Ситуация в Турции: май 2010 г.

Май 2010 года вновь подтвердил активный настрой высшего турецкого руководства на реализацию разновекторной внешней политики страны. Не умаляя значимости других направлений внешнеполитической деятельности Анкары за этот период, все же можно особо выделить ее российский вектор. Весомым основанием для такого вывода является официальный визит 11-12 мая президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию, а также серия переговоров ряда министров, руководителей ведомств и крупнейших компаний двух стран, включая 10-е заседание Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателем которой является вице-премьер российского правительства И. Сечин.

Эксперты особо отмечают беспрецедентно активную и напряженную подготовительную работу к визиту, в которой приняли участие более двухсот экспертов с обеих сторон, насыщенный характер переговоров с высшими руководителями Турции, встречу с ведущими представителями турецких деловых кругов и, наконец, впечатляющий результат, включающий в себя подписание 16-ти межправительственных и межведомственных Соглашений, Протоколов и Меморандумов. Они охватывают практически все направления многопланового сотрудничества двух стран, закладывают прочную договорно-правовую основу для его перехода на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства.

Это был первый визит Д. Медведева в Турцию в качестве президента РФ. Думается, для понимания складывающейся ситуации в российско-турецких отношениях есть смысл коротко остановиться на его первом контакте с президентом Турции. Встреча двух президентов состоялась в июле 2008 года в Казахстане в рамках праздничных мероприятий, посвященных 10-летию столицы республики – Астаны. Встречу следует рассматривать как логичное укрепление российско-турецкого политического диалога, реализацию тех договоренностей, которые были достигнуты в период нахождения на посту президента РФ В. Путина. Ведь ряд турецких экспертов после выборов нового российского президента высказывали тогда опасения по поводу преемственности политического курса РФ, не исключали, что возможны новые нюансы и некоторые изменения, которые могут негативным образом сказаться и на стабильно развивающихся российско-турецких отношениях.

Именно эта первая личная встреча Д. Медведева и А. Гюля позволила турецким экспертам сделать однозначный вывод о том, что Москва после избрания нового президента продолжит курс на дальнейшее расширение отношений с Турцией. «Важно, что для этого у Москвы и Анкары есть политическая воля», — констатировал А. Гюль по итогам встречи. Д. Медведев, в свою очередь, обратил внимание на тот факт, что Россия впервые за всю историю межгосударственных российско-турецких отношений стала ведущим торговым партнером Турции. «Это показывает, насколько фундаментально значимы наши двусторонние связи», — подчеркнул российский президент и пригласил президента Турции посетить Москву с официальным визитом, который, как известно, был с успехом осуществлен в феврале 2009 года.

Турецкие эксперты, выражая удовлетворение первой личной встречей двух президентов, содержанием последующих телефонных бесед руководителей России и Турции, отмечали, что они еще раз подтвердили реально слаженную и скоординированную работу двух ключевых фигур на олимпе российской государственной власти – президента и председателя правительства, их одинаковую позицию по вопросу отношений с Анкарой. А это значит, констатировали они, что не следует ожидать от смены власти в России негативных последствий, в т.ч. и для российско-турецких отношений.

Реальное развитие событий в российско-турецких отношениях полностью подтвердило этот прогноз. Напомню, что по итогам рабочего визита премьер-министра В. Путина 6 августа 2009 года в Анкару было подписано 20 межправительственных и корпоративных документов. Примечательно, что уже менее чем через год состоялся официальный визит президента РФ Д. Медведева в Турцию, в рамках которого было подписано еще 16 межгосударственных Соглашений, которые охватывают практически все направления многопланового сотрудничества двух стран, закладывают прочную договорно-правовую основу для его перехода на уровень стратегического партнерства.

Ничуть не умаляя значимости любого из 16-ти подписанных в Анкаре документов, общий объем которых составляет порядка 25 млрд долларов, все же выделю особую важность Соглашения между правительствами РФ и Турции о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турции. Географически площадка «Аккую» расположена на Средиземноморском побережье Турции в вилайете Ичель, центром которого является город Мерсин.

