Развитие отношений Туниса и ЕС. Часть 2

Для ЕС оттеснение гражданских свобод и свободы на второй план в стремлении к стабильности и безопасности проблематично по целому ряду причин.

Несмотря на снижение числа джихадистских атак в Тунисе за последние два года, а также на то, что потенциал и эффективность тунисского сектора безопасности улучшились с 2015 года, широко распространенные злоупотребления со стороны полиции и другие случаи жестокого обращения по-прежнему хорошо задокументированы. Недавно после нападения на синагогу в Грибе вновь вспыхнули дискуссии о влиянии и эффективности «реформ» сектора безопасности, принятых в последнее десятилетие. По мнению местных экспертов и СМИ, реформа сектора безопасности отвлекла важнейшие ресурсы, которые должны были быть направлены в другие приоритетные сектора, такие как здравоохранение и образование.

Дополнительной проблемой является высокая степень переполненности тунисских тюрем, некоторые из которых заполнены почти на 200 %. В таких условиях и при отсутствии адекватных реабилитационных услуг тунисские тюрьмы становятся инкубаторами джихадизма.

Кроме того, в условиях растущей политизации и инструментализации антитеррористических мер и законодательства для ареста и преследования политических оппонентов ситуация может привести к тому, что тунисцы начнут считать судебную и тюремную системы страны нелегитимными, как это было в прошлом, что позволит джихадистским движениям расти на местах, что в свою очередь создаст гораздо больший резерв будущих рекрутов для террористических атак в Тунисе и за рубежом.

Кроме того, вопросы миграции и мобильности всегда находились в центре дискуссий между ЕС и Тунисом. Масштабы этой проблемы усугубились в результате череды переворотов в Африке, вызвавших новые волны перемещения и миграции. ЕС в значительной степени полагается на Тунис, страну как происхождения, так и транзита, в деле сдерживания миграции, что объясняет шквал визитов европейских лидеров в прошлом году. В завершение этих усилий, предпринятых при посредничестве нескольких столиц, в июле 2023 года правительство Туниса подписало Меморандум о взаимопонимании с ЕС, после чего в Риме состоялась Международная конференция по развитию и миграции.

Соглашение охватывает пять областей: экономическое развитие; инвестиции и торговля; переход к «зеленой» энергетике; контакты между людьми; миграция и мобильность. В соответствии с соглашением, которое с большим трудом удалось заключить Европейской комиссии, ЕС предоставит Тунису средства в обмен на ужесточение пограничного контроля. Блок объявил, что ЕС обязался предоставить Тунису 100 млн евро на 2023 год для усиления пограничного контроля, поисково-спасательных операций на море и мер по борьбе с торговлей людьми, чтобы сократить число прибывающих из страны, а также готов предоставить Тунису более 1 млрд евро в области торговли, инвестиций и энергетического сотрудничества.

Однако остаются некоторые вопросы относительно характера, действия и потенциальной даты истечения срока действия Соглашения. Прежде всего, до ратификации Европейским парламентом Меморандум остается лишь политической декларацией и не имеет юридической силы. Более того, из-за внутренних разногласий по Пакту, а также из-за опасений по поводу соблюдения основных прав, Европейский омбудсмен (ЕО), орган ЕС, которому поручено расследовать жалобы на плохое управление со стороны институтов ЕС или других органов ЕС, 13 сентября 2023 года принял решение начать расследование «о том, как Европейская комиссия намерена гарантировать соблюдение прав человека в контексте Меморандума о взаимопонимании между ЕС и Тунисом». Хотя омбудсмен не имеет права принимать юридически обязательные решения, он сохраняет за собой право высказывать критические замечания и составлять рекомендации.

Более того, из-за использования Германией политических условий для поощрения Туниса к (повторному) установлению демократии и прав человека, а также из-за двусмысленной позиции Франции, которая отсутствовала на переговорах и при подписании, соглашение фактически может быть признано недействительным: По мнению юридической службы Совета ЕС, Европейская команда и Комиссия, похоже, превысили свои полномочия, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выразил «непонимание государств-членов в отношении односторонних действий Комиссии по заключению этого [меморандума о взаимопонимании] и обеспокоенность некоторым его содержанием».

Некоторые вопросы остаются и в отношении взаимных обязательств сторон, в частности, есть ли у Туниса желание и возможности обеспечить выполнение соглашения, особенно когда речь идет об обязательстве Туниса принимать обратно нелегальных мигрантов, не являющихся гражданами Туниса, и сможет ли Европейская комиссия выполнить свои финансовые обязательства. В частности, для облегчения реализации Меморандума о взаимопонимании 22 сентября Комиссия объявила о выделении 60 млн евро в качестве бюджетной поддержки для предотвращения обвала государственных финансов страны, а также о предоставлении пакета оперативной помощи по вопросам миграции на сумму около 67 млн евро. Эти средства будут распределены между береговой охраной и военно-морскими силами Туниса, которым будут предоставлены поисково-спасательные суда, транспортные средства и другое оборудование, и международными организациями, работающими с мигрантами, такими как Агентство ООН по делам беженцев и МОМ. Комиссия, однако, не уточнила, как будет распределяться финансирование между соответствующими субъектами.

56.04MB | MySQL:117 | 0,700sec