После нападения на Израиль 7 октября 2023 г. из сектора Газа ЦАХАЛ наносит удары по анклаву. По данным на 12 мая 2024 г., по израильской территории было выпущено более 13 000 ракет. В результате атаки ХАМАСа погибли 1 559 человек, 14 989 ранены, 132 удерживаются в качестве заложников в секторе Газа. В ходе столкновений погибли 620 израильских военнслужащих[i]. С момента окончания перемирия 1 декабря израильская армия продолжила бомбить различные районы сектора Газа. На данный момент (с 7 октября) в анклаве погибли более 35 034 палестинцев, из них 70% – женщины и дети, раненых – 78 755 чел., тысячи числятся пропавшими без вести[ii].
Посол США в Израиле Джек Лью заявил СМИ, что «по сути ничего не изменилось в основе отношений» между Израилем и США — несмотря на то, что администрация президента США Джо Байдена решила на прошлой неделе отложить поставку в Израиль тяжелых бомб для крупного наступления ЦАХАЛа на Рафах на юге сектора Газа. При этом посол отметил, что американская военная помощь Израилю увеличилась с тех пор, как в секторе Газа началась война, и подчеркнул, что с тех пор США задержали только «один комплект боеприпасов», а «все остальное продолжает поступать». По его словам, обеим сторонам «необходимо продолжать обсуждать» вопросы, связанные с применением «бомб большого калибра, тяжелых бомб, особенно когда существует вероятность их применения в густонаселенных городских районах». По его мнению, «ошибочно думать, что в отношениях что-то принципиально изменилось».
Комментируя слова президента США Дж.Байдена о том, что «он не считает хорошей идеей проводить массированную наземную кампанию в густонаселенном районе», Дж.Лью отметил, что президент ясно дал понять, что Израиль пока не участвовал в крупной наземной операции в Рафахе, против которой выступают США. На сегодняшний день операция в Рафахе «не перешла ту грань, за которой начинаются наши разногласия. Я надеюсь, что у нас не возникнут настоящие разногласия».
Ведущая новостного канала Йонит Леви спросила посла, действительно ли Байден сказал: «Остановите войну и не свергайте ХАМАС». Дж.Лью на это ответил — США с самого начала войны подчеркивали, что Израиль несет ответственность за защиту невинного гражданского населения. На вопрос, остается ли целью войны ликвидация ХАМАСа, он ответил, что США «никогда бы не использовали такие выражения». «Задача состоит в том, чтобы нанести ущерб ХАМАСу до такой степени, чтобы он больше не представлял собой угрозу», — сказал Дж.Лью. «Мы последовательно заявляли, что ХАМАС не должен быть ни политическим, ни руководящим органом. Это не значит, что вы должны уничтожить всех его членов». По его словам, США «никогда не говорили, что преследовать четыре батальона», которые ХАМАС дислоцирует в Рафахе, не является законной целью. «Мы сказали, что есть лучший способ сделать это», в том числе посредством «целевых операций».
Отвечая на критику, в том числе со стороны Демократической партии США, того, что отказ Байдена от поставок ЦАХАЛу оружия потворствует крайне левым и помогает врагам Израиля, Дж.Лью отметил, что Белый дом только что одобрил продолжение военной помощи. Причем это было сделано, несмотря на опасения, что некоторые виды американского оружия могут быть использованы в случаях, несовместимых с международным гуманитарным правом. Он подчеркнул, что позиция госсекретаря США Энтони Блинкена заключается в том, что «не будет никаких перерывов в американской помощи Израилю». По мнению посла, «это имеет огромные последствия». В виду критики такого решения, посол, тем не менее, считает его правильным. А израильтянам он посоветовал «не смотреть на это в контексте задержки одной партии тяжелых бомб. На это нужно смотреть в более широком контексте»[iii].
Джеральд М. Стайнберг (почетный профессор политологии в Университете им. Бар-Илана, президент неправительственной организации «Монитор» и один из авторов книги «Менахем Бегин и мирный процесс между Израилем и Египтом: между идеологией и политическим реализмом») пытается разобраться в причине того, что многие назвали «худшим кризисом за последние десятилетия». Причину блокирования президентом Байденом поставок критического оружия Израилю, чтобы остановить наступление на Рафах, и угрозы заморозить другое «наступательное оружие», он не видит в беспокойстве по поводу жертв среди гражданского населения и голода, ожидаемого в результате полномасштабного израильского нападения и осады южной части сектора Газа. Он также не считает, что Байден испугался студенческих антиизраильских протестов.
Позицию Белого дома Дж. М. Стайнберг объясняет тщательно спланированной стратегией под названием «Большая сделка для Ближнего Востока». По его мнению, этот сценарий вынашивался администрацией США в течение нескольких месяцев. Основные его элементы включают приверженность палестинской государственности и завершение конфликта; полный вывод израильских войск с Западного берега р. Иордан и официальное мирное соглашение между Саудовской Аравией и Израилем, соотносимое с «Авраамовыми соглашениями». По словам Дж. М. Стайнберга, «Байден и госсекретарь Блинкен стремятся к дипломатическому эквиваленту полета на Луну, Нобелевской премии мира и, не случайно, к победе на ноябрьских выборах. Сценарий перерисовки карты написал Том Фридман, опытный обозреватель New York Times, который десятилетиями продвигал подобные версии».
Ситуацию в Рафахе Дж.М.Стайнберг называет тупиковой в виду того, что «прекращение огня не позволяет Израилю полностью победить и искоренить ХАМАС как доминирующую палестинскую террористическую организацию и правящую силу в Газе». Большую проблему он видит в том, что «весь сценарий построен на основе принятия желаемого за действительное, а не истории и политического реализма. Точно так же триумфальный «мирный» план Осло 1993 г. был основан на тех же иллюзиях и закончился катастрофой, известной как Вторая интифада, в которой более 1000 израильтян были убиты в результате массовых терактов, а еще тысячи погибли на палестинской стороне. Оказалось, что Ясир Арафат и ООП, а также лидеры ХАМАСа никогда не верили в «общие интересы», которые считались само собой разумеющимися оптимистично настроенными израильтянами и администрацией Клинтона».
По мнению Дж.М.Стайнберга, для ХАМАСа замораживание поставок оружия, обострение конфликта между США и Израилем, а также прекращение огня на их условиях является огромным подарком, включая продолжение использования израильских заложников для новых уступок. Он считает, что «пропагандисты ХАМАСа, в том числе университетские группы в США, интерпретируют замораживание Байденом поставок оружия как великую победу, что поощряет этих активистов продолжать и наращивать кампанию хаоса и ненависти».
Предполагается, что за всем этим «внимательно наблюдает Иран и его приспешники, которые также считают, что эти события ослабляют возможности ЦАХАЛа использовать свое военное превосходство в наступлении». Присутствие отрядов «Хизбаллы» на юге Ливана означает, что около 50 000 израильтян, которые были эвакуированы из своих домов после 7 октября, останутся в статусе «перемещенных лиц». По словам Дж. М. Стайнберга, «в Тегеране лидеры режима черпают силу из весьма очевидных американских ограничений, наложенных на Израиль, в том числе после иранской ракетной атаки в ночь на 13 апреля. Таким образом, вместо поощрения сдержанности и сотрудничества, как это предусматривает сценарий мечты, скорее всего произойдет усиление нестабильности и насилия. Как и в случае с Осло, когда это произойдет, Байден, Блинкен и другие уйдут».
Дж. М. Стайнберг считает, что большинство израильтян понимают огромный разрыв между оптимистическими сценариями мечтателей и политическим реализмом. Он вспомнил лишь один случай в истории