Предварительная стоимость совместного атомного проекта составляет 18-20 млрд долларов. Это своего рода прочный стержень, который гарантирует на перспективу уровень стратегического партнерства двух стран. Такую точку зрения разделяют российские и многие турецкие эксперты.

Показательны в связи с этим оценки Соглашения, которые были даны руководителями двух стран сразу же после подписания. «Этой мерой Турция переходит на новый уровень своей значимости как энергетический центр. Солидарность с Россией в этом вопросе крайне важна», — заявил премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Российский президент Д. Медведев в свою очередь констатировал: «Это Соглашение действительно открывает новую страницу в сотрудничестве наших стран. Результаты наших переговоров в очередной раз продемонстрировали, что Россия и Турция действительно не на словах, а на деле являются стратегическими партнерами».

Один из американских экспертов Марк Адоманис, работающий в настоящее время консультантом в Вашингтоне, назвал российско-турецкое Соглашение о строительстве атомной электростанции «выдающимся достижением, которое отражает значительную дипломатическую активность между двумя государствами, происходящую полностью за пределами Запада и ведущую к формированию многополярного мира».

Следует отметить, что эксперты Института Ближнего Востока, оценивая перспективы российско-турецкого сотрудничества в сфере атомной энергетики, еще в январе 2008 года на этапе подготовки к турецкому атомному тендеру указывали на необходимость объединения усилий на этом направлении всех представителей российской энергетики в Турции, в первую очередь «Атомстройэкспорта», РАО ЕЭС и Газпрома. Думается, что именно их грамотное взаимодействие и сыграло решающую роль в нынешнем успехе на атомном треке сотрудничества двух стран.

Межправительственное Соглашение по АЭС в кратчайшие сроки, судя по высказываниям турецкого руководства, планируется направить в парламент страны для его ратификации до конца весенней сессии. Это значимый момент в судьбе этого документа, так как откладывание ратификации в парламенте на осеннюю сессию может существенно осложнить этот процесс в связи с развитием внутриполитической ситуации в стране. Речь идет о предстоящем референдуме по поправкам в Конституцию страны и возможных досрочных всеобщих парламентских выборах. Исходя из этого, важным является тот факт, что правящая ПСР располагает в парламенте большинством голосов, необходимым для одобрения документа.

«Прорывным» в двусторонних отношениях называют турецкие СМИ Соглашение о безвизовых поездках граждан, которое, по их мнению, станет «существенным вкладом в упрочение взаимного доверия между народами России и Турции». Как показывает анализ комментариев экспертов и турецких СМИ, данная тема не менее интересна для турок, чем сделанный ими первый шаг по «вхождению в ядерный клуб». В частности, «Хабертюрк» шутит по этому поводу: распространенный в Турции во времена «холодной войны» лозунг «Коммунисты – в Москву» сменился на призыв «Турецкие туристы – в Москву!».

Российский посол в Турции Владимир Ивановский в связи с этим отмечает, что еще три года тому назад нельзя было поверить в возможность подобного Соглашения между двумя странами. «Тот факт, что Россия, известная строгостью визового режима, пошла на его отмену, свидетельствует об изменении самого видения Россией нашей страны», – считает ведущий обозреватель газеты «Хабертюрк» М.Сарыкая. При этом, турецкая сторона делает особый акцент именно на политической значимости этого Соглашения, несмотря на существенные для страны финансовые потери. Ведь турецкая казна после ввода Соглашения в действие будет терять более 60 млн. долларов год, которые поступали в виде сборов за выдачу виз россиянам на границе.

Здесь необходимо отметить, что данное Соглашение предусматривает, что граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда. При поездках в РФ на срок, превышающий 30 дней, а также с целью учебы и работы сохраняется прежний порядок въезда, при котором необходимо получение соответствующих виз. Соглашение вступит в силу после выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур. О дате вступления Соглашения в силу будет объявлено дополнительно.

