец 2022 года, в Сомали увеличение числа жертв, связанных с насилием со стороны воинствующих исламистских группировок, в первую очередь «Аш-Шабаб», по сравнению с предыдущим годом, составило 133%. В 2022 году зарегистрировано 6225 смертей, связанных с «Аш-Шабаб», что больше, чем 2606 в 2021 году. Этот рекордный уровень смертности превышает показатели 2020 и 2021 годов вместе взятые. Согласно тому же источнику, по итогам 2023 года число погибших в стране по аналогичным причинам достигло 7643 чел. (+22% к уровню 2022 года).

Тем временем, межклановые противоречия и коррупция блокировали деятельность Федерального правительства Сомали (ФПС) и препятствовали столь необходимым структурным реформам. Появились предположения, что ФПС и СНА не способны победить «Аш-Шабаб». Согласно некоторым источникам, американские военные предлагают президенту Дж. Байдену увеличить контингент ССО США в Сомали. Из-за недееспособного правительства, стойкого повстанческого движения «Аш-Шабаб» и неудачной политики США комментаторы начали сравнивать Сомали с Афганистаном.

 

Аспекты неэффективности Сомалийской национальной армии

Современная Сомалийская национальная армия (СНА) оформилась в 2008 году с подписанием 9 июня 2008 года Джибутийского соглашения между Переходным федеральным правительством и фракцией в Джибути «Альянса за новое освобождение Сомали» (Alliance for the Re-Liberation of Somalia-Djibouti, далее — Альянс). Соглашение ознаменовало создание Объединенных сил безопасности (ОСБ) численностью около 5 тыс. чел.,   состоящих из сил безопасности ПФП и вооруженных отрядов Альянса. При финансовой поддержке ООН к началу 2014 года численность новых сил превысила 13 тыс. чел., а также примерно такого же количества сил АМИСОМ из Эфиопии, Уганды, Бурунди, Джибути, Кении и Сьерра-Леоне. В период с 2008 по 2014 годы произошло объединение этих сил для противодействия примерно 7-9 тыс. боевиков «Аш-Шабаб» и других враждебных вооруженных групп.

С момента своего создания СНА испытывала острые кадровые проблемы, так и не став настоящей национальной армией, поскольку ее военнослужащие, хотя на бумаге и были лояльны правительству в Могадишо, оставались почти исключительно подчиненными клановым интересам. Первоначальные ОСБ состояли из 3 тыс. военнослужащих ПФП и 2 тыс. ополченцев Альянса, двух объединений бывших офицеров, служивших еще при генерале Мохаммеде Саиде Барре, полевых командиров, лидеров кланов и бывших бойцов шариатского суда. Преданность клану, прогулы и «фрилансинг» пронизывали части СНА, препятствуя сплоченности и снижая моральный дух. Военнослужащие чаще всего группировались по клану – доминирующей идентичности в сомалийском обществе – при этом командиры черпали власть из своего племенного или личного положения, а не из официального статуса в рамках военной службы.

Трайбализм в конечном счете остался нормой для СНА, причем почти все ее подразделения действуют как клановые ополчения, подчиняющиеся местным интересам, а само центральное правительство поддерживает эту модель. Отчет Лондонской школы экономики за июнь 2021 года так описывает ситуацию:

«СНА – это, скорее, стратегически развернутый бренд, а не институт. Когда этот бренд применяется к клановым ополчениям и другим специальным силам, поддерживающим того, кем бы ни был нынешний президент Федерального правительства, действия этих ополчений приобретают большую легитимность, по крайней мере, внешнюю…  Характерно, что, когда различные субъекты, связанные с правительством, применяют крупномасштабное организованное насилие (например, для противодействия «Аш-Шабаб», оспаривания границ или попыток повлиять на региональные выборы), они полагаются на те части армии, которые набраны из их клана и своих союзников – они не могут быть уверены, что другие подразделения СНА будут достаточно мотивированы, чтобы выполнять приказы».

Соответственно, бригада, как основное соединение СНА, обычно выступает от имени связанного с ней клана и использует легитимность, вытекающую из официального мандата армии, для приобретения ресурсов и перекупки конкурентов. В результате, военные используют свою власть для вымогательства денег у местных жителей на контрольно-пропускных пунктах или выдают себя за бойцов «Аш-Шабаб», чтобы третировать местные общины в своих узкокорыстных интересах. Известны факты сотрудничества армейских бригад с местными клановыми ополченцами для захвата территории у соперничающих кланов. Так, в Джоухаре (столице региона Средняя Шабелле) в 2013 году местная доминирующая группировка Абгаал (Abgaal), которая всегда содержала части СНА в этом районе, изгнала своего соперника, вытеснив более 5 тыс. представителей племени шиидле/валамоев из 20 деревень. В апреле 2017 года бригады Абгаала нанесли новый удар, вытеснив еще 5 тыс. чел. из трех деревень.

По мере того как численность СНА, по крайней мере на бумаге, росла, командиры подразделений упорно сохраняли фактическую численность личного состава намного ниже утвержденных цифр в соответствии с интересами своих кланов. По данным военных экспертов США, стандартные батальоны численностью 450 чел. часто насчитывали не более 100 военнослужащих. Бригады СНА обычно состоят из членов отдельных кланов и подкланов и, как правило, лучше всего сражаются, когда действуют на землях своего племени. Это свидетельствует не только об общем низком моральном духе армии, обусловленном отсутствием у солдат приверженности к борьбе за территории за пределами их родных областей, но и отражает то, что сама СНА в основном служит интересам входящих в нее кланов.

