Джирга мира в Афганистане

Состоявшаяся 2-4 июня текущего года в Кабуле Джирга мира по многим параметрам не имеет аналогов в современной истории Афганистана. Впервые вопросы национального примирения рассматривались в рамках столь представительного форума: в нем приняли участие порядка 1600 делегатов из числа религиозных деятелей, парламентариев, провинциальных, в том числе представительных, органов власти, племенных старейшин. Впервые была предпринята попытка (впрочем, как будет продемонстрировано ниже, явно не дотягивающая до уровня, заданного ожиданиями мирового сообщества) перейти от общей концепции примирения и реинтеграции боевиков к выработке конкретных механизмов ее реализации.

Рассмотрим ключевые итоги Джирги, зафиксированные в 16 пунктах ее резолюции. Их, исходя из предмета регулирования, можно условно разделить на три группы.

К первой относятся требования, выдвигаемые Джиргой к боевикам, желающим принять участие в программе национального примирения. Критерием в этом плане выступают отказ от насилия и разрыв связей с «Аль-Каидой» и другими террористическими группировками.

Вторая группа включает в себя меры стимулирования членов вооруженной оппозиции Афганистана к возвращению к мирной жизни. Большинство соответствующих инициатив имеют внутриафганских характер (с точки зрения стороны, несущей ответственность за их реализацию). Речь, в частности, идет об освобождении из национальных и иностранных тюрем в Афганистане заключенных, осужденных на основании недостоверной информации; предоставление бывшим боевикам гарантий безопасности; включение делегата от замирившихся экстремистов в состав Совета мира с его формированием на центральном, провинциальном и уездном уровнях.

Вместе с тем, резолюция ориентируется и на внешнеполитический аспект реализации программы национального примирения. Так, в ней содержится призыв к международному сообществу исключить из санкционного списка Комитета 1267 Совета Безопасности (СБ) ООН членов афганской вооруженной оппозиции, а также способствовать налаживанию диалога властей Афганистана с талибами и их союзниками.

К третьей группе можно отнести общие принципы урегулирования ситуации в Афганистане. В их числе — ускоренное наращивание боеспособности афганских вооруженных сил и передача им ответственности за проведение военных операций в Афганистане; обеспечение снижения потерь среди мирных жителей и прекращения практики необоснованных обысков жилых домов.

При всей несомненной важности Джирги мира как форума для «обкатки» аспектов правительственной программы миры и реинтеграции она, в отсутствие делегатов от талибов и их союзников, так и не стала площадкой для отработки согласованных с представителями вооруженной оппозиции параметров инициативы по национальному примирению. Разумеется, в первую очередь, это объясняется резко негативным отношением руководства талибов и их союзников к попыткам начать диалог без выполнения основного требования экстремистов о выводе иностранных войск с территории Афганистана.

Вместе с тем, диалог в рамках Джирги вряд ли отвечал бы интересам самого Х.Карзая. Участие в указанной встрече представителей талибов и, тем более, достижение на ней согласованных обеими сторонами договоренностей означало бы для Президента Афганистана принятие на себя существенных обязательств по осуществлению не декларативных, а конкретных шагов в рамках программы национального примирения. Это существенно повысило бы для него политические риски: в отсутствие собственных реальных возможностей по обеспечению выполнения реинтеграционных мероприятий и принуждению к соответствующим действиям со стороны вооруженной оппозиции Х.Карзай был бы вынужден обращаться за содействием к международному сообществу, дав таким образом основания для обвинений в свой адрес в недостаточной эффективности на высшем государственном посту Афганистана.

Таким образом по сути декларативный характер резолюции Джирги мира позволяет Х.Карзаю, с одной стороны, продемонстрировать поддержку афганской общественностью его подходов к национальному примирению и, в более широком плане, стабилизационной программе в Афганистане, а с другой – оставить себе поле для маневра на случай непредвиденного развития событий.

Как представляется, с таких же позиций афганское Правительство будет исходить и в ходе запланированной на 20 июля Кабульской международной конференции по Афганистану, в рамках которой предполагается обсудить итоги Джирги мира и перспективы национального примирения в этой стране.

Нельзя при этом исключать того, что США и их союзники постараются в рамках указанного форума добиться от афганской стороны конкретного плана действий на реинтеграционном треке, что стало бы существенной предпосылкой (в качестве свидетельства продвижения Кабула на замирение с боевиками) для реализации стратегии ухода натовцев и их союзников по Международным силам содействия безопасности из Афганистана.

Однако даже в случае осуществления таких устремлений они, по крайней мере, до смены руководства экстремистов, не смогут сколько-нибудь значимо «связать руки» Х.Карзаю. Уже отмеченная оппозиция со стороны талибов и их единомышленников позволит афганскому лидеру в случае проблем с продвижением программы реинтеграции выставить боевиков в качестве основной причины «пробуксовки» процесса стабилизации обстановки в Афганистане.

52.26MB | MySQL:103 | 0,580sec