О влиянии экономических мер движения «Талибан» на внутриполитическую обстановку в Афганистане

С момента захвата власти в Афганистане движением «Талибан» (запрещено в РФ) страна сталкивается с экономическим кризисом, который его руководство уже практически три года не в состоянии побороть. Причиной этому являются слабые правительственные институты и недостаток дохода. Валовой внутренний продукт (ВВП) Афганистана сократился на 30-35% с 2021 года, при этом 60-70% населения не могут позволить себе продукты питания и другие предметы первой необходимости. Подавляющее большинство банков отказывается содействовать финансовым операциям в Афганистане из-за опасений по поводу отмывания денег и финансирования терроризма, учитывая сохраняющиеся контакты «Талибана» с террористической организацией «Аль-Каида» (запрещена в РФ) и другими салафитско-джихадистскими группировками. Несмотря на то, что главари талибов акцентируют внимание на относительной стабилизации обстановки в сфере безопасности, Афганистан остается непривлекательным с точки зрения зарубежных инвестиций, поскольку у нынешнего афганского режима отсутствуют правовые институты, которые могли бы гарантировать права собственности инвесторов и обеспечить правовую защиту в случае споров по контрактам. В управляемом талибами Афганистане нет ни Конституции, ни четкого верховенства закона, кроме указов верховного лидера Хайбатуллы Ахундзаде, а гражданам систематически отказывают в доступе к юридической помощи. «Талибан» с низкой долей вероятности сможет получить доход за счет налоговых сборов, достаточный для того, чтобы справиться с экономическим кризисом. В период с марта 2022 года по март 2023 года правительство собрало примерно 2,1–2,3 млрд долларов налоговых поступлений. Часть этих доходов обусловлена увеличением таможенной выручки из-за снижения коррупции на пограничных постах. Министерство сельского хозяйства «Талибана» также отдельно от Министерства финансов собирает ушр и закят, являющиеся традиционными исламскими налогами на землю и благотворительность соответственно. Правительство талибов уделяет приоритетное внимание выплате окладов государственных служащих и поддержанию государственной бюрократии, в результате чего на поддержание проектов в сфере развития и общественные услуги остается мало средств. «Талибан» по-прежнему зависит от международной финансовой помощи в вопросах стабилизации национальной валюты афгани и поддержания государственного сектора. Так, в 2022 году ООН вложила 1,85 млрд долларов в поддержку гуманитарных операций, предотвращения обвала афганской валюты и ухудшения экономической ситуации в Афганистане, который в общей сложности получил в 2022 году до 3,5 млрд долларов в виде гуманитарной помощи. Таким образом, движение «Талибан» может поддерживать бюрократический потенциал Исламского Эмирата Афганистан (название непризнанного государства талибов – авт.) в краткосрочной перспективе, но дальнейшее снижение будет неизбежным, поскольку обеспечивающее его иностранное финансирование сокращается. Использование режимом государственных средств для протекции интересов его главарей усугубляет проблемы в бюджетной сфере. Например, правительство «Талибана» получает значительные доходы от добычи полезных ископаемых, но часть этих денег не доходит до центрального бюджета. Известно, что Ахундзаде направляет налоги ушр и закят, собранные Министерством сельского хозяйства, на подконтрольные ему отдельные счета. Министр внутренних дел Сираджуддин Хаккани удерживает значительную часть доходов от добычи хромита в восточном Афганистане для финансирования своих патронажных сетей, а Мохаммад Якуб распоряжается перенаправлением доходов неуточненного происхождения в Министерство финансов. Абдул Гани Барадар работает над централизацией всей горнодобывающей промышленности соответствующим ведомством, которое возглавляет один из его союзников. Жесткая политика Ахундзаде и непрозрачное распределение талибами бюджетных средств лишают международное сообщество стимула оказывать финансовую помощь Афганистану, что только усугубляет экономический кризис в стране. Международное сообщество не признает режим «Талибана» в качестве законного афганского государства и дает понять, что движение должно сформировать инклюзивное правительство и вернуть женщинам доступ к образованию, чтобы получить международную легитимность и финансовую поддержку. Хотя Хаккани, Якуб и Барадар стремятся проводить менее радикальную социально-культурную политику для облегчения иностранных инвестиций в Афганистан, Ахундзаде и его сторонники жесткой линии не желают менять курс, какими бы серьезными ни были последствия для афганцев. Указ Ахундзаде от декабря 2022 года, запрещающий женщинам работать в НПО (а с апреля 2023 года запрет распространялся на женщин, работающих в ООН), продемонстрировал, что политика правительства «Талибана» становится все более радикальной. Этот шаг привел к тому, что ООН приостановила связанную с Афганистаном деятельность на месяц после апрельского запрета. Вмешательство талибов в распределение гуманитарной помощи ООН, включая ее изъятие или выдвижение условий относительно того, кто ее получает, кратно усилилось с начала 2022 года по начало 2023 года. План ООН по гуманитарному реагирования на ситуацию в Афганистане на 2023 год стоимостью 4,6 млрд долларов был профинансирован только на 5,4% по состоянию на середину апреля 2023 года. В результате ООН пересмотрела бюджет гуманитарной помощи и сумма была снижена до 3,2 млрд долларов США в августе 2023 года. Шаги «Талибана» по предоставлению ресурсов правительству за счет увеличения налоговых поступлений вызывают протесты по всему Афганистану. В конце 2022 года частные предприниматели начали устраивать демонстрации, временно закрывая свои магазины, в знак протеста против повышения налоговых сборов. В начале 2023 года протесты повторились в крупных афганских городах, включая Герат и Кабул. Местные власти временно снизили налоги в качестве ответной меры. Массовое недовольство внутренней политикой движения свидетельствуют о том, что способность «Талибана» получать дополнительные доходы, не провоцируя ответную реакцию со стороны граждан, ограничена.