Единственным формированием, где, как утверждается, это не совсем так, называется Президентская гвардия (также известная как «Бригада 77»), подчиненная непосредственно президенту Сомали. По состоянию на июль 2021 года её численность насчитывала 1525 чел. Подразделение пользуется особой финансовой поддержкой, которая позволяет командованию вовремя выплачивать заработную плату и должным образом обслуживать, экипировать и заботиться о своем личном составе. Подготовка проводится старшими офицерами СНА в Учебном центре генерала Гордана (General Gordan Camp). Переподготовка – каждые три месяца. Обучение персонала Президентской гвардии также часто проходит за рубежом, в том числе в Судане и Уганде. Подразделение разделено на четыре группы, в каждой из которых, примерно, 325-400 военнослужащих.

Не смогло сделать СНА более сплоченной и значительное внешнее спонсорство учебных программ, в основном, из-за их неравномерного и неадекватного характера. Не имея собственных подготовленных инструкторов, сомалийское правительство в организации военной подготовки полагается на иностранных специалистов и зарубежную финансовую поддержку. Помощь в учебных проектах поступает от США, Великобритании, ЕС, ООН, ОАЭ, Эфиопии, Кении и Турции. Однако, как правило, их участие характеризуется слабой координацией, и многие используют эти программы не для надлежащего обучения солдат СНА, а для продвижения своих собственных интересов в Сомали.

Подготовка военнослужащих СНА осуществляется на различных языках (английском, французском, суахили, амхарском и арабском). Несогласованные же усилия инструкторов привели к завышению числа прошедших обучение до 100 тыс. чел., многие из которых, с высокой вероятностью, закончили несколько самостоятельных учебных курсов. В зависимости от содержания курсов продолжительность обучения сомалийских военнослужащих может длиться от шести месяцев до двух лет. Очевидно, что такой разрозненный режим не позволяет создать эффективно действующие силы, тем более пригодные для проведения сложных операций против хорошо организованного противника, подобного «Аш-Шабаб». Кроме того, учебные программы предоставляют своим слушателям различное оборудование и даже униформу, а также учебные планы, что ставит под угрозу оперативную совместимость, сплоченность и координацию подразделений СНА. Эксперты полагают, что даже если СНА могла бы извлечь выгоду из надежной единообразной учебной программы, далеко не факт, что это оказало бы значимое влияние на оперативные возможности войск из-за вышеупомянутой клановой ориентации армейских бригад.

Другой серьезной проблемой для эффективности СНА стала неспособность правительства обеспечить надлежащее оборудование и денежное вознаграждение после завершения программы обучения. Это деморализовывало выпускников учебных курсов настолько, что они покидали армию. Многие военнослужащие считали, что пожертвования международных сил на приобретение оружия, обмундирования, выплаты денежных окладов и других предметов военной необходимости присваивались коррумпированным сомалийским правительством. Как итог, военнослужащие предпочитали уйти, а не служить при администрации, которая не делает все возможное для обеспечения их благополучия. Действительно, военнослужащие СНА редко получали жалованье вовремя и получали всего 1 долл. США в день. «Аш-Шабаб» воспользовалась этой проблемой, предложив выплаты в размере 50 долларов тем, кто дезертировал из СНА. Согласно докладу ООН, в 2008 году дезертировали около 80% выпускников сомалийских учебных курсов.

Другим важным недостатком оперативной эффективности СНА является неспособность проводить операции по удержанию территорий. В частности, когда СНА удавалось собрать необходимые средства, включая разведданные, надлежащее вооружение и технику, и провести достаточную концентрацию сил, армии удавалось начать решительные наступательные действия против «Аш-Шабаб», но ограниченного масштаба и только против малонаселенных районов. В таких случаях боевики «Аш-Шабаб», как правило, отходили без особого сопротивления и перебрасывали свои силы на близлежащие сельские территории. Затем, испытывая недостаток в логистике и персонале для поддержания своего присутствия в течение длительного периода, группировка СНА в течение нескольких недель или даже дней выводила войска из недавно взятого под контроль района. После чего «Аш-Шабаб» возвращалась, делая первоначальное наступление бесплодным. По мнению экспертов, это остается серьезной проблемой для СНА, поскольку, даже если она сможет развить серьезный наступательный потенциал и начать одерживать тактические победы, неспособность удерживать территорию в течение длительных периодов времени нанесет ущерб ее стратегическому успеху.

В конечном счете, СНА показала крайне ограниченные возможности для проведения наступательных операций без существенной помощи международных сил или дружественных ополченцев. Публично доступные сведения, зафиксированные в американском неправительственном проекте «Данные о местах и событиях вооруженных конфликтов» (Armed Conflict Location & Event Data, ACLED), указывают на то, что в период до 2014 года, действуя в одиночку СНА удалось добиться скромных успехов. Менее чем в 10 случаях силы СНА смогли отбить территорию у «Аш-Шабааб», и только небольшие районы, такие как слабозащищенные контрольно-пропускные пункты и деревни. Эта цифра увеличивается более чем в шесть раз при подсчете случаев, когда СНА действовала совместно с другими силами, такими как АМИСОМ.

В обороне СНА продемонстрировала определенную компетентность, отразив атаки «Аш-Шабаб» на стратегические населенные пункты, включая Гарбахарей (столица региона Гедо) и город Беледуэйне в 40 км от столицы региона Хиран. Тем не менее, зачастую именно страх перед международной поддержкой, укрепляющей позиции СНА, а не тактическое поражение, становился причиной отступления «Аш-Шабаб». По словам одного бывшего сомалийского офицера, подразделения СНА были, в основном, «слабыми, недееспособными, неэффективными, неорганизованными и неспособными проводить атаки самостоятельно, не получая помощи от других африканских сил».

