26 апреля 2024 года в Ухани (КНР) на судостроительном предприятии Ухань Шуанлю (Wuhan Shuangliu) китайского объединения Wuchang Shipbuilding Industry Group Co., Ltd (WSIG, в составе китайской государственной судостроительной корпорации China State Shipbuilding Corporation – CSSC) состоялся спуск на воду первой построенной там для Военно-морских сил (ВМС) Пакистана большой неатомной подводной лодки Hangor китайского экспортного проекта S20[i].
Формальным подрядчиком по строительству для Пакистана подводных лодок проекта S20 выступает входящее в состав корпорации CSSC внешнеторговое судостроительное объединение China Shipbuilding and Offshore International Company Ltd. (CSOC). 23 июля 2015 года правительство Пакистана подписало контракт оценочной стоимостью около 5 млрд долл. с CSOC (тогда входившим в состав китайской судостроительной корпорации China Shipbuilding Industry Corporation, ныне вошедшей в состав единой судостроительной корпорации CSSC) на постройку для ВМС Пакистана 8 больших неатомных подводных лодок китайского экспортного проекта S20. Считается, что подводные лодки проекта S20 являются экспортным вариантом строящихся для ВМС НОАК подводных лодок проекта 039В и должны иметь надводное водоизмещение 2300 тонн, полное подводное водоизмещение 3000 тонн и длину 77,6 м (ранее в некоторых источниках приводилась длина 66 м). По условиям контракта, 4 лодки для Пакистана должны быть построены в КНР, а еще 4 – на пакистанской верфи Karachi Shipyard & Engineering Works (KSEW) в Карачи. Это соглашение с Пакистаном не только ознаменовало выход Китая на рынок современных подводных лодок, но и, по всей видимости, является крупнейшим до настоящего времени китайским экспортным оборонным контрактом.
Известно, что по условиям контракта 4 лодки китайской постройки должны быть сданы ВМС Пакистана в 2022-2023 гг., а 4 лодки, строящиеся с китайской помощью на KSEW – к концу 2028 года. Строительство подводных лодок проекта S20 для Пакистана ведется на расположенном в промышленной зоне Гулун в Ухани новом судостроительном предприятии Wuhan Shuangliu объединения Wuchang Shipbuilding Group корпорации CSSC. Распространялось мало информации о ходе строительства этих лодок в КНР, однако известно, что церемония имянаречения головной лодки Hangor состоялась в Ухани 29 апреля 2019 года.
Заявлялось, что головная лодка должна быть сдана в 2022 году, однако строительство лодок у Китае серьезно затянулось главным образом из-за того, что Ухань с конца 2019 года оказалась эпицентром пандемии коронавируса и нормальная работа верфей в городе была нарушена примерно два года из-за очень жестких карантинных мер китайского правительства. В результате головная лодка для Пакистана Hangor была спущена на воду только теперь, и, видимо, будет сдана не ранее конца года. Согласно китайским источникам, вторая строящаяся в Ухани лодка этого типа имеет название Ghazi.
Контракт 2015 года с китайской стороной включал также соответствующую реконструкцию верфи KSEW в Карачи и создание в там нового центра подготовки личного состава. В рамках этого контракта для строительства подводных лодок проекта S20 в Пакистане на KSEW с 2015 года был сооружен новый большой строительный эллинг, а также спусковой сухой док длиной 126 м и шириной 32 м с синхролифтом. Церемония первой резки стали и начала строительства головной лодки пакистанской постройки Tasnim состоялась на KSEW 9 декабря 2021 года. Церемония ее официальной закладки состоялась 24 декабря 2022 года, тогда же на KSEW прошла церемония и первой резки стали для второй строящейся в Пакистане лодки (ее официальная закладка состоялась 14 февраля 2024 года).
Головная строящая в Китае лодка нового типа Hangor получила название в честь ранее входившей в состав ВМС Пакистана подводной лодки S 131 Hangor французской постройки 1960-х годов типа Daphne. 9 декабря 1971 года подводная лодка S 131 Hangor потопила индийский фрегат F 149 Khukri (британского типа 14), что стало крупнейшим успехом пакистанского флота за всю его историю, а также первой в мире известной результативной атакой подводной лодки после Второй мировой войны. Оригинальная лодка S 131 Hangor типа Daphne была выведена из состава пакистанского флота в 2006 году и сейчас установлена в военно-морском музее в Карачи.
Подводя итог, отметим, что Пакистан в военном отношении является одним из сильнейших азиатских государств, обладающих подводным флотом. В конфликтах с Индией пакистанские вооруженные силы неоднократно демонстрировали высокую боеспособность. Страна обладает ядерным оружием, в 1998 году проведено пять ядерных испытаний, активно создаются носители ядерного оружия. Основой политики данного южноазиатского государства в области безопасности остается противостояние с Индией, сопровождаемое откровенной гонкой вооружений, в том числе и ядерных.
Официальный Исламабад стремится поддерживать военный баланс сил с более могущественной Индией и выделяет значительные ресурсы на закупки вооружений, в том числе и подводных лодок. Несмотря на активные усилия по развитию национальной оборонной промышленности, Пакистан остается зависимым от импорта сложных оборонных систем, комплектующих и подсистем. На настоящем этапе развития данный недостаток компенсируется поставками вооружения и военной техники из Китая.
[i] https://www.samaa.tv/2087313736-china-launches-first-hangor-class-submarine-made-for-pakistan