Ситуация в Ливии: май 2010г.

Самое заметное событие месяца из числа связанных с Ливией — его можно даже охарактеризовать как скандал — произошло вдалеке от Джамахирии. 13 мая ООН оказалась глухой по отношению к многочисленным протестам со стороны правозащитных организаций, избрав Ливию в Совет ООН по правам человека. По мнению же правозащитников, Джамахирия не достойна того, чтобы находиться в этой структуре, базирующейся в Женеве.

Избранию Ливии не помешало даже то, что в день голосования группа из 37 правозащитных организаций обратилась к 192 странам — членам ООН с призывом не допустить Джамахирию в Совет ООН по правам человека. По результатам тайного голосования Ливия получила 155 голосов, что оказалось более чем достаточно для нее, чтобы занять место в Совете.

В этом году голосование проводилось на безальтернативной основе — на 14 мест в Совете баллотировались 14 стран, что также вызвало протесты со стороны правозащитников. В составе Совета значатся 47 стран-участниц, избираемых на три года. Каждый год его состав обновляется на одну треть.

В группе Африки кроме Ливии в состав Совета были избраны Ангола /170 голосов/, Мавритания /167 голосов/ и Уганда /164 голоса/.

Как отмечалось в «обращении 37-ми», режим Каддафи «является одним из самых репрессивных в мире, это — одна из самых старых тираний». Он превратил Ливию в «самое репрессивное общество в мире», где «запрещены свобода выражения мнений, политические партии и свободные СМИ». По мнению правозащитников, «место полковника Каддафи — в тюрьме, а не в самом главном институте ООН по правам человека». Они напомнили, какой ущерб нанесло избрание Ливии в 2003 году на пост председателя Комиссии ООН по правам человека — предшественницы аналогичного Совета ООН. Они выразили опасение, что «история повторится».

В свою очередь исполнительный директор базирующейся в Женеве правозащитной организации Watch Хиллель Нейер отмечает, что «присутствие ливийского диктатора полковника Муамара Каддафи в качестве судящего других по вопросам соблюдения прав человека превратит Совет ООН по правам человека в злую шутку».

Совет ООН по правам человека был создан в 2006 году в рамках реформы ООН с тем, чтобы заменить Комиссию ООН по правам человека, которая оказалась дискредитированной присутствием в ней стран, мягко говоря не занимавшихся правозащитной проблематикой. Тем не менее Совет ООН по правам человека регулярно обвиняется в том, что он ничего не делает в отношении нарушений прав человека в таких странах, как, например, Судан. При этом массу времени он тратит на критику Израиля. Аналогичную склонность в свое время проявила и Комиссия ООН по правам человека.

Еще один эпизод мая из области соблюдения прав человека касался ливийских женщин, в роли явно непрошенного адвоката которых выступил сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи. По оценке Сейф аль-Ислама, которого достаточно регулярно представляют как возможного преемника его отца, государство «занимается расточительством» своих ресурсов, инвестируя средства в образование ливийских женщин, которые в итоге якобы выбирают супружество и заботу о домашнем очаге.

«Женщины не являются объектом дискриминации в Ливии, — утверждал 5 мая Сейф аль-Ислам перед студентами и преподавателями Американского университета в Каире. — Женщины и мужчины равны. Женщины имеют очень большой вес в ливийском обществе. Они служат в армии, работают пилотами самолетов. Они представлены во всех предприятиях и министерствах». Еще одна привилегия ливийских женщин в исполнении Сейф аль-Ислама — «они имеют право водить машины». Здесь он явно сделал выпад в адрес Саудовской Аравии, между которой и Ливией уже давно испортились отношения.

«Проблема женщин в Ливии состоит в том, что они напрасно расходуют ресурсы общества, — считает Сейф аль-Ислам. — Государство тратит массу денег на их образование, а они в конце концов выходят замуж и остаются у домашних очагов». «Вот проблема Ливии — женщины», — заключил Сейф аль-Ислам.

10 мая банк ABN Amro, купленный Королевским банком Шотландии /Royal Bank of Scotland/, согласился выплатить штраф в 500 млн долларов американским властям, которые обвинили этот некогда голландский банк в отмывании денег и в содействии в совершении банковских сделок ряду стран, находившихся под экономическим санкциями. В частности, речь шла об Иране, Ливии, Судане и Кубе.