 

Значение АМИСОМ

Большую часть успехов правительства Сомали в борьбе с «Аш-Шабаб» наблюдатели связывают с коалицией сил АМИСОМ и её международными союзниками. После вмешательства Эфиопии в 2006 году Союз исламских судов и возникшая из него группировка «Аш-Шабаб» не смогли удержать территории, захваченные ими на ранних этапах гражданской войны. Могадишо и портовый город Кисмайо пали первыми. СИС практически распустился, а «Аш-Шабаб» была вытеснена на городские окраины и в сельские районы.

После массового вывода эфиопского контингента в 2009-2010 годах «Аш-Шабаб» попыталась вернуть большую часть утраченных территорий. Тем не менее, АМИСОМ адаптировалась, осуществляя целевые учебные программы для устранения недостатков в оснащении, боевом управлении и в других возможностях. Эти усилия, наряду с частичным возвращением Эфиопии, к 2011 году завершили изгнание боевиков «Аш-Шабаб» из Могадишо и прочих крупных населенных пунктов. Впоследствии «приток» войск (в основном эфиопских), а также официальное включение Эфиопии в состав АМИСОМ укрепили способность коалиции обеспечивать безопасность населенных пунктов.

Несмотря на трудности с координацией, с которыми часто сталкивалась АМИСОМ, она заметно не страдала от проблем с привлечением личного состава, столь распространенных в СНА. Случаев дезертирства практически не было, а высокие зарплаты намного превышали ставки СНА. Поскольку финансирование денежного довольствия АМИСОМ осуществлял ЕС, до 2016 года на каждого солдата объединения выделялось 1028 долл. США ежемесячного денежного вознаграждения. Опасения по поводу морального состояния возникли, когда ЕС решил сократить оклады на 20%, а некоторые страны АМИСОМ пожаловались на задержку выплат своим военнослужащим и выразили угрозы вывести свои войска. Однако вскоре эти опасения были развеяны, когда стало ясно, что сокращение окладов было частью более широкой политики ЕС, запрошенной несколькими участниками коалиции для поддержки устойчивого развития миссии, ее логистики и поэтапного плана вывода. Во всяком случае, подобные проблемы, по-видимому, не оказали существенного влияния на оперативные характеристики международного контингента. Кроме того, АМИСОМ располагала адекватными логистическими возможностями, которые поддерживали её крупные наступательные операции и позволяли удерживать освобожденные территории. Это произошло во многом благодаря финансовым и материальным взносам ООН (в рамках Управления ООН по поддержке АМИСОМ) и Великобритании.

Тем не менее, действия иностранного контингента в Сомали сопровождались своими проблемами. С одной стороны, АМИСОМ предоставляла огневую мощь и живую силу, необходимые для овладения городскими районами. С другой стороны, иностранное военное присутствие и чрезмерно применение тяжелых огневых средств в городах способствовали поддержке «Аш-Шабаб». Особенно интенсивно в городских операциях применяла артиллерию Эфиопия. Это привело к большому числу смертей среди гражданского населения. Кроме того, значительный ущерб репутации и авторитету АМИСОМ нанесли известия о сексуальном насилии военнослужащих коалиции над сомалийскими девочками и женщинами. Ещё больше настроили общественное мнение против иностранного вмешательства растущие сообщения о жертвах среди гражданского населения от авиаударов США. В результате СНА, сама состоящая из местных сомалийцев, в основном набранных из бывших отрядов СИС и группировок полевых командиров, пострадала от усилившегося проникновения «Аш-Шабаб». Некоторые военнослужащие СНА, ранее также сражавшиеся против иностранного присутствия в Сомали, считали миссию «Аш-Шабаб» по противодействию иностранным вооруженным формированиям справедливой, даже несмотря на суровые методы группировки. Благодаря тому, что действующие военнослужащие СНА предоставляли боевикам разведданные, «Аш-Шабаб» удавалось предвидеть атаки сомалийских сил, срывать их операции, застигать позиции СНА врасплох и подавлять их.

Подводя итог, следует отметить, что в борьбе с боевиками «Аш-Шабаб» СНА, в основном, показала свою недееспособность и, в лучшем случае, посредственные результаты при поддержке силами АМИСОМ и международного сообщества. Трудности с набором личного состава, подготовкой, снабжением и моральным духом привели к низким оперативным характеристикам. Высока вероятность того, что без международной поддержки «Аш-Шабаб» сохранила бы свой контроль над южными и центральными районами страны.

 

Бригада «Данаб»

По утверждениям американских аналитиков, изменить уравнение военной эффективности в пользу Сомали смогла сформированная при непосредственной помощи США бригада «Данаб» («Молния»). Здесь следует отметить, что подразделение – продукт широко реализуемой армией США программы использования партнерских сил (ИПС), стартовавшей после 11 сентября 2001 года в рамках войны с джихадистской угрозой.

Сутью ИПС является концепция BWT («by, with, and through»), подразумевающая действия «путем, с помощью и через» партнерские силы и получившая широкое распространение в операциях США на Ближнем Востоке. Восприятие  ближневосточных проблем в качестве «вечных войн» и стремление к стратегической переориентации в направлении Восточной Азии побудили военно-политическое руководство США отвлечь ресурсы от региона и представить  подход BWT как недорогую альтернативу продолжению преследования американских интересов.