Наряду с этим, Москва и Анкара продемонстрировали в ходе визита понимание необходимости при таких амбициозных целях в торгово-экономической сфере /100 млрд долларов товарооборота в год/ усиления и политической составляющей двусторонних контактов, которая, по словам турецких экспертов, не даст «завянуть блестящим совместным проектам». В этом контексте стороны подготовили и подписали Совместное заявление о создании Совета сотрудничества высшего уровня /ССВУ/ между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

Совет будет являться руководящим органом, разрабатывающим стратегию и основные направления развития отношений между Россией и Турцией, координирующим реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

О важной роли Совета как основополагающего элемента дальнейшего развития двусторонних отношений говорит тот факт, что президент РФ и премьер-министр Турции приняли решение возглавить, соответственно, его российскую и турецкую части. В заседаниях Совета будут принимать участие члены правительств двух стран, отвечающие за основные обсуждаемые вопросы. Заседания ССВУ будут проводиться один раз в год.

Основным механизмом наращивания практического сотрудничества в экономической сфере будет продолжать оставаться Смешанная Межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

В рамках Совета создается Совместная группа стратегического планирования под руководством министров иностранных дел для обсуждения основных вопросов российско-турецкого взаимодействия в международных делах, которая будет собираться не реже одного раза в год с подключением представителей других заинтересованных министерств и ведомств. Руководители Комиссии и Группы стратегического планирования будут докладывать о результатах работы и предложениях по дальнейшему развитию российско-турецкого сотрудничества сопредседателям ССВУ.

На иранском треке турецкой внешней политики следует выделить подписанное 17 мая в Тегеране с участием президента Ирана Махмуда Ахмединежада, президента Бразилии Лулы да Сильвы и премьер-министра Реджепа Эрдогана Соглашение по обмену иранского урана. Подписи под окончательной версией согласованного в ходе продолжительных переговоров текста поставили главы МИД стран Манучехр Моттаки, Селсу Аморим и Ахмет Давутоглу. Соглашение предусматривает поставку в Турцию 1,2 тонны низкообогащённого иранского урана в обмен на получение из США, Франции и России 120 килограмм урана, обогащённого до 20-ти процентного уровня.

Процедура обмена ядерного топлива согласно Соглашению состоится на территории Турции, что, как заявил Р. Эрдоган, указывает на глубокое взаимное доверие между двумя странами. «Обладать ядерной энергетикой в мирных целях — это законное право стран, закреплённое международным правом», — сказал глава правительства. На организованной после церемонии совместной пресс-конференции А. Давутоглу заявил, что, подписав данное соглашение, Иран «показал позитивную реакцию на ожидания международной общественности, а Турция, в свою очередь, в очередной раз продемонстрировала, что все проблемы могут быть решены при помощи дипломатии и диалога». По словам министра, с подписанием Соглашения преодолён серьёзный кризис.

Несмотря на подписание этого документа американский госсекретарь Хиллари Клинтон уже на следующий день заявила, что США, Россия и Китай достигли договоренности по новой резолюции СБ ООН по Ирану. Премьер-министр Реджеп Эрдоган срочно связался по телефону со своим российским коллегой Владимиром Путиным и обсудил с ним текущую ситуацию вокруг ядерной программы Ирана. В беседе с В. Путиным глава правительства охарактеризовал совместную декларацию, подготовленную Турцией, Ираном и Бразилией в ходе сложного процесса, как «победу диалога и дипломатии». «Сделанный шаг представляет собой ступень для всеобъемлющего решения проблемы. Очень важно воспользоваться данной возможностью», — отметил Р. Эрдоган. В. Путин высоко оценил усилия Турции и Бразилии и сообщил, что благодаря последним были созданы новые возможности. «Мы примем во внимание этот момент», — сказал российский премьер.

Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, в свою очередь, переговорил со своими иранским, бразильским и британским коллегами. Главу иранского МИД Манучехра Моттаки Давутоглу призвал оставаться верным подписанному соглашению, а руководителю внешнеполитического ведомства Великобритании Уильяму Хейгу сообщил о том, что в подписанном Ираном, Турцией и Бразилией соглашении содержатся все условия, которые Запад требует от Ирана. Высказываясь ранее по поводу намерения СБ ООН рассмотреть резолюцию о санкциях против Ирана, А. Давутоглу заявил следующее: «Все должны понять, что Иран проявил гибкость, которую от него не ожидали. Такая ситуация — благоприятная возможность для нового дипломатического шага».

Заметным событием на ближневосточном направлении турецкой внешней политики стала встреча 8 мая в Стамбуле президента Турции Абдуллаха Гюля с президентом Сирии Башаром Асадом. На встрече главным вопросом стал процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке. После встреч в формате тет-а-тет и между делегациями лидеры провели пресс-конференцию. Как сообщил телеканал TRT, оба президента подчеркнули важность политических контактов, а также отметили общность позиций по ядерной программе Ирана и другим региональным вопросам.

На пресс-конференции по итогам встречи президент Сирии заявил, что они выступают за посредничество Турции на сирийско-израильских переговорах, прерванных из-за вторжения Израиля в сектор Газа. Президент Абдуллах Гюль заявил, что отныне регион не хочет слышать о войне, и военные действия в секторе Газа два года назад стали последней каплей, переполнившей чашу терпения. А. Гюль, сделав акцент на том, что военные действия не принесут желаемого результата, заявил следующее: «В регионе существуют серьезные проблемы. Мирное урегулирование на Ближнем Востоке представляет собой самую большую после Второй мировой войны проблему не только региона, но и всего мира. Проблемы, существующие здесь, ощущаются во многих других регионах мира».

Президент Сирии Башар Асад, охарактеризовав роль Турции как естественного моста в регионе, отметил, что арабские страны с волнением следят за продуктивной деятельностью Турции. На встрече президентов наряду с экономическими и политическими вопросами были рассмотрены направления сотрудничества по таким направлениям как туризм, образование, наука и культура.

Немецкая газета Die Welt, анализируя разновекторную внешнюю политику Турции, задает вопрос: «Не будет ли правильней ЕС учиться у Турции, нежели наоборот»? В статье под заголовком «Учиться у нелюбимого соседа» газета констатирует: «Турция смеется над финансовым кризисом в Евросоюзе и до 2050 года может опередить богатые страны Европы». Газета обращает внимание на тот факт, что многие жители Турции на данный момент довольны тем, что страна не состоит в ЕС. «Возможно, что Турция на самом деле не соответствует ЕС. Взять только экономический рост. Анкара в 2010 году ожидает рост экономики на уровне 6%, Евросоюз далек от этой цифры. Очевидно, что турки более молодая и динамичная нация»,- отмечает автор статьи.

Несмотря на такой оптимистический прогноз немецкой газеты, негативные последствия мирового кризиса все же ощущаются в Турции. Как пишет газета «Акшам», они сказались даже на Национальной разведывательной организации Турции (МИТ). Как отмечается в отчете о работе МИТ в 2009 году, недостаток финансирования привел к сложности в разработке долгосрочных планов и программ этой организации, «создал препятствия в достижении целей». Пришлось прибегнуть прежде всего к финансированию «первоочередных задач». В прошлом году на содержание примерно пяти тысяч сотрудников МИТ было израсходовано 350,2 млн лир для выплат по зарплате и 28,7 миллионов — для выплат премиальных. Порядка 66 млн. лир затрачено на приобретение материалов и услуг. 475 миллионов пошло на «тайные выплаты». Помимо недостатка финансирования, руководство МИТ пожаловалось на высокий возраст персонала и попросило у правительства дополнительных ассигнований на текущий год.

