ХАМАС: выбор пути развития

Последние события с «Флотилией мира» были восприняты руководством ХАМАСа как победа. Помимо пропагандистского куража, который буквально захлестнул сектор Газа, это событие означает, по сути, новый этап трансформации ХАМАС. Вопрос только в одном: состоится эта трансформация или нет. Она совершенно не обречена на успех в силу многих причин, из которых ключевыми являются две. Первая – это наличие «упертых» радикалов, которые настаивают на крайних формах борьбы против «сионистского образования». Вторая – это ревность и противостояние внутри самого мусульманского мира, которая мешает выступить действительно реально общим фронтом для достижения той или иной задачи. Последнее по большому счету и обеспечивает Израилю пока сравнительно безбедное существование.

Сейчас перед ХАМАСом стоит дилемма, в руководстве идет серьезная дискуссия о дальнейшем выборе пути развития. И.Хания и большая часть руководства движения выступают за «политические методы» борьбы, которые означают отказ от террора и запуска ракет по израильской территории. Этот путь в качестве задачи-минимум определил снятие экономической блокады Сектора, политическую интеграцию в ООП, формирование правительства в союзе с частью «незапятнанных» фатхистов. Задача-максимум – юридическое оформление Палестинского государства, что подразумевает признание и Государства Израиль в границах 1967 года. И.Хания и его сторонники к такому варианту готовы, но в силу нынешней политической коньюктуры пока это широко не афишируют.

В самом политбюро единодушного мнения на этот счет нет. Пока Х.Машаль маневрирует, постепенно склоняясь в сторону И.Хании. Внутри Сектора тоже не все спокойно. Тот же М.Захар сильно не уверен в правильности пути, который предлагает Хания. С учетом того, что именно он курирует боевые подразделения движения, и в частности «бригады Иззедина аль-Кассама», то происходят такие «непонятные» события как попытка засылки диверсантов-аквалангистов на территорию Израиля. Военные всегда консервативны, а в схеме И.Хании их влияние начинает ослабевать. Естественно, что самые сильные оппоненты предполагаемой «умеренности» находятся именно в силовых структурах ХАМАС.

В этой связи реальны и скорее всего будут происходить какие-то единичные эксцессы и провокации. Кстати, последние запуски ракет из Сектора по территории Израиля таковыми не являются. Это, как считают в ХАМАСе, спецслужбы Израиля проводят через своего компаньона М.Дахлана контрпропагандистскую кампанию, показывая всему миру, что в Секторе собрались чуть ли не сторонники «Аль-Каиды».Злейший антагонист ХАМАСа Дахлан финансирует и создает, как кажется израильским стратегам, «подконтрольные» исламистские группировки, которые прикрываются ярой «антиизраильской риторикой». Среди них много фатхистов, которые возвращаются в Сектор именно с этой целью. Кстати, именно этим объясняется распоряжение руководства ХАМАС об обязательной регистрации всех членов ФАТХ, которые прибывают в Сектор из ЗБРИ. Задача этих групп проста – путем несанкционированного запуска ракет создать условия для вторжения израильтян в нужное время и в нужном месте. Пока приходится делать это в контрпропагандистских целях в связи с последними событиями. Вся эта история с «исламистами из «Аль-Каиды» в Секторе представляет собой еще одну комбинацию израильских спецслужб. Они не чему не научились на примере ХАМАС, который они тоже в свое время пестовали в противовес Я.Арафату. Да и похищение капрала Г.Шалита организовали и совершили в свое время члены продахлановской группы, а лишь потом «перепродали» его хамасистам, что может стать темой политического скандала в Израиле.