Оперативная модель ИПС предполагает, что в операциях на местах силы партнеров (государственные или негосударственные субъекты) берут  на себя основную часть тяжелых наземных боев, в то время как американские советники обеспечивают им поддержку в обучении, разведке, авиации и артиллерии, оборудовании, финансировании и материально-техническом обеспечении. Диапазон такой поддержки может распространяться от тактического до стратегического уровней. В свою очередь, США могут сократить свое непосредственное присутствие в зоне конфликта, что сокращает их затраты и снижает риск для американского персонала. Фактически ИПС – это способ ведения военных действий и операций руками посредника с менее прямым боевым привлечением сил США.

С 2001 года США применяли эту концепцию к операциям в Сирии, Ираке,  Афганистане, Сомали и других странах. Наиболее успешными продуктами ИПС военные аналитики США считают Слы демократической Сирии, Контртеррористическую службу Ирака, афганский спецназ и сомалийскую бригаду «Данаб».

 

Концепция формирования подразделения

Ключевой идеей при создании «Данаб» было формирование подразделения СНА, которое не было бы привязано к клановости. Соответственно, «Данаб» официально набирает рекрутов на основе сомалийской федеральной системы «4,5», обеспечивающей равное представительство членов четырех основных кланов (хавийе, дарод, дир и раханвейн), а также кланов меньшинств и этнических групп (составляющих «0,5»). Кроме того, подразделение все чаще требует от своих новобранцев наличия высокого уровня образования. Стандартизированная годичная программа строгих тренировок не только обучает слушателей боевым навыкам, таким как меткая стрельба и маневрирование на поле боя, но и направлена на формирование высокого боевого духа.

Многоклановый дух присутствует и в офицерском корпусе «Данаб». Согласно описанию бывшего военнослужащего бригады, офицеры «Данаб» являются  выходцами из разных кланов и командуют смешанными подразделениями, персонал которых по составу, как правило, отличается от кланов их командования. Офицеры также проходят тщательную подготовку и, как правило, продвигаются по служебной лестнице в зависимости от заслуг. Кроме того, солдаты «Данаб» очень уважают своих офицеров, что контрастирует с плохими отношениями между офицерами и рядовыми, распространенными в остальной части СНА. В целом, система обучения и продвижения в бригаде, основанная на заслугах, а также пропорциональный набор представителей различных кланов укрепили корпоративный и многоклановый дух формирования.

 

Отбор и боевая подготовка

Считается, что в отличие от остальной части СНА, «Данаб» достигла значительного уровня профессионализма благодаря тщательному отбору личного состава и отдельной программе обучения.

Вопрос отбора курсантов для дальнейшей начальной подготовки возложен на сторонних подрядчиков, многие из которых работали или работают на американскую некоммерческую организацию Bancroft Global Development и её отдельное подразделение Bancroft Global Investments. О структуре Bancroft известно, что она основана как организация по разминированию и действует в Африке с 1999 года. В портфолио компании входит развитие недвижимости в сочетании с гидроэлектростанциями и солнечной энергетикой, беспроводными телекоммуникациями, виртуальным банковским обслуживанием и современным грузовым транспортом. С точки зрения руководства Bancroft, ее структура помощи в области безопасности в сочетании с инвестициями приносит пользу как местному населению Сомали, так и инвесторам. В частности, известно, что в 2018 году годовой контракт между Bancroft и правительством США на оказание вспомогательных услуг принес компании 490 тыс. долл. США. Аналогичный контракт, но уже лишь на шесть месяцев, заключенный в мае 2019 года, пополнил бюджет Bancroft уже на 730 тыс. долл.

Подрядчики Bancroft проводят базовую оценку новобранцев для «Данаб»: проверяют их физическую форму, политическое и социально-экономическое происхождение. Собирают биометрические данные новобранцев, которые обрабатываются правительственными структурами США, чтобы гарантировать отсев «нарушителей прав человека в прошлом». Кандидаты также сдают тесты и проходят собеседования. Заявляется, что кандидаты в бригаду должны иметь высшее образование. Общая продолжительность отбора может достигать шести месяцев.

Затем специалисты Bancroft проводят с новобранцами базовую программу обучения, после чего они направляются к военным советникам США для дальнейшей углубленной подготовки. Личный состав «Данаб» – единственные сомалийские военнослужащие, проходящие обширную подготовку в США.

В целом, предбоевая подготовка личного состава подразделения длится около года, включая предварительный этап с Bancroft и последующее назначение к военным советникам США, которые специализируются на обучении навыкам ведения наступательных операций. Тренировки военнослужащих «Данаб» проводятся почти ежедневно на протяжении всей их службы. Дополнительно  они проходят  переподготовку и специализированные курсы для улучшения конкретных боевых навыков, например, логистики. Перед планируемыми операциями командиры «Данаб» отводят 5-10 дней на доподготовку к конкретным действиям. Собственная система обучения подразделения облегчает поддержание оперативной готовности, основанной на воинских заслугах, в противовес коррупционным тенденциям и клановости остальных соединений СНА.

«Данаб» также специализируется на обучении на базе и в подразделении. Большинство курсантов проходят подготовку на авиабазе Баледогле, где, по сообщениям, американские военные сохранили свое самое большое присутствие в Сомали, или в Тренировочном лагере генерала Дхагабадана, ранее кондитерской фабрике в Могадишо, перепрофилированной под учебный полигон. Тренировки также проводятся за пределами страны: на базе Холхол в Джибути или в Соединенных Штатах. Обучение фокусируется на развитии штурмовых возможностей легкой пехоты: зачистке населенных пунктов от боевиков «Аш-Шабаб» или приемах специальных операций для проведения рейдов на территорию противника. Третья категория подготовки направлена на подготовку к проведению аэромобильных операций, взаимодействию с подразделениями огневой поддержки и силами ВВС союзников, когда это необходимо.

