Об африканской поездке вице-президента США Дж.Байдена

США начинают наращивать усилия по организации и проведению референдума о независимости Южного Судана в январе 2011 года. Указанная проблема выделена в отдельное, «основное» направление, и к ней начинают присоединяться все более и более «весомые» фигуры. Мы имеем ввиду недавнее африканское турне вице-президента США Дж. Байдена, главной целью которого были консультации с лидерами основных африканских игроков именно по вопросу референдума. Судя по всему, в Кении, Уганде и ЮАР Дж.Байден обсуждал прежде всего возможную реакцию руководства этих государств на неизбежный финал этого референдума. т.е. образование нового африканского гособразования. Именно так, поскольку до оформления юридической государственности пройдет еще как минимум полгода. И это по самым оптимистичным оценкам. Дж.Байден также провел встречу с южносуданским лидером С.Кииром в Найроби, где разговор шел о подготовке к референдуму и о его финансировании со стороны Вашингтона. Участие Дж. Байдена носит не эпизодический характер, он намерен присутствовать на саммите Афросоюза в Эфиопии, над организацией которого в середине июля с.г. активно сейчас работает специальный представитель США по Судану С.Грейшен. Правда это состоится только в том случае, если в Аддис-Абебу согласятся приехать О.аль-Башир и С.Киир. Такая встреча под эгидой американцев абсолютно в стиле США, которые любят демонстративное «показушничество» своей «ключевой роли».

Между тем, неофициальные итоги африканского турне вице-президента США оптимизма не добавили, а лишь подтвердили крайне неутешительные прогнозы. Джуба абсолютно не готова к проведению референдума. Речь может идти только об организации видимости голосования исключительно в крупных городских поселениях, например в столицах штатовов. Не урегулирован вопрос гражданства, без чего невозможно начать процесс регистрации избирателей. Непонятно, что делать с южносуданскими беженцами на севере Судана. Судя по всему, они остаются «за бортом» голосования, а это, по некоторым оценкам, до 2 млн человек. С учетом общей цифры южносуданского населения (6,5 млн) цифра выглядит внушительной. Их игнорирование, при желании, может быть использовано в дальнейшем для опротестования итогов голосования. Но самое главное – не урегулирован вопрос с референдумом в нефтеносном Абъее, а это может автоматически привести к очень крупным неприятностям. Такой точки зрения придерживается в частности вновь назначенный министр иностранных дел Судана А.Карти, который сменил на этом посту окончательно «разложившегося» представителя Юга Денг Алора. А.Карти ранее занимал пост госминистра, приближен к О.аль-Баширу и имеет репутацию «твердого исламиста». По нашим данным, новый министр явно «перегибает палку». Войны из-за Абъея не будет по нескольким причинам. Первая и главная из которых – это тайное соглашение «независимость в обмен на нефть», которое было достигнуто еще в период определения «северной» и «южной» частей этого штата. При этом основная «нефтянка» отходит к Северу. Американцы об этой договоренности знают и, как представляется, постараются сделать все, чтобы она, хотя бы на первом этапе, «работала».

Пока Джуба и Хартум ведут консультации «за закрытыми дверями» только о принципах проведения референдума, до конкретики дело еще не дошло. «Копья ломаются» пока по вопросу формирования комиссии по референдуму. И здесь, кстати, активную позицию занимают южане, которые «заветировали» намерение Хартума «протолкнуть» в комиссию представителей юнионистов. Якобы, по причине неприятия лидера ЮДП Аль-Миграни идеи отделения Юга. В общем, список членов комиссии не согласован и вновь направлен президенту Судана «на доработку».

Все это объективно затягивает и так медленный процесс подготовки референдума. Но референдум состоится в срок, и его итоги предопределены. Он, конечно, не будет соответствовать никаким международным стандартам, и основные медиаторы это осознают уже сейчас. Задача-максимум для Белого Дома – хотя бы приблизить его уровень к уровню прошедших в апреле с.г. всеобщих выборов в Судане. После Афганистана и Ирака Вашингтон вновь наступает на те самые «грабли».

Пока Вашингтон выделил 60 млн долларов на подготовку референдума. Об этом было заявлено по итогам встречи в Джубе американского генерального консула и вновь назначенного вице-президента Р.Машара. Финансы будут направлены на «оказание технической поддержки» и будут распределяться через Агентство США по развитию. Предположим, что их судьба незавидна. Американцы уже выделяли 20 млн долларов Джубе на проведение всеобщих выборов. Как стало ясно потом по их итогам и организации самой процедуры голосования, большая часть выделенных финансов явно «растворилась в воздухе». С учетом того, что в этот раз выделяемая сумма в три раза весомее, значит и проблем с организацией будет в январе 2011 года ровно на столько же больше.

Суета американских политиков «первого порядка» на южносуданской площадке означает не только важность для Белого Дома этой темы. В принципе, с этой проблемой с таким же успехом мог бы справиться и С.Грейшен самостоятельно. Участие в процессе Дж. Байдена должно поднять «статусность» американского присутствия и «ведущую» роль Штатов в выполнении всех этапов Всеобъемлющего мирного урегулирования (ВМС). При этом вице-президент не является «большим другом» С.Грейшена, что, несомненно, не облегчает последнему жизнь, но он готов «потерпеть» ради достижения более важной цели. Роль Дж. Байдена в этой связи заключается не только в усилении американского присутствия. Здесь есть и элемент внутренней борьбы между госдепом США и «строптивым» С.Грейшеном, который имеет прямой выход на Б.Обаму. Представляется, что именно С.Грейшен подсказал Б.Обаме идею «подключить к процессу» Дж. Байдена, дабы в ключевой для себя момент просто «прикрыться» им от вездесущей главы госдепа и ее представителя в ООН.

Кроме того, у американцев полностью отсутствует стратегическое видение того, что будет после часа «х». Понятно, что референдум худо-бедно пройдет, и все согласятся с его итогами, какими бы «провальными» они не были. А вот, что делать потом, толком никто не знает. В том числе и в Вашингтоне. Пока апробируется испытанный для Африки путь: создание жесткой полуавторитарной модели власти с опорой на профессиональную армию. Такую армию Дж.Байден во время своих переговоров с южносуданским лидером С.Кииром пообещал помочь создать. Сейчас этим занимаются частные американские фирмы, а после 2011 года их сменят военнослужащие из США. Но является ли это панацеей на фоне ужасающей коррупции и межплеменных разногласий – это очень большой вопрос. Четкой стратегии по этому вопросу нет. С.Грейшена, который предупреждал об опасности возникновения еще одного «проблемного» государства, не послушали. Здесь главное не результат, а процесс. И дело здесь даже не в сложности согласования проблем по линии «Север-Юг», на что сейчас в основном «напирают» в Вашингтоне, а во внутренней неразберихе на самом Юге, пограничных спорах с Угандой и Кенией, а также сильной озабоченности Каира по вопросу сохранения «статус кво» по вопросу раздела вод Нила.

38.94MB | MySQL:86 | 0,974sec