Пакистан: успешное завершение военной операции в Оракзае. Что дальше?

В первых числах июня начальник штаба сухопутных войск Пакистана, генерал Ашфаг Первез Кияни в ходе своего визита в Оракзай заявил об «успешном завершении операции». Одновременно официальные лица заявили об уничтожении нескольких десятков баз и укрытий боевиков.

Агентство Оракзай входит в состав Территорий племен федерального административного управления/ ТПФУ/FATA на границе с Афганистаном, где в последние годы происходят постоянные столкновения между федеральными силами пакистанской армии и боевиками. Местная пресса сообщает о значительном количестве тренировочных лагерей, расположенных в полосе пуштунских племен, в которых идет подготовка боевиков и террористов-смертников.

Власти объявили о возможности возвращения населения, покинувшего район боевых действий. Ожидается, что домой должны вернуться более 200 тыс. человек.

Успешное наступление в Оракзае «фактически завершило один из ключевых этапов крупномасштабной военной операции против пакистанских талибов в зоне пуштунских племен», отмечает газета Dawn 02.06.10.

Международные силы содействия безопасности/МССБ в Афганистане, администрация США рассматривают Исламабад в качестве одного из ближайших союзников в борьбе против терроризма как в регионе, так и в мире в целом. Разработанные советниками президента Б. Обамы и Пентагоном стратегии АфПак(а), затем «Стратегический диалог» США–Пакистан, укрепление связей НАТО–Пакистан, военная, экономическая и гуманитарная помощь Исламабаду — это преследует цель, во-первых, сделать Пакистан форпостом на пути отступления талибов Афганистана в горные, соседние с Пакистаном районы в преддверии масштабной военной операции МССБ в самом Афганистане в текущем году; во-вторых, обеспечить безопасную и бесперебойную транспортировку грузов для МССБ через территорию Пакистана; и, в-третьих, способствовать успешному выводу коалиционных войск из Афганистана к июлю 2011 г.

Напомним, что операция в Оракзае — четвертая на северо-западе страны за последние два года, то есть за время пребывания у власти гражданской администрации.

В конце апреля – начале мая 2009 г. регулярные части пакистанской армии развернули полномасштабную военную операцию против боевиков движения «Талибан» в районах долины Сват на севере Пакистана. 17 октября правительственные войска начали широкомасштабную военную операцию в агентстве Южный Вазиристан. Еще не завершив операцию в Южном Вазиристане, они начали боевые действия в агентстве Баджаур ТПФУ, где в январе – феврале с.г. вели бои против боевиков. В частности, бои шли в районе Дамадоле/ Damadola, одном из центров подготовки боевиков, которые незадолго до 2010 г. восстановили свои позиции в агентстве, после того как были вытеснены федеральными войсками в ходе военной операции в августе 2008 – феврале 2009 г.

Вопрос о необходимости проведения военной операции в Оракзае был поставлен начальником штаба сухопутных войск, генералом Кияни еще в конце 2009 г., когда федеральные войска вели военные действия против боевиков в агентстве Южный Вазиристан. Он был продиктован двумя причинами. Во-первых, боевики переместились в соседние, безопасные для них районы. Во-вторых, решение было принято после того, как появилась информация, что 90% террористов-смертников, участвовавших в терактах в Пешаваре, Хангу, Дарре, Адамхеле, Лахоре и других местах, проходят постоянные тренировки в агентстве Оракзай, который стал второй базой для организации «Движение талибов Пакистана»/ Tehrik-i-Taliban Pakistan.

Первоначально военные действия велись с переменным успехом. Но в дальнейшем силы федеральных войск, действовавших в агентстве Оракзай и соседней долине Сват, были усилены за счет переброски дополнительного 140-тысячного контингента, из которого 100 тыс. прибыли из пограничных с Индией регионов.

Решение перебросить войска с пакистано-индийской границы далось армейскому руководству нелегко. Конгресс США отмечал, что «беспрецедентная переброска войск с пакистано-индийской границы и фактически сужение линии войск на пакистано-индийской границе впервые в истории вооруженных сил страны подтверждает тезис о том, что Исламабад наконец начал осознавать опасность, исходящую от боевиков» (Dawn 30.04.10).

Успеху военной операции способствовали массированные авиаудары по целям на территориях агентства. Интенсивность этих ударов была наивысшей в марте с.г., тогда же резко возросло число жертв среди гражданского населения. Пакистанская авиация наносила удары в районах Хадизай/Khadizai и Мамозай/Mamozai региона Верхний Оракзай.

Как подчеркивают аналитики, точечные авиаудары наносились также с целью ликвидации лидеров боевиков; в частности, таким образом погиб шейх Саид аль-Масри вместе с женой и тремя детьми.

Ликвидация лидеров боевиков, как отмечают многие аналитики, представляют собой отдельную тему в антитеррористической кампании. Их физическое уничтожение и аресты были направлены на «обезглавливание» движения талибов. Например, арест весной с.г. Муллы Абдул Гани Барадара, обвиняемого в финансировании боевиков и нападении на транспорт с грузами для МССБ, бесспорно внес определенное замешательство в ряды талибов.

По сообщениям местной печати, пакистанская армия также применяла тактику изоляции отдельных групп боевиков, отрезая им пути отступления. Таким образом, за последние два месяца, по сообщениям местной прессы, в агентстве Оракзай были уничтожены более 900 боевиков. Тем не менее талибы продолжали совершать теракты против гражданских и военных объектов.

Много писалось о национальном составе боевиков. По сообщениям американской прессы, в их группы входили как представители местного населения, так и иностранные наемники, в частности, выходцы из Центральной Азии.

Успеху военной кампании в Оракзае в определенной степени способствовали продолжавшиеся переговоры пакистанских военных со старейшинами племен и ультиматум о прекращении сопротивления до 20 мая с.г. Так, одна из боевых группировок запрещенной организации Лашкар-и Ислам/ Lashkar-e-Islam сложила оружие и возобновила переговоры с представителями правительства.

Военная операция в Оракзае в то же время является прелюдией к планируемой в дальнейшем кампании федеральных сил в агентстве Северный Вазиристан, на чем МССБ настаивают уже на протяжении нескольких месяцев. Таким образом, Исламабад выстраивает своего рода заслон на протяжении всей афгано-пакистанской границы для сдерживания как местных, так и афганских талибов. Остается только вопрос о его эффективности, когда силы МССБ начнут активные боевые действия в Афганистане.

52.22MB | MySQL:103 | 0,569sec