Еще одним видом боевой подготовки является участие подразделений бригады в международных учениях. Так, в период с 26 февраля по 7 марта 2024 года взвод военнослужащих «Данаб» принял участие в крупнейших учениях Justified Accord 2024 («Обоснованное согласие 2024»), проводившихся под эгидой Африканского командования США в Восточной Африке. JA24 – это многонациональные мероприятие, призванное повысить боеготовность региональных партнеров США к миссиям, санкционированным ООН и Африканским союзом, укрепить их  многонациональную оперативную совместимость при проведении операций по оказанию гуманитарной помощи, реагированию на стихийные бедствия и кризисные ситуации. Учения проходило в течение двух недель на территории учебного центра по борьбе с повстанцами, терроризмом и операциям по обеспечению стабильности в Наньюки (Кения). Наряду с группой военнослужащих из Сомали в JA24 приняли участие равновеликие подразделения из 20 стран-партнеров, включая Кению, Танзанию и Джибути.

 

Состав и дислокация формирования

Согласно открытым источникам, первые новобранцы для «Данаб» прошли первичный отбор в октябре 2013 года. Общая численность первого набора составила 100 чел. Сколько из них закончили весь годовой курс подготовки не сообщается. Тем не менее, известно, что формирование бригады проходило постепенно от роты до батальона и далее.

В 2019 году Африканское командование США объявило о планах расширения подразделения до «Передовой пехотной бригады Данаб» («Данаб» Advanced Infantry Brigade) с перспективой довести численность личного состава до 3000 чел., разделенных на три батальона, примерно, по 600 военнослужащих в каждом. Чуть позднее представитель Госдепартамента США уточнил эту концепцию, сообщив, что количество батальонов достигнет пяти, по 450-500 чел. в каждом. Сегодня норматив в 3000 чел. сохраняет свою актуальность с перспективой его достижения к 2027 году.

Следует отметить, что официальная и фактическая численность «Данаб» в разных источниках, в разные периоды значительно различается, что, вероятно, связано с недобором новобранцев, отсевом в ходе подготовки и боевыми потерями. Динамика этого показателя представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Динамика изменения численности личного состава бригады «Данаб»

Период

 

Численность личного состава (чел.)
официальная фактическая
Октябрь 2013 года (набор) 100 100
Апрель 2020 года 1000
Декабрь 2020 года 1150
Апрель 2021 года 700-900
Март 2022 года 1900 930-980
Сентябрь 2022 года 1400
Октябрь 2023 года 1500
Перспектива к 2027 году 3000

 

В настоящее время наблюдатели сообщают о четырех батальонах в составе бригады «Данаб». Дислокация, фактическая численность подразделений (по состоянию на март 2022 года) и их зоны ответственности представлены в таблице 2. Кроме того, на рубеже 2022 года для усиления интеграции с остальной армией бригада «Данаб» считается 16-ой бригадой СНА.

 

Таблица 2

Дислокация подразделений «Данаб» на территории Сомали

Подразделение Численность (чел.) Место дислокации Зона ответствен-ти
Батальон 4 500 Баллидогле Юго-Западный регион
Батальон 5 180 Кисмайо Джубаленд
Батальон 6 170 Гилкайо Гальмудуг
Батальон 7 130 Джоухар Хиршабелле

Как видно из таблицы 2, самым крупным (он же первый сформированный в составе бригады) является 4-й батальон. В структуре «Данаб» личный состав батальона относится к категории сил специального назначения. Подразделение базируется в Баллидогле – бывшей советской авиабазе на юге Сомали со значительным воздушным и наземным присутствием сил США. В зону его ответственности входит, так называемый, «Сектор 60» – район с наибольшей активностью «Аш-Шабаб». Штатно, командир 4-го батальона имеет воинское звание подполковник и, одновременно, выполняет обязанности командира «Данаб». Личный состав остальных батальонов по документам относится к категории сил «механизированной пехоты». Однако, об их оснащении какими-либо образцами бронированной техники не сообщается. В этой связи, в дальнейшем эти подразделения будут именоваться «легкой пехотой».

Контингент военнослужащие бригады может перераспределяться между подразделениями, увеличивая численность на местах в соответствии с региональными оперативными потребностями. По состоянию на март 2022 года в «Данаб» проходили службу до 25 военнослужащих-женщин.

Следует добавить, что бригада «Данаб» не проводила операций в де-факто автономном регионе Пунтленд, хотя сохраняет эту возможность. За контртеррористические операции в Пунтленде отвечают Силы безопасности Пунтленда численностью 600-1000 чел., которые также получают поддержку со стороны США.

 

Административная и оперативная поддержка США

Свое денежное довольствие военнослужащие «Данаб» получают через систему, обеспечивающую своевременные выплаты. Система предполагает прямые переводы в размере 50-60% окладов со счетов в США, а остальные 40-50% выплачиваются правительством Сомали через систему финансирования СНА. Размер ежемесячного денежного довольствия личного состава «Данаб» начинается примерно с 500 долл. США (300 долл. от правительства США и 200 долл. от правительства Сомали) для рядовых и 900 долл. (500 долл. от США и 400 долл. от правительства Сомали) для офицеров.

