Оценки в Израиле эскалации напряженности в конфликте с Ираном. Часть 1

Израиль 1 апреля нанес удар по зданию иранского консульства в Дамаске, в результате которого погибли по меньшей мере 13 человек. Среди них генерал Мохаммад Реза Захеди, который до 2016 г. возглавлял спецподразделение  «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Ливане и Сирии, заместитель Захеди генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими и еще пять офицеров КСИР и как минимум один член «Хизбаллы». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил  израильскую атаку[i].

В ответ в ночь с 13 на 14 апреля Иран запустил более 300 беспилотников и ракет по Израилю в ходе своей первой в истории прямой атаки на еврейское государство. В Армии обороны Израиля утверждают, что из 170 БПЛА, 30 крылатых и 120 баллистических ракет, 99% были перехвачены средствами ПВО и ПРО. «Все беспилотники и крылатые ракеты были сбиты за пределами воздушного пространства страны ВВС Израиля и их союзников, в том числе США, Великобритании, Иордании, Франции и др.», — заявил представитель ЦАХАЛа контр-адмирал Даниэль Хагари[ii].

Генерал-майор (в отставке) Тамир Хайман, исполнительный директор Института исследований национальной безопасности (INSS), считает, что совместная атака Ирана и его прокси является ярким примером важности региональных и международных альянсов Израиля, которые позволили ему предотвратить беспрецедентную атаку. «Она подчеркивает важность разработки долгосрочной стратегии, основанной на формировании коалиций и расширении отношений с арабскими соседями Израиля, на разработку и реализацию которой ушли годы. Это также указывает на общую траекторию умеренных суннитско-арабских государств Ближнего Востока, даже несмотря на широкую общественную критику операции Израиля в секторе Газа, к более широкому соглашению по безопасности совместно с Израилем и Соединенными Штатами и с акцентом на создании мощного регионального сдерживания иранской экспансии в регионе». По мнению эксперта, это дает Израилю возможность расширить и углубить свое сотрудничество с США и их региональными партнерами, одновременно используя расширяющиеся связи с арабскими соседями для реализации стратегии выхода из сектора Газа.

Отметим, что INSS предложил план, который призван помочь созданию альтернативного ХАМАСу руководящего органа в анклаве, одновременно обеспечивая основу для дальнейшей интеграции Израиля в политическом, военном и экономическом отношении с его региональными партнерами.

Т.Хайман полагает, что нынешняя стратегия Израиля привела к усилению его международной изоляции, включая разрыв отношений с Соединенными Штатами и утрату их «железной» поддержки, к большей вероятности вспышки насилия на Западном берегу р. Иордан, а также вызовам мирным соглашениям Израиля с арабскими государствами, особенно с Иорданией и Египтом. Более того, оперативная пробуксовка в секторе Газа и потеря инициативы, одновременно скатывание к длительной войне на истощение как на южной, так и на северной арене, портит репутацию военной мощи Израиля и его сдерживания Ирана и «Оси сопротивления». Это приведет к тому, что Израиль упустит историческую возможность нормализации отношений с Саудовской Аравией и более широкой региональной экономической интеграции.

В этих условиях Т.Хайман считает, что Израилю необходимо предпринять ряд шагов. Прежде всего, как можно скорее заключить сделку по освобождению заложников, несмотря на высокую цену, связанную с освобождением палестинских заключенных, которая включает в себя прекращение огня. Далее, Израиль должен признать, что обновленная и реформированная Палестинская национальная администрация (ПНА) является предпочтительным прагматичным решением в качестве альтернативного ХАМАСу правительства в секторе Газа, начиная с местных структур ФАТХа, связанных с ПНА, которые будут реформироваться. После вступления в силу режима прекращение огня, Израиль должен будет использовать его для предотвращения гуманитарной катастрофы в секторе Газа, направляя туда поток гуманитарной помощи, включая продовольствие и медикаменты, которые будут распределять местные подразделения ФАТХа. Наконец, Израиль должен инициировать план герметичного закрытия «Филадельфийского коридора», чтобы остановить контрабанду военной техники в сектор Газа в тесном сотрудничестве с Египтом и США. Военная операция в Рафахе состоится позднее в рамках усилий по послевоенной стабилизации ситуации в анклаве.

Что касается израильского тыла, десятки тысяч жителей, бежавших из северной части страны, должны как можно быстрее вернуться в свои дома. Предполагается, что прекращение огня в секторе Газа позволит установить новый режим безопасности на северной границе Израиля в соответствии с резолюцией 1701 Совета Безопасности ООН. Это соглашение потребует эффективного мониторинга его реализации со стороны международного сообщества, а также усиления присутствия международных сил в южном Ливане.

Т.Хайман считает, что формирование и сплоченность фронта сопротивления, состоящего из ирано-шиитской оси и палестинских организаций сопротивления, подорвало израильское сдерживание и усилило чувство опасной самоуверенности среди врагов Израиля. Следовательно, правильное определение победы в этой войне влечет за собой ослабление иранской оси за счет усиления сдерживания и региональной интеграции в сфере безопасности между Израилем и его партнерами в регионе. Для достижения этих целей необходима американская поддержка, которая позволит оказать давление на Иран и заставить его сдерживать свои прокси.

Директор INSS исходит из того, что продвижение этих политических рекомендаций предотвратит изоляцию Израиля на международной арене, вернет его взаимодействие с США в обычное русло и возобновит процесс нормализации отношений с Саудовской Аравией в рамках архитектуры безопасности под руководством США, чтобы дать отпор Ирану и «Оси сопротивления».

