Развитие отношений Марокко и ЕС. Часть 1

После разрушительного землетрясения в Марокко, произошедшего в регионе Аль-Хауз в горах Атласа, иностранные наблюдатели были озадачены нежеланием королевства принять помощь от ключевых союзников. Однако у этого очевидного нежелания есть прямое объяснение. Состояние дорог, соединяющих регион с остальной частью Марокко, создало огромные логистические проблемы, крайне затрудняя доступ к наиболее пострадавшим районам и тем самым препятствуя усилиям по спасению и оказанию помощи, предпринимаемым как внутри страны, так и за ее пределами. Уже одна эта логистическая проблема может объяснить, почему марокканское правительство решило отклонить несколько предложений о международной помощи. Тем не менее, не прекращаются спекуляции на тему того, какие еще мотивы или подозрения могут объяснить отказ Марокко от помощи. Это одно из свидетельств того, что отношения Марокко с ЕС в последние годы стали враждебными и напряженными.

Тем не менее, ЕС, как институт, часто превозносит свои отношения с Марокко в качестве модели развитого партнерства, которое он стремится воспроизвести в своих южных странах-соседях. Соглашение об ассоциации Марокко с ЕС вступило в силу в 2000 году и стало одним из самых ранних подобных соглашений, заключенных ЕС. За прошедшие годы отношения расширились и стали охватывать вопросы миграции, безопасности, торговли, а в последнее время и энергетического перехода. Однако их также сотрясала череда споров, напряженности и скандалов, и в настоящее время они нуждаются в новом импульсе и оживлении.

Недавний коррупционный скандал в Европарламенте, в котором оказались замешаны несколько марокканских подданных, а также обвинения в шпионаже, связанные с марокканскими силовиками, обострили и без того существующую напряженность вокруг законности сделки Марокко с ЕС по рыболовству из-за включения в соглашение спорной территории Западной Сахары. Это происходит в дополнение к двусторонней напряженности, которая сопровождала мароккано-испанские отношения летом 2021 года, после того как Марокко ослабило контроль на границе с испанским анклавом Сеута, за что Марокко заслужило осуждение со стороны ЕС. Хотя эти отношения основаны на значительных торговых связях, тесном сотрудничестве в сфере безопасности и в целом согласованном взгляде на общие приоритеты, такие как энергетический переход и изменение климата, напряженность, которая подчеркивает это партнерство, превышает обычные подъемы и спады геополитических партнерств.

Миграция, безопасность и торговля традиционно входят в число наиболее важных областей сотрудничества между Марокко и ЕС.

Роль, которую Марокко играет в миграционном сотрудничестве, крайне важна для Европы, учитывая его положение на периферии Европы. На протяжении многих лет партнерство в этой сфере строилось следующим образом: ЕС (иногда напрямую или через свои государства-члены) предоставляет финансирование и техническую помощь для охраны границ. По подсчетам ЕС, Марокко является вторым по величине партнером в сфере миграции: на проекты, направленные на различные аспекты миграционного сотрудничества, в рамках Целевого фонда ЕС на период 2015-2021 гг. выделено 234 млн евро. В 2022 году Марокко также получило дополнительный пакет финансирования в размере 150 млн евро для укрепления сотрудничества в области миграции в рамках других механизмов, включая Инструмент развития добрососедства и международного сотрудничества ЕС (NDICI), сроком на 4 года. В последние годы Марокко стремится привлечь внимание к тому факту, что страна становится местом назначения для мигрантов в той же степени, что и пунктом транзита, что требует решения проблемы условий, в которых размещаются мигранты, и обеспечения более достойного и гуманного обращения с мигрантами и просителями убежища. Часть средств также была направлена на поддержку миграционной политики Марокко, включая усилия по выявлению и предоставлению официального статуса и льгот мигрантам, находящимся в стране.

Эти программы по-прежнему составляют меньший процент финансирования, чем государственная поддержка, предоставляемая властям для поддержания порядка и контроля над миграционными потоками. Новый пакт ЕС о миграции и убежище» сосредоточен на правах мигрантов, прибывающих в ЕС, но не распространяется на мигрантов, находящихся на переходном этапе в Марокко, и предлагает мало механизмов для обеспечения их прав вне структур стран-партнеров, хотя и обеспечивает «единую структуру для управления миграцией со странами-партнерами». Это в определенной степени определяет и сотрудничество Марокко и ЕС в области безопасности, поскольку Марокко может предложить ЕС обмен ключевой информацией и разведданными. Некоторые из этих разведданных могут быть получены с помощью используемых им механизмов наблюдения, которые часто являются незаконными по стандартам ЕС. Способность Марокко собирать подробную и оперативную информацию помогает европейским партнерам в борьбе с внутренним экстремизмом.

Несмотря на приток средств ЕС, партнерство часто строится не в терминах оплаты за оказанные услуги, а скорее в терминах сотрудничества. Формулировка партнерства в таких терминах несколько проблематична.

Во-первых, акцент на сотрудничестве возлагает бремя пограничного контроля и охраны порядка на Марокко и снимает с ЕС ответственность перед мигрантами и тем, как с ними обращаются.

Во-вторых, нет ясности в том, как обычно рассчитывается или определяется поддержка такого сотрудничества (т. е. оплата за оказанные услуги).

Марокко понимает, что безопасность и миграция имеют решающее значение для Европы, учитывая растущую распространенность на континенте правоконсервативной и антимиграционной политики, которая часто выливается в негативное отношение к мигрантам из Северной Африки, арабских мусульман и стран Африки к югу от Сахары. Марокко хочет максимально использовать рычаги влияния на этот вопрос, учитывая преимущественно секьюритизированный подход Европы к миграции. Парадоксально, но миграция, где есть наибольший потенциал для политического влияния, также является областью, где меньше всего возможностей для развития отношений. При нынешнем акценте на безопасность и с учетом уже задействованных ресурсов на охрану границ неясно, как и сможет ли Марокко обеспечить принципиально новые и более широкие миграционные рамки без ущерба для своей политики и партнерства с африканскими странами.

55.7MB | MySQL:116 | 0,541sec