Экспроприация командирами «Талибана» экономических ресурсов на севере Афганистана усугубляет недовольство местного населения политикой движения. Самый серьезный конфликт по этому поводу произошел когда Мавлави Мехди Муджахид, командир талибов хазарейского происхождения, поднял восстание в июне 2022 года в районе Балхаб провинции Сартхуль. Согласно сообщениям афганских журналистов, некоторые главари «Талибана» опасались, что Муджахид слишком укрепит свою власть из-за контроля над доходами, получаемыми от угольных шахт в Балхабе. В свою очередь, Муджахид публично обвинил талибов в том, что они занимаются дискриминацией хазарейцев по этническому признаку. Хотя правительство «Талибана» в конечном итоге подавило восстание, волна протестов из-за экономических ресурсов прошла по всему северному Афганистану. Командирам талибов часто не удается удержать пуштунских кочевников от захвата земель у узбекских, туркменских или таджикских общин на севере Афганистана, что приводит к протестам и периодическим стычкам. Хотя правительству «Талибана» до сих пор удавалось локализовать восстания, такие факторы как маргинализация местных командиров движения и отчуждение местных жителей посредством перераспределения земель могут со временем подорвать контроль «Талибана» и усилить поддержку оппозиционных формирований на севере Афганистана.

 

Источники:

Mohammad Yunus Yawar, “Afghanistan’s Taliban step up coal exports to boost local budget,” Reuters, May 26, 2022, https://www.reuters.com/markets/commodities/afghanistans-taliban-step-up-coal-exports-boost-local-budget-2022-05-26/

Lynne O’Donnell, “The Taliban Have Picked Up the Resource Curse,” Foreign Policy, July 11, 2022, https://foreignpolicy.com/2022/07/11 afghanistan-taliban-mining-resources-rich-minerals/

“Afghanistan: Humanitarian Update, March 2023,” Relief Web, April 12, 2023, https://reliefweb.int/report/afghanistan/afghanistan-humanitarian-update-march-2023

Omar Joya, “Afghanistan Post-2021: The New Political Economy of Growth,” Afghanistan Research Network, Peace and Conflict Resolution Evidence Platform, University of Edinburgh Law School, March 31, 2023, https://peacerep.org/wp-content/ uploads/2023/05/PeaceRep-Afghanistan- Research-Network-Reflection_02.pdf

Amin Kawa, “What Has the Taliban Supreme Leader’s Monopoly of Power and Personal Control Done to the Attorney General’s Office?” Daily Hashte Subh, April 21, 2023, https://8am dot media/ eng/what-has-the-taliban-supreme-leaders-monopoly-of-power-and-personal-control-done-to-the-attorney-generals-office/

55.79MB | MySQL:116 | 0,607sec