По мнению эксперта, Государство Израиль переживает один из самых сложных периодов, как с точки зрения его международного положения, так и в виду внутренней ситуации. «Трудно представить себе улучшение этой реальности без принятия жестких решений. В то же время продолжение нынешней нерешительности будет препятствовать достижению целей войны и подорвет военные достижения. Поэтому израильское руководство должно сейчас сделать все, что в его силах, чтобы улучшить стратегическую ситуацию в стране, воспользоваться имеющимися возможностями и действовать в соответствии с приоритетами национальной безопасности Израиля и его граждан»[iii].

Меир Бен Шабат, глава «Мисгав — Института национальной безопасности и сионистской стратегии»  в Иерусалиме, бывший советник по национальной безопасности Израиля, считает, что «Иран завершает эту главу конфронтации с Израилем со смешанным балансом затрат и доходов: с одной стороны, он пересек Рубикон, проигнорировал явное предупреждение президента США Байдена и со своей собственной территории осуществил ракетную атаку с использованием БПЛА, которая стала крупнейшей когда-либо проводимой против другой страны. Иранцы рассчитывают на то, что это заставит израильских лиц, принимающих решения, дважды подумать, прежде чем одобрить удары по иранским объектам».

«С другой стороны, этой атакой по Израилю иранское руководство подставило себя под прямой ответ, привело к формированию антииранской коалиции стран, позволило продемонстрировать впечатляющий набор возможностей противовоздушной обороны против Ирана, открыло Израилю дверь к выходу из политически сложного положения, в котором он оказался из-за ситуации в секторе Газа, заставило США ужесточить меры и вызвало внутреннюю напряженность и обострило политическую атмосферу».

По мнению Меира Бен Шабата, помимо сохранения сдерживания, основными целями Израиля в отношении Ирана являются демонтаж его ядерного потенциала и нейтрализация угрозы, исходящей от прокси иранского режима, главным из которых является «Хизбалла». В ответ на давление, которое Вашингтон оказывает на Израиль, чтобы тот воздержался от ответных мер, эксперт предлагает изучить готовность американцев присоединиться к реализации плана с обязательными сроками достижения обозначенных целей. «В любом случае Израилю не стоит спешить с ответом. Было бы разумно держать иранские нервы в напряженном ожидании, позволяя иранскому риалу продолжать резкое падение и усиливая внутреннюю критику режима».

По оценкам эксперта, «Иран завершил эту главу конфронтации с Израилем в худшем геополитическом положении, чем начал: он инвестировал в создание прокси, чтобы избежать прямой конфронтации со своими противниками, но в конечном итоге оказался втянутым в прямое столкновение с Израилем. Нападение, которое Тегеран осуществил против Израиля, было впечатляющим по своим масштабам, но столкнулось с эффективной системой противовоздушной обороны и не причинило значительного ущерба. Это способствовало сплочению региональных государств, которые получили успешный опыт  сотрудничества против Ирана».

Предполагается, что «своей атакой по израильской территории иранцы обеспечили легитимность для нанесения прямого удара по Ирану, который в отличие от Израиля менее защищен. Это дало израильскому руководству рычаги давления на США, чтобы, даже если он не нападет, он мог добиться уступок, которые усложнят ситуацию для Ирана. Россия и Китай, союзники Тегерана, остались в стороне. Это усугубило внутреннюю ситуацию в Иране, создало чувство напряженности и беспокойства и повлияло на курс риала».

Что касается иранского арсенала, который еще не задействован против Израиля, Меир Бен Шабат говорит о «Хизбалле», которая при этом не ограничивается иранскими интересами.

Отмечается, что «администрация Байдена, которая в очередной раз убедительно встала на сторону Израиля и помогла сформировать коалицию государств, участвовавших в предотвращении иранской атаки, опасается расширения региональной войны из-за геостратегических и экономических последствий и возможности быть втянутой в нее особенно в год выборов. Поэтому Белый дом пытается преувеличить достижения против Ирана, довольствуясь произошедшим и несколькими дипломатическими шагами, значение которых для нейтрализации возможностей Ирана неясно. С точки зрения Вашингтона, эти события способствуют ускорению создания стратегического регионального альянса, и он попытается этого добиться». Израиль, со своей стороны, даже если перспективы неясны, должен постараться воспользоваться возможностью, появившейся для достижения своей главной цели: помешать ядерному потенциалу Ирана. Если для этого нужно пойти на уступку в виде проявления сдержанности, то это эксперт считает оправданным[iv].

[i] UN chief criticizes strike on Iranian consulate, warns against ‘further escalation’ // The Times of Israel. 02.04.2024. https://www.timesofisrael.com/un-chief-criticizes-strike-on-iranian-consulate-warns-against-further-escalation/

[ii] How Israel foiled Iran’s ballistic missiles as they headed to an F-35 airbase // The Times of Israel. 14.04.2024. https://www.timesofisrael.com/how-israel-foiled-irans-ballistic-missile-attack-that-focused-on-an-f-35-airbase/?utm_campaign=most_popular&utm_source=website&utm_medium=article_end&utm_content=4

[iii] Time for brave decisions // Jerusalem Post. 16.04.2024. https://www.jpost.com/opinion/article-797344

[iv] Iran’s attack means Israel has an opening: Derailing its nuclearization // Israel Hayom. 15.04.2024. https://www.israelhayom.com/2024/04/15/irans-attack-means-israel-has-an-opening-derailing-its-nuclearization/

55.74MB | MySQL:116 | 0,685sec