Специалисты обратили внимание на не совсем обычное назначение турецкого офицера советником министра обороны Азербайджана Сефера Абиева. Назначение осуществлено в рамках договора о сотрудничестве в сфере обучения и подготовки военнослужащих, подписанного между двумя странами. Консультантом главного азербайджанского военного стал полковник жандармских войск Турции Юнал Одемиш. Область его ответственности — вопросы формирования и обучения жандармских частей. В Турции эти войска выполняют функции полиции в сельских районах, а также противодействуют вылазкам курдских сепаратистов.

Турецкий полковник будет консультировать главу оборонного ведомства Азербайджана в течение шести месяцев. На протяжении 14 лет турецкие военные советники работают в Азербайджане, но стать советником такого высокого ранга пока не доводилось никому из них. Примечательно, что назначение произведено в период заметного обострения турецко-азербайджанских отношений из-за активизации диалога между Анкарой и Ереваном.

Из внутриполитических событий мая следует выделить отставку со своего поста генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Дениза Байкала. Причина — видеозапись в Интернете на Интернет-сайте одной из газет, на которой Д. Байкал заснят вместе с женщиной — депутатом парламента от его партии. Сам лидер оппозиции, выступая на созванной им пресс-конференции, назвал запись направленным против него «сфабрикованным, беззаконным и аморальным заговором правительства», явившимся «продуктом современных технологий видеомонтажа». При этом он поблагодарил за моральную поддержку Фетхуллаха Гюлена, не называя его по имени.

Д. Байкал объявил об уходе с поста руководителя НРП, но при этом заявил, что этот шаг не означает его капитуляции, а, напротив, должен расцениваться как вызов правящему «беззаконному и аморальному режиму». «Надеюсь, моя отставка послужит сигналом к пробуждению Турции». — заключил лидер оппозиции.

Примечательно, что накануне ухода в отставку лидер НРП заявил, что Турция посредством «нажима, грубой силы, коррупции и навязывания собственного мнения» движется к «гражданской диктатуре». Преобразования, происходящие в стране, — заявил Д. Байкал, выступая в теледебатах, — проводятся вне конституционного поля и законности. Другими словами, процесс изменения конституции является «гражданским государственным переворотом», и простые граждане этого не замечают.

Важнейшие проблемы, стоящие перед страной, по мнению лидера оппозиции, — это криминализация власти, нарушения законности при борьбе с терроризмом и постоянный поиск заговорщиков вследствие утраты правящей партии своей популярности. Сегодня за нее проголосовало бы немногим более трети избирателей, — констатировал Д. Байкал.

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, комментируя отставку генпредседателя Народно-республиканской партии Д. Байкала, заявил, что «Байкал, даже уходя, решил выпустить свой яд». «Все его обвинения в наш адрес, якобы, это мы устроили эту провокацию являются ложью. Наша партия, в отличии от некоторых, никогда не использовала грязные политические методы. Когда появились эти кадры в Интернете я сразу же поручил соответствующим органам принять необходимые меры, чтобы они были убраны из Интернета. Потому что я всегда придерживался политической этики. Но если Байкал не понял мое отношение к нему, то это его проблема», — сказал Р. Эрдоган.

«Очень и очень прискорбно, что в нашу политическую жизнь внедряются шантаж, грязь и провокации. Это недостойно ни мужчины, ни политика. Подобными методами вы вызываете только презрение у народа. Политика политиком делает народ, а не эти грязные технологии», — заявил газете Milliyet один из патриархов турецкой политики, 9-й президент страны Сулейман Демирель. «Я уже 60 лет в политике. Когда я занимался ею, нынешние политики еще даже не родились на свет. Основными критериями политика должна быть честность, порядочность и ответственность перед народом, а глядя на нынешних политиков мне просто становится плохо. Лучше бы всю свою кипучую энергию они использовали во благо народа, а не поливали друг друга грязью. Скажу откровенно под нашу политическую систему подложена бомба, которая может взорваться в любой момент, и это обстоятельство у меня вызывает тревогу», — подчеркнул С. Демирель.