Вообще руководство израильских спецслужб явно переживает «кадровый голод». Там взяла вверх линия по убеждению всего цивилизованного мира в тезисе о тесной связи «Аль-Каиды» и ХАМАС, что должно скомпрометировать даже саму идею контактов с последним в качестве полноценного политического партнера по переговорам. Израильтяне, комментируя последние столкновения сторонников ХАМАС и ФАТХ в Москве (которых собственно и не было) договорились до того, что в России члены ХАМАС и «Исламского джихада» создали глубоко разветвленную сеть и поддерживают тесные контакты с северокавказскими боевиками. И даже проходят там «стажировку». Считается, что этот тезис, наверное, должен был заставить Москву отказаться от дальнейших контактов с ХАМАСом. Для сведения сообщим, что ни один палестинец (партийный или нет) на Северном Кавказе никогда, даже в самые «лихие годы», на стороне боевиков не воевал. Более того, руководство и ХАМАС, и «Исламского Джихада» запрещают своим боевикам это делать. Это, кстати, относится и к войне в Ираке и Афганистане. Это не значит, что там, в нет палестинцев. Наверное есть, но это единичные добровольцы, которые уж точно не едут туда по заданию руководства ХАМАС. А вот дахлановская, вышедшая из-под контроля ливанская организация «Фатх Аль-Ислам» публично ассоциирует себя с «Аль-Каидой» и даже боевиков с Северного Кавказа в своих лагерях обучала. Правда, немного, но это факт. Только к ХАМАСу это никакого отношения не имеет.

Вернемся, однако, к «переломному моменту» в выборе дальнейшего пути хамасистами. По большому счету, сейчас в руководстве идет борьба за дальнейшую ориентацию на внешнеполитической площадке. Последняя инициатива Анкары показывает, что турецкое руководство активно предлагает себя в качестве основного стратегического партнера движению вместо Ирана. С этим связаны все эти акции, соответствующие демарши в международных организациях, отказ признавать ХАМАС «террористической организацией» и т.п. Это перехват инициативы в деле БВУ Анкара предпринимает в условиях полного переговорного тупика и наличия патовой ситуации. Имея давние и плодотворные контакты с ХАМАСом, турецкое руководство решило теперь самостоятельно попытаться двинуть процесс в необходимом для себя направлении. При этом совершенно однозначно именно ХАМАС, а не ФАТХ рассматривается в Турции как сила, которая в будущем возглавить независимое палестинское государство. Такая модель, по оценке стратегов из Анкары, подразумевает использование провокационно-мирных способов воздействия на ситуацию с активным подключением к участию в акциях и процессе в целом европейских правозащитных организаций, что выводит их из чисто «мусульманской орбиты». И это уже работает, судя по реакции европейских лидеров и чиновников разного уровня. Естественно, что такая турецкая схема исключает обстрел ракетами Израиля и проведение теракций. Она также подразумевает признание Израиля как государства, но в границах 1967 года. Именно эти условия должен признать ХАМАС в случае, если он принимает патронаж Анкары. Это автоматически снижает уровень сотрудничества с Ираном, краеугольным камнем которого является непризнание израильской государственности и использование в основном силовых методов борьбы. То есть руководству ХАМАС необходимо определить дальнейший путь своей борьбы за власть. По нашим данным, политбюро ХАМАС уже приняло стратегическое решение о своем ориентировании на Турцию. Этому способствует и установление партнерских связей между Анкарой и Дамаском. Турецкая стратегия более оптимальна для достижения долгоиграющих целей движения, так как в условиях бесперспективности военного противостояния с Израилем, она дает возможность сохранять инициативу и пустить в дело огромные средства арабских спонсоров (после снятия блокады), которые лежат сейчас в банках «без дела». При этом иранское лобби в ХАМАС препятствует смене ориентиров в силу своей причастности к очень «денежной» сфере поставок оружия из Ирана. Эти каналы поставок оружия «кормят» очень многих и в ХАМАС, и в Иране, и для них будет болезненным моментом снижение эффективности их работы. Если угодно, налицо противодействие двух разных влиятельных групп внутри ХАМАСа, которые «завязаны» на разные «кормушки». Для Анкары развить успех сейчас предельно важно, так как в случае успеха ее рейтинг «взлетает» с реактивной скоростью.

Все это прекрасно понимают еще два основных игрока на этой «площадке», поэтому и предпринимают сейчас шаги в попытке догнать турецкого конкурента. Иран начинает снаряжать корабли с гуманитарной помощью, а Каир открывает КПП на границе с Сектором, что еще две недели назад было трудно себе представить.

Пока Турция впереди. Она выигрывает в «свежести» идей и мобильности. Египет слишком «дряхл», а Иран стал заложником своей тупой риторики. По нашему мнению это предопределяет турецкое лидерство в среднесрочной перспективе, что означает разворачивание борьбы в новых форматах, к чему израильское руководство и силовики, похоже, оказались не готовыми.

52.31MB | MySQL:103 | 0,467sec