Новый пакет антииранских санкций: первые оценки

9 апреля 2010 г. Совет Безопасности ООН принял решение об ужесточении санкций против Ирана, проголосовав за принятие четвертого их пакета, цель которого – остановить иранское продвижение к обладанию атомным оружием. Авторитетная британская газета The Guardian написала назавтра после этого события, что одобрение Советом Безопасности ООН нового пакета санкций против Ирана — крупное достижение нынешней американской администрации президента Барака Обамы. Буш не мог и мечтать о столь многополярной поддержке нажима на Иран, восклицает The Guardian.

Острие санкций, введенных в действие новой резолюцией № 1929, обращено против структур, задействованных в реализации атомной и ракетной программ Исламской Республики Иран. По словам американского посла в ООН г-жи Сьюзен Райс, принятие четверного пакета санкций обусловлено тем, что Иран не остановил программу обогащения урана и продолжил «сомнительные действия» по реализации военного компонента своей атомной программы. Кроме того, в последний год Иран не просто не принял мер в области обогащения урана, но интенсифицировал эту сферу, создав в сентябре 2009 г. новый объект в районе г. Кума и запланировав строительство еще десяти дополнительных. Все это, по мнению США, является явной индикацией о том, что ИРИ приближается к созданию атомного оружия. Нынешний — четвертый с 2006 года пакет санкций – преследует своей целью ограничить продажу обычных вооружений Ирану и расширяет международные инспекции грузопотоков, направляющихся в Иран или из Ирана.

Под действие нового пакета санкций подпадает 22 государственные компании Ирана и 15 подразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР), в той или иной мере связанных с реализацией атомной и ракетной программ ИРИ. В их числе – промышленно-финансовый гигант «Хатем аль-Анбия», имеющий в своем составе сотни фирм и компаний. Именно он является основой реализации важнейших проектов в сфере нефти, газа и транспорта. Из физических лиц в перечне упомянут лишь начальник отдела атомных технологий Национального агентства по атомной энергии Джавад Рафики. Здесь же фигурируют названия учебных и научно-исследовательских заведений, проводящих актуальные исследования в сферах, подпадающих под новые санкции. Они затрагивают и деятельность ряда судоходных компаний, связанных с грузоперевозками для ИРИ, в том числе и тех, которые принадлежат ряду стран Европы. Санкции ограничивают деятельность некоторых банков, призваны парализовать финансовые операции структур КСИР, ввести контроль за транспортными потоками, которые задействованы в перевозке грузов для реализации иранской атомной и ракетной программ. Одновременно с этим, России позволено беспрепятственно завершить монтаж оборудования на Бушерской АЭС и ввести ее в эксплуатацию. Санкции не затрагивают и передачу Россией Ирану зенитных комплексов С-300. Ирану позволено экспортировать свою нефть и производить покупку за рубежом ряда нефтепродуктов. Реагируя на недостаточность санкций в этой области, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал Совет Безопасности в последующем пакете санкций ввести ограничения на экспорт нефти и газа из Ирана и призвал страны Европы довести такого рода закупки до минимально возможной отметки. Это же, по мнению израильского премьера, касается и операций с бензином. Отметим, что ограничения не касаются и оборудования, необходимого для продвижения атомных технологий мирного назначения.

Разумеется, новый пакет санкций вызвал резкое неприятие Ирана. Его руководство заявило, что не покорится действиям ООН и продолжит действия в атомной сфере. Президент Ирана М.Ахмадинежад, находившийся в день принятия санкций в столице Таджикистана – Душанбе, заявил, что они подобны грязной салфетке, которую после использования можно выбросить в мусорную корзину. Он сказал, что заявил, что Иран выстоит, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН, вводящую новые санкции. Ахмадинежад подчеркнул, что Иран уже привык к санкциям: «На нас сыпятся санкции со всех сторон, но для нас это не больше мухи, мы запаслись терпением, и мы выстоим».