Военнослужащие «Данаб» обычно получают выплаты от США на регулярной основе. В Сомали — 26 числа каждого месяца — с 2017 года, когда правительство президента Махамеда Абдуллахи Махамеда («Формаджо») внедрило биометрическую систему, которая позволила осуществлять прямые выплаты военнослужащим. Ранее финансовый департамент Министерства обороны страны выделял средства офицерам, которые отвечали за их дальнейшее распределение среди личного состава. Эта система приводила к задержкам и потере средств из-за взяточничества. Вместе с тем, новая биометрическая система не стала панацеей, и в 2017 и 2019 годах солдаты активно протестовали из-за того, что не получали денежное довольствие в течение года или дольше. Тем не менее,  относительно надежный порядок выплат окладов в «Данаб» помог сохранить профессионализм бригады, избежать массового дезертирства, проникновения агентуры «Аш-Шабаб» и других кадровых проблем, с которыми сталкивалась остальная часть СНА.

США также обеспечивают материально-техническую, разведывательную и оперативную поддержку бригады в ходе её оперативной подготовки и проведения  наступательных действий. После обучения американские партнеры выделили большую часть вооружения, техники и другого оборудования, которым пользуется «Данаб». Как отмечали офицеры бригады, оперативная поддержка США является крайне важной. При этом, никто из них не вспомнил ни одной операции, в которой не участвовал бы американский персонал. Разведка США и некоторых подразделений СНА информирует командование «Данаб» о боевом планировании, в котором участвуют как представители США, так и Сомали. Как только командование «Данаб» формулирует оперативный план действий, в интересах его обеспечения американский персонал предоставляет большую часть необходимого оборудования, включая стрелковое оружие, транспортные средства и вертолеты, а также группу оперативников для выполнения некоторых миссий. Одновременно АМИСОМ выделяет некоторые транспортные средства, а другие подразделения СНА могут задействовать дополнительные силы и средства огневой поддержки.

Крайне важным считается то, что политические лидеры страны, как правило, не могут вмешиваться в планирование и проведение контртеррористических операций «Данаб», что сводит к минимуму использование ими бригады в своих личных или политических интересах. Важным исключением из этого правила стало использование правительством 23 октября 2021 года отряда специального назначения «Данаб» вместе с несколькими регулярными подразделениями СНА и местными ополченцами для вытеснения суфийского исламистского ополчения «Ахлу Сунна валь-Джамма’а» (Ahlu Sunna wal-Jamma’a, ASWJ) из города Гуриэль в регионе Гальмудуг. Долгое время отряды ASWJ считались союзником СНА, выступавшим категорически против «Аш-Шабаб». Однако, в начале октября 2021 года группировка ASWJ действительно взяла город силой, что дало СНА основание для ответных действий. Привлечение же правительством сил «Данаб» для операции против конкурирующего ополчения, выступающего против «Аш-Шабаб», по мнению наблюдателей, создало опасный прецедент неправильного использования подразделения.

 

Тактика «Данаб»

Согласно утверждениям сторонников проекта «Данаб», в целом, бригада придерживается профессионального подхода, который позволяет ей действовать агрессивно и квалифицированно. Важной составляющей достигнутых успехов является оперативная безопасность. Сильный дух подразделения, профессионализм и обособленность от сомалийской политики сделали «Данаб» гораздо менее склонной к проникновению из вне и дезертирству. В самом подразделении, как заявляется, практически не было подобных случаев, хотя, со слов одного офицера бригады, имели место ограниченное количество фактов ухода из подразделения военнослужащих, ищущих лучшие условия трудоустройства или работу ближе к дому. Помимо того, имели место отдельные случаи нарушения оперативной безопасности, в ходе проведения совместных операций с другими формированиями СНА, которые срывались «Аш-Шабаб» благодаря информаторам боевиков в регулярной армии.

Сообщается, что командование бригады разработало набор надежных боевых приемов (в американской военной терминологии «тактик, методов и процедур») для проведения операций. Подразделение специальных операций «Данаб» действует как ударная сила по всему югу центральной части Сомали, обычно проводя рейды  группами численностью от отделения до взвода. По одним данным, в таком типичном рейде участвуют около 15 военнослужащих «Данаб» и 3-4 советника из состава ССО США. По другим – практически все операции проводятся только с привлечением местных сил. Силы специального назначения (СпН) «Данаб» могут действовать самостоятельно с целью ликвидации или захвата в плен противника или в качестве «ударного острия» во взаимодействии с легкой пехотой для наземных атак на небольшие населенные районы. В более крупных операциях, таких как освобождение крупного города, может быть задействовано до 500 военнослужащих СпН и пехоты, хотя обычно для более крупных целей используется около 370 чел. личного состава, а для более мелких – 60-120 чел.

Практически все операции представляют собой атакующие действия, направленные на сокращение численности сил противника, а не на захват и удержание позиций. В основном, после тщательного планирования они реализуются в форме рейдов по уничтожению/захвату в плен или операций по зачистке территорий. Иногда для их обеспечения источниками разведывательной информации служат сведения, полученные от местного населения районов, находящихся под контролем «Аш-Шабаб».

Компонент сил СпН «Данаб», базирующийся на авиабазе Баллидогле, используется первым в составе небольших групп, преследующих конкретные важные цели. Операции по зачистке районов или населенных пунктов, обычно, включают в себя сочетание сил СпН и легкой пехоты с возможным привлечением других подразделений СНА для обеспечения необходимой численности живой силы, исходя из противостоящей группировки отрядов «Аш-Шабаб». В рамках подготовки к совместным операциям силы СпН могут перебрасываться из Баллидогле на одну из региональных баз «Данаб».