Факты, которыми оперировало обвинение, относятся к периоду 1995 — 2005гг. В эти годы ABN Amro «способствовал совершению долларовых трансфертов с банками стран, против которых действовали экономические санкции». Таким образом, по мнению американских юристов, этот банк способствовал незаконному попаданию денежных средств в американскую финансовую систему. По американским оценкам, только в случае Ливии речь шла о сотнях миллионов долларов.

В декабре 2005г. Федеральный банк США и другие регламентирующие структуры Соединенных Штатов и Голландии уже накладывали на ABN Amro штраф в 80 млн долларов за нарушения американских законов, совершенные при совершении финансовых операций с Ливией и Ираном.

18 мая прояснилась судьба швейцарского предпринимателя Макса Гелди, проведшего уже три месяца в ливийской тюрьме по обвинению в «незаконном пребывании» в Джамахирии и ставшего по сути «козлом отпущения» в мутной истории, связанной с кратким арестом в июле 2008 года в Женеве Ханнибала Каддафи — сына лидера ливийской революции. Как сообщил 18 мая адвокат швейцарца Салах Захаф, Гелди будет освобожден 12 июня, когда истечет 4-месячный срок тюремного заключения, к которому он был приговорен.

21 мая в ходе визита в Афины глава правительства Ливии Багдади Махмуди заявил о готовности его страны помочь Греции выйти из финансового кризиса. Он также заявил о готовности Триполи развивать двустороннее сотрудничество в сфере энергетики, а также «увеличить ливийские инвестиции в Греции. У нас есть политическая воля поддержать Грецию и помочь ей выйти из трудной ситуации, в которой она оказалась», — заявил Махмуди по завершении переговоров с премьер-министром Греции Папандреу. Последний сообщил, что в ходе переговоров с представителем Триполи обсуждались вопросы «развития двустороннего сотрудничества в сферах туризма, строительства и энергетики».

25 мая в Лондоне отметился заявлением другой сын лидера ливийской революции Муамара Каддафи — Сейф аль-Ислам Каддафи. В ходе лекции у него поинтересовались судьбой Абдельбасета Али Мохаммеда аль-Меграхи, которого на Западе считают одним из организаторов взрыва в 1988 году в небе над шотландским городком Локерби американского авиалайнера. В результате того теракта погибли 270 человек. В свое время Аль-Меграхи был выдан шотландскому правосудию и получил пожизненное заключение. В августе 2009г. в связи с заболеванием раком он был освобожден из тюрьмы по «мотивам гуманности», после чего он вернулся в Ливию. Тогда утверждалось, что ему осталось жить «несколько месяцев».

По оценка Сейф аль-Ислама, Аль-Меграхи «очень болен», поскольку у него рак в «продвинутой стадии». В настоящее время он находится в Ливии.

Сейф аль-Ислам выступил в лондонской Школе экономики /в свое время он учился в ней/ с лекцией об его видении путей демократизации ливийского общества. По прибытии в это учебное заведение его ждал пикет, проходивший под лозунгом «Муамар Каддафи — убийца». Несмотря на то, что многие в Ливии и за ее пределами считают Сейф аль-Ислама будущим преемником его отца, в ходе выступления он утверждал, что не хотел бы, чтобы его считали «наследным принцем». В ходе выступления Сейф аль-Ислам высказался, в частности, за расширение связей Ливии с европейскими и средиземноморскими странами при том, что его отец позиционирует сбея как сторонник панафриканизма и панарабизма. «Мы не должны пренебрегать сотрудничеством с европейскими и средиземноморскими странами. Наши основные торговые партнеры — европейцы, а не африканцы или арабы», — заметил он.

25 мая было объявлено, что Иркутский авиазавод производит по контракту с «Рособоронэкспортом» истребители Су-30 для Ливии. Таким образом было подтверждено, что подписанные 29 января 2010г. российско-ливийские контракты на сумму в 1,8 млрд долларов уже находятся на стадии реализации. Ранее сообщалось, что Ливия заказала 12 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-30, а также 6 учебно-боевых самолетов Як-130. Таким образом Ливия стала второй страной после Алжира, заказавшей Як-130. По имеющимся данным, еще один контракт касался модернизации примерно 140 танков Т-72 советского производства.

52.14MB | MySQL:103 | 0,479sec