 

Глава МИДа ИРИ Манучехр Моттаки, реагируя на введение нового пакета санкций против его страны, предпочел сказать, что Совет безопасности ООН полностью дискредитировал себя, а нынешним шагом его имиджу нанесен серьезный ущерб. Иранский посол в ООН Мохаммад Газаи также назвал Совет Безопасности безответственной структурой, вся деятельность которой ориентирована на поддержку великих держав, пытающихся диктовать миру свою волю. В ООН не учитывают наших прав, мы должны сами защищать их, и мы это сделаем, — пригрозил иранский дипломат. «Все, кто принимал этот документ, еще устыдятся своего шага». Более мягко и дипломатично высказался пресс-секретарь МИД Ирана Рамин Мехманпараст , который в интервью официальному иранскому агентству ИРНА указал на то, что принятием резолюции 1929 Запад вновь продемонстрировал свойственный ему двойственный подход, что нельзя считать справедливым. Рассуждая в духе устоявшихся в Тегеране штампов, Р.Мехманпараст отметил, что цель подобных резолюций заключается в том, чтобы народ Ирана не получил доступа к новым технологиям, в том числе и к мирным ядерным технологиям.

Большой интерес к принятию четвертого пакета антииранских санкций проявили в Израиле. В день принятия санкций, выступая в прямом эфире Службы вещания на Иран радио «Коль Исраэль» («Голос Израиля»), популярный в Израиле радиокомментатор Менаше Амир сказал, что США и их союзники пытались сделать так, чтобы санкции не нанесли вред народу исламской республики. Одновременно с этим, Россия и Китай как обладатели вето в Совете Безопасности оказывали давление на другие страны с тем, что эти шаги не сказались на экономической мощи Ирана, его кредитоспособности, возможности оплачивать свои внешнии долги и необходимые платежи, рассчитываться за импортные операции из этих стран. Но даже в таком, «обкарнанном» виде эти санкции способны основательно поколебать экономическую жизнь ИРИ. Даже опосредованное воздействие, сказал он, способно еще более понизить жизненный уровень населения, создать социальное напряжение и в результате привести к взрыву, который может серьезно подорвать основу исламского правления в стране.

По поводу новых санкций немедленно высказалось и руководство Израиля. Израиль поддерживает новую резолюцию ООН по Ирану, заявил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Он уверен, что за резолюцией 1929 последуют «более жесткие меры». «Нужно сделать так, чтобы санкции привели к главной цели — парализовали атомную программу Ирана, вынудили его свернуть военный компонент». Этот документ, по словам Нетаньяху, «ясно показал, что ведущие мировые державы выступают против иранской ядерной программы». Такой посыл, продолжил Нетаньяху, должен быть максимально понятен иранцам и стать вербальным, а не только декларативным.

«Самая серьезная опасность состоит в том, что наиболее опасные режимы могут получить самое опасное оружие. И мировое сообщество должно в самом приоритетном режиме продолжать работу по недопущению этого», — сказал к заключение Нетаньяху. Находившийся в день принятия санций с официальным визитом в Южной Корее президент Израиля Шимон Перес выразился следующим образом: принятие нового пакета санкций демонстрирует продвижение по пути укрощения опасного компонента иранской атомной программы, но одновременно шлет индикации о том, что движение на этом пути не должно быть остановлено или приостановлено. Эта дорога полна опасностей и разнообразных преград, но она должна поступательно и постепенно быть пройдена. Для нас ясно, сказал президент Израиля, что такое смертоносное оружие как атомное не должно оказаться в руках не контролирующего свои действия иранского исламистского режима, создающего угрозы не только на региональном, но и глобальном уровне. Президент Израиля сказал далее, что и народ Ирана не в восторге от такого тупика, в который загнана их страна из-за непомерно раздутых амбиций своего руководства, реально продвигающегося на пути обладения смертоносным вооружением и не обращая при этом на лишения, которые выпадают на долю простых граждан. В отдельном заявлении МИД Израиля также отмечается важность принятия резолюции 1929, говорится о том, что положения, содержащиеся в ней, должны быть реализованы «полностью и немедленно». Израильский посол в ООН проф. Габриэла Шалев расценила новый пакет санкций как явно недостаточный для реального обуздания военного компонента иранской атомной программы, но более эффективный по сравнению с предшествующими. «Мы бы хотели принятия такого документа, который бы мог вынудить проводящее антиизраильскую политику иранское руководство понять, что для его же безопасного существования было бы лучше не играть с миром в опасные игры, а на деле показать, что его атомный проект преследует сугубо мирные цели.»

62.87MB | MySQL:102 | 0,545sec