Операции по зачистке территорий от «Аш-Шабаб» составляют самую важную миссию «Данаб». Они, как правило, проводятся по стандартной схеме: достижение тактической внезапности, окружение опасного района и последующее быстрое уничтожение противника по частям. Атаку возглавляют силы СпН. Продвигаясь с нескольких направлений, они отрезают противнику пути отхода и блокируют сторонников «Аш-Шабаб». Последующие атаки проводит легкая пехота с целью уничтожить или захватить в плен максимальное число боевиков. Со своих региональных баз к районам проведения операций подразделения «Данаб» предпочитают приближаться на наземных транспортных средствах. В случае широкого размаха действий для поддержания мобильности могут использоваться вертолеты. Не более чем через несколько дней после зачистки территории «Данаб» передает освобожденные районы другим частям СНА.

Рейды по ликвидации/захвату подразумевают действия по уничтожению конкретных особо ценных целей, включая персонал и технику «Аш-Шабаб». Они существенно не отличаются от аналогичных рейдов ССО США. Типичные операции проводятся командами размером с отделение или взвод на автомобилях типа «Хамви» или пикапах. К такого рода операциях конкретные подразделения спецназа или легкой пехоты привлекаются, исходя из оптимальной оперативной пригодности, принимая во внимание расположение баз боевиков, варианты подхода к ним и требуемые для боя вооружение и технику. После выхода на исходные позиции,  команды «Данаб» атакуют целевые убежища боевиков в пешем порядке, а после выполнения своей миссии проводят плановый отход.

 

Об оперативной эффективности и недостатках «Данаб»

По оценкам американских военных экспертов, бригада «Данаб» к 2022 году превратилась в боеспособное подразделение, пригодное к независимым или совместным наступательным операциям. Пример «Данаб» рассматривается в качестве убедительного свидетельства того, как концепция использования партнерских сил влияет на военную эффективность. Подобно КТС Ирака и афганским коммандос, как продукт, в основном, усилий в рамках ИПС США, «Данаб» представляется островком компетенции внутри, в значительной степени, неэффективной СНА.

Таблица 3.

 Сравнение характеристик «Данаб» и клановой бригады СНА

Созданные США батальоны «Данаб» Типичная клановая бригада СНА
Высокий моральный дух основан на принципах мультиклановости и акценте США на компетентность

 

Мобильны и способны эффективно действовать на всей территории южного и центрального Сомали

 

Дистанцированы от политики благодаря поддержке США

 

Агрессивный тактический стиль, отражающий подготовку в США, с постоянной способностью подавлять позиции «Аш-Шабаб»

 

Надежное обучение, проводимое в основном американскими специалистами

 

 

 

 

Стабильное денежное содержание и резервы оснащения, благодаря поддержке США

Как правило, слабый моральный дух; адекватный моральный дух только при сражении на территориях кланов

 

Лишена мобильности и в основном готова сражаться только на землях собственного клана

 

Часто используется не по назначению в корыстных политических целях

 

Различные тактические стили в зависимости от клана; мало свидетельств эффективности против «Аш-Шабаб» без существенной поддержки АМИСОМ и местного ополчения

 

Отсутствие реального обучения или тренировки при поддержке различных организаций (США, Великобритании, ЕС, ОАЭ и других), не приносящие ощутимой пользы

 

Низкие денежные оклады, часто теряемые из-за коррупции или не выплачиваемые в течение длительного периода; очень мало запасов снаряжения, различающегося в зависимости от клана

 

В Сомали «Данаб» проводит большую часть наступательных операций СНА против «Аш-Шабаб», в то время как другим армейским подразделениям часто не удается добиться каких-либо успехов и сохранить сплоченность. Эффективность «Данаб» обеспечивается профессионализмом, прочными отношениями между офицерами и рядовым составом, а также продвинутыми программами боевой подготовки и регулярными выплатами денежного довольствия, обеспеченными США.

Структура командования и боевого управления бригады, базирующейся в Баллидогле и на региональных базах, облегчает переброску сил для быстрого реагирования или достижения тактической внезапности. Такая структура вкупе с агрессивным духом делают небольшое подразделение высокомобильным, что позволяет использовать его либо в качестве ударной силы в любом районе Сомали, либо как подразделения быстрого реагирования в зонах ответственности батальонов.

Касаясь внеполитического статуса «Данаб», военные специалисты США предлагают сравнить продукт американской концепции ИПС с двумя другими сомалийскими формированиями, созданными при зарубежной поддержке. Речь идет о  бригадах «Горгор» (Gorgor) и «Харамкаад» (Haramcaad), курируемых Турцией. Турция обучает и оснащает эти подразделения. Численность «Горгор» составляет 1500-2000 чел. Процесс обучения аналогичен подготовке «Данаб» с интенсивной программой продолжительностью в один год под руководством турецких и сомалийских инструкторов. Частично подготовка проводится в Турции. Денежное содержание в размере до 400 долл. США в месяц выплачивается правительствами Сомали и Турции. И «Горгор», и «Харамкаад» имеют репутацию компетентных сил, но, как утверждается, их боевая эффективность серьезно подорвана политическим злоупотреблением. В отличие от дистанцирования «Данаб» от политики усилиями США, после окончания подготовки Турция применила к «Горгор» и «Харамкаад» принцип «невмешательства», что позволяло использовать эти подразделения для поддержки кандидатов, лояльных администрации президента Формаджо. В этой связи считается, что дистанцирование от политических злоупотреблений имеет решающее значение для эффективности «Данаб», а концепция ИПС должна предотвращать политизацию сил партнеров, чтобы обеспечить их успех на поле боя.

