На исходе прошедшей недели США, Великобритания и Канада приняли решение об ужесточении санкций против Ирана. Прежде всего отметим, что наложение санкций на Иран в предельно диверсифицированных сферах началось после победы там в феврале 1979 г. Исламской революции и последовавшим вскоре провозглашением режима исламской республики. Практически единственным более ранним исключением было введение Великобританией и Англо-Иранской нефтяной компанией (АИНК) антииранских санкций в 1951 г. в ответ на национализацию Ираном его нефтяной промышленности. Как оценивает результаты этих санкций крупнейший российский иранист-экономист Н.М.Мамедова, они катастрофически сказались на финансовом положении страны и уже через год экспорт иранской нефти был фактически свернут. Первые реальные послереволюционные санкции были наложены на Иран уже в 1979 г. после захвата революционными студентами — сторонниками «линии имама Хомейни» здания американского посольства в Тегеране и удержания там примерно 60 дипломатов в течении 444 дней. К США тогда присоединились и ряд стран ЕС. Главные причины санкционного давления в те годы носили в основном политический характер, отвечая на поддержку ИРИ террористических организаций и внесудебные казни иранских оппозиционеров. Так, подобной причиной явилось убийство в Берлине осенью 1992 г. Первого секретаря Демократической партии Иранского Курдистана Садека Шарафканди с несколькими партийными активистами. Когда осенью 1997 г. Окружной суд Берлина признал связь между этим терактом и высшим иранским руководством, начался глубокий кризис в отношениях между ИРИ и ЕС, и послы европейских стран даже на время покинули Тегеран, а сами страны ввели против ИРИ максимально жесткие санкции. Только с приходом к власти реформиста Сейеда Мохаммада Хатами ситуация частично нормализовалась.
Однако последние десятилетия основным мотивом введения санкций стала ядерная программа Ирана, в которой многие склонны видеть все более заметный военный компонент. В этом направлении самую последовательную политику проводят США, преследуя конечной целью демонтаж исламского режима как смертельной угрозы своему главному стратегическому партнеру – Израилю. Временами антииранские санкции ослабевают, затем набирают «второе дыхание». По наблюдениям российского ираниста В.И.Сажина, наиболее мощные санкции отмечались в 2011-2016 гг. и начиная с 2018 г., то есть со времени выхода США из ядерного соглашения, подписанного в Вене 15 июля 2015 г. В рамках санкционных мер ИРИ отключили от глобальной платежной системы SWIFT, ввели жесткие ограничения на экспорт нефти, что имело своим следствием рост безработицы, галопирующую инфляцию, обесценивание национальной валюты — реала, не так давно перешагнувшего исторический порог в 700 тысяч за американский доллар. Именно начиная с эпохи президента Д.Трампа иранской экономике нанесен мощный удар, «после которого ВВП каждый год падает на 4-8%. По иранским подсчетам, ущерб уже составил 1 трлн долларов.
И вот введенные на днях новые дополнительные санкции США и Запада против ИРИ, цель которых, на этот раз – минимизировать участие ИРИ в войне на Ближнем Востоке, максимально повлиять на продажу иранских БПЛА, особенно в регионы и страны, где их используют в военных конфликтах. Об этом написала фарсиязычная газета «Иране Эмруз» («Иран сегодня») (1). В заявлении процитированного изданием представителя Госдепартамента США уточняются детали новых санкций и говорится, что санкции затронут 16 юридических и 8 физических лиц, а также идентифицируют пять кораблей и один самолет как замороженные активы, связанные с незаконными действиями. Под это определение попадает и продажа беспилотников, которые решают и облегчают многие задачи Министерства обороны и поддержки вооруженных сил исламского режима. В своем заявлении Госдеп США информирует, что «среди целей сегодня — компания Tander Sahra». Это базовая компания по незаконному финансированию Министерства обороны и поддержки вооруженных сил Ирана, а также «крупный игрок в проектировании, разработке, производстве и продаже тысяч иранских дронов, многие из которых в конечном итоге передаются для использования в ведущихся военных действиях». По этому поводу высказался Б.Нельсон — помощник министра финансов США по борьбе с терроризмом, заявив: «Министерство обороны Ирана продолжает дестабилизировать регион и мир, поддерживая беспрецедентное нападение ХАМАСа на Израиль, а также распространение дронов и другой опасной военной техники для террористических прокси-образований. Именно поэтому США в тесной координации со своими британскими и канадскими партнерами будут продолжать использовать все доступные инструменты для борьбы с теми, кто финансирует дестабилизирующую деятельность Ирана».
Одновременно с этим, Великобритания и Канада вводят санкции против нескольких юридических и физических лиц, участвующих в закупках иранских дронов и другой военной деятельности». Великобритания добавила в свой объявленный санкционный список шесть новых физических лиц, связанных с организациями и предприятиями военно-промышленного комплекса Исламской Республики. Вдобавок к этому, Канада также объявила, что наложила санкции на двух физических и двух юридических лиц в Иране. В тот же день, уточнило издание «Иране Эмруз»», в ходе состоявшегося в Европейском парламенте голосования, была одобрена резолюция против ИРИ, призвавшая, к усилению санкций против различных иранских институтов
В середине апреля 2024 г. лидеры Евросоюза также обязались пресечь поставки беспилотников и ракет Исламской Республикой прокси-группировкам в секторе Газа, Йемене и Ливане путем ужесточения санкций против Ирана. Как написала «Иране Эмруз», в принятой резолюции Европарламент осудил беспрецедентную ракетную и беспилотную атаку Ирана на Израиль 14 апреля и призвал ввести дополнительные санкции против иранских государственных институтов. Резолюцию одобрили большинством в 357 при 20 против. Она повторяет предыдущую просьбу включить КСИР в список признанных террористических организаций и призывает включить в этот список и ливанскую «Хизбаллу». Помимо осуждения нападения Ирана на Израиль, резолюция также подвергла критике атаку на иранское консульство в Дамаске 1 апреля, за которое Иран и Сирия возлагают ответственность на Израиль. В этой связи резолюция отмечает «важность принципа иммунитета дипломатических и консульских учреждений». «Иране Эмруз» цитирует израильское издание Jerusalem Post, назвавшее принятие этой резолюции «еще одним дипломатическим успехом Израиля и еще одним ударом по Ирану».
Комментируя введение санкций его страной, министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, отметил, что они направлены против физических лиц и учреждений оборонного сектора Ирана: «Вместе с нашими партнерами мы усилим давление на Иран, ограничивая его возможности использования и экспорта смертоносного оружия. Мы однозначно даем понять, что возлагаем на Иран ответственность за дестабилизирующие действия на Ближнем Востоке».
В связи с этим Великобритания в предыдущем раунде давления на ИРИ ввела санкции против военных институтов Ирана, в том числе Генерального штаба ВС и ВМС КСИР. Что касается Канады, то последними по времени санкциями введены серьезные ограничения против двух видных военачальников — Голама-Али Рашида, командира центральной базы «Хатам-оль-Анбия», и Мохаммада-Резы Аштиани, министра обороны ИРИ. В комментарии МИДа Канады отмечено в этой связи, что веденные санкции характеризую обеспокоенность и крайнюю тревогу «поведением Исламской Республики и ее прокси-группировок. Канада и ее союзники готовы и без колебаний примут меры против иранского режима, который стремится дестабилизировать мир и безопасность в ближневосточном регионе». Суммарно, как написало цитируемое нами СМИ, Канада уже ввела санкции в отношении 200 человек и 250 иранских учреждений. Ранее, в 2012 году, Канада объявила Иран государством-спонсором терроризма на основании национального закона об иммунитете.