Премьер-министр Реджеп Эрдоган поручил главе Национальной разведывательной организации, министрам юстиции, связи и внутренних дел провести все необходимые расследования этого дела и доложить о его результатах Д. Байкалу. В свою очередь Д. Байкал призвал своих сторонников готовиться ко всем провокациям, и даже покушениям. «К сожалению наша страна вступила на порог нечестной и грязной политической борьбы и мы должны быть готовы ко всем сценариям», — заявил бывший лидер оппозиции.

23 мая на внеочередном съезде НРП новым, седьмым по счету, генеральным председателем партии избран Кемаль Кылычдароглу. «Несмотря ни на какие препятствия мы преодолеем все сложности, стоящие на нашем пути. Господин премьер-министр начал заниматься сплетнями уже внутри нашей партии. Мы не позволим премьер-министру-сплетнику добиваться раскола НРП. Не надейтесь на это. Мы станем еще сильнее», — сказал К. Кылычдароглу в своем первом выступлении в качестве лидера партии. Он также пообещал своим однопартийцам, что НРП придет к власти и при этом сформирует новое правительство самостоятельно.

Отметим, что его кандидатуру поддержали как влиятельные партийные функционеры НРП, так и все левые политические партии Турции. Однако делать вывод о том, что новому лидеру НРП удастся консолидировать левый спектр турецкого внутриполитического поля преждевременно. Скажется нехватка у К. Кылычдароглу опыта реальной политической работы. Более того, думается, что уже в ближайшее время ему придется столкнуться с затяжной фракционной борьбой внутри своей партии, что безусловно приведет к кадровым потерям и ослабит НРП. Это отвечает интересам правящей ПСР, которая еще более укрепит свои позиции накануне возможных досрочных парламентских выборов.

Важнейшим внутриполитическим событием мая стало завершение в парламенте голосования по вопросу о проекте изменений в Конституции страны. Подготовленный правящей партией Документ предусматривает внесение 29 поправок. «За» проголосовало 336 депутатов, 72 «против». Обнародование итогов голосования вызвало аплодисменты у депутатов Партии справедливости и развития. После одобрения документа со стороны главы государства в течение 60 дней предусматривается проведение референдума. Основные изменения коснутся судебной системы страны.

Сразу по окончанию заседания в парламенте премьер-министр Р. Эрдоган провел закрытое для СМИ собрание фракции своей партии. На заседании премьер-министр выразил благодарность парламентариям и попросил довести до народа суть предложенных изменений. «Те, кто писали сценарии трагедий, сегодня разочарованы. Пусть этот пакет пойдёт на благо нашему народу. Ближайший референдум станет началом новой эпохи для нашей страны», — сказал он.

Интересную статистику обнародовала в мае газета Акшам. За последние семь с половиной лет /период нахождения у власти Партии справедливости и развития/ ряды турецкой полиции пополнили 65 тысяч человек. Число кадровых полицейских составляет сегодня 221 тысячу, а к концу этого года их количество возрастет еще на 17 тысяч человек. Газета замечает, что после того как выпускники университетов получили возможность поступать на службу в полицию, образовательный уровень служителей закона значительно вырос.

По данным Управления безопасности, 82% полицейских сегодня имеют высшее образование, 16% — окончили лицеи и лишь 2% — начальную и среднюю школу, то есть имеют 4-7 классов образования. 6% личного состава полиции составляют женщины. В настоящее время в полицейских школах обучаются 13 тысяч слушателей, а в 11 центрах профессиональной подготовки — около 5 тысяч выпускников университетов. Эксперты, в связи с этим, увязывают этот факт с планами правящей партии и правительства постепенно передать ряд нынешних функций жандармерии полицейским подразделениям, что станет одним из направлений комплексной работы ПСР по ограничению влияния армии на внутриполитические процессы в стране.

44.19MB | MySQL:92 | 1,349sec