Стратегические задачи, стоящие перед «Данаб», четко определены. Бригада проводит зачистку районов, удерживаемых «Аш-Шабаб», и осуществляет деградацию боевых возможностей группировки. Подвергая террористов разрушительным атакам, «Данаб» кратно увеличивает их издержки в центральной и южной частях Сомали. Если бригаде удастся уничтожить лидеров и боевиков «Аш-Шабаб», со временем способность организации удерживать территорию уменьшится. Подобный стратегический подход аналогичен приемам, применявшимся афганскими коммандос, и отражает общую стратегию ИПС США по использовании аэромобильных (вертолетных) атак для борьбы с джихадистами.

На тактическом уровне «Данаб» обладает достаточным набором эффективных боевых приемов. Окружение, тактическая внезапность и быстрая атака, как привило, оставляют боевикам «Аш-Шабаб» ограниченные возможности для выхода из-под ударов. Кроме того, благодаря лучшему режиму внутренней безопасности  бригады «Аш-Шабаб» не может полагаться на информаторов и перебежчиков, чтобы предвидеть планируемые «Данаб» мероприятия.

Тем не менее, утечки из СНА и низкая маневренность частей регулярной армии, все же позволяют «Аш-Шабаб» в определенной степени противодействовать операциям «Данаб». Это остается значительным препятствием для совместных действий «Данаб» и регулярной армии. В целом, в период 2019-2020 годов «Данаб» успешно очистила 29 населенных пунктов, из которых только семь повторно вернулись под контроль «Аш-Шабаб».

Еще одна проблема – это то, что «Данаб» не в состоянии проводить операции по удержанию. Это означает, что независимое удержание территории в южной и центральной частях Сомали будет оставаться серьезным недостатком СНА, если оперативные возможности «Данаб» не расширятся и не будут включать подобные действия или регулярная армия не разработает более эффективные тактические приемы для обеспечения безопасности на местности. В этой связи, командованию СНА настоятельно рекомендуется сосредоточиться на логистике снабжения сил в течение достаточно длительного времени, чтобы добиться качественного улучшения поддержки операций по удержанию. Теоретически, проводимые «Данаб» зачистки должны наносить достаточный урон потенциалу «Аш-Шабаб», чтобы предотвратить попытки боевиков вернуть утраченные районы, и, тем самым, уменьшая потребность в широком развертывании военных гарнизонов. Однако, нынешний состав СНА, представленный клановыми бригадами, останется наиболее значительным препятствием для развития потенциала сдерживания и потребует принятия серьезных политических мер по реорганизации армии для надлежащего решения.

Другим существенным недостатком называется низкая скорость обновления личного состава «Данаб», что обуславливается небольшим размер подразделения, растянутостью процесса отбора до шести месяцев и годовым периодом полной предбоевой подготовки новобранцев. Помимо финансовых затрат на обучение, это означает, что правительство Сомали должно вкладывать значительно больше ресурсов в расчете на одного военнослужащего «Данаб», чем на военнослужащего регулярной армии. Вывод американского персонала из Сомали по решению администрации Д.Трампа еще больше осложнил учебный процесс. По данным командования СНА, с конца 2020 года до конца июля 2021 года подразделение фактически остановило подготовку новых членов. Это сделало «Данаб» особенно несклонным к восполнению потерь. Кроме того, командование бригады не предпринимало особых усилий по их замене, если потери оставались ниже 100 чел. В свою очередь, это затрудняет  проведение большего числа операций силами «Данаб», не говоря уже о достижении цели увеличения численности личного состава до 3000 чел. Чувствительность «Данаб» к потерям и медленное обновление личного состава могут представлять значительную угрозу для боевой устойчивости подразделения, противостоящего такому решительному врагу, как «Аш-Шабаб», который усиливает свои атаки и все чаще нацеливает их на «Данаб».

Особую тревогу специалистов вызывает значительное число жертв среди офицерского состава «Данаб». Так, в декабре 2020 года командир 6-го батальона (Галькайо) майор Дж. Мухтар Абди Аден и его заместитель были убиты в результате взрыва, совершенного террористом-смертником «Аш-Шабаб». Летальные потери или ранения командного состава бригады достаточно регулярны. Поиск квалифицированных и опытных офицеров для замены выбывших руководителей «Данаб» – сложная задача, иногда оставляющая батальоны без постоянного командира и его заместителя. Стабильное, квалифицированное боевое управления жизненно важно для устойчивости бригады. В противном случае подразделению придется сосредоточиться на сохранении сил, что закономерно приведет к снижению оперативной активности.

Таким образом, пример сомалийской бригады «Данаб» показывает, что практикуемая США в борьбе с джихадистской угрозой концепция использования партнерских сил позволяет создавать современные небольшие профессионально подготовленные мобильные боевые формирования, способные добиться ощутимых успехов даже против такого решительного и организованного противника, как «Аш-Шабаб». Теоретически возможно образование более крупного соединения, подобного нынешнему «Данаб», возглавляющего процесс освобождения всех территорий, контролируемых боевиками, – во многом аналогично тому, как КТС Ирака действовала против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Но это потребует большой политической воли со стороны сомалийских политиков, которые должны настаивать на расширении и воздерживаться от неоправданного политического вмешательства в боевую деятельность такого соединения. Одновременно, расширение «Данаб» поставит новые задачи перед США, поскольку заложенный в ИПС принцип использования финансовых, военно-технических и оперативных ресурсов Соединенных Штатов представляется как преимуществом, так значимой уязвимостью продуктов ИПС. Уход США из Афганистана стал наглядным примером того, как афганские коммандос, лишившись американской поддержки не смогли длительно противостоять отрядам талибов. Следовательно, без четкой перспективы взаимодействия с мощным союзником положительный исход противостояния «Данаб» и СНА с «Аш-Шабаб» представляется маловероятным.

55.99MB | MySQL:116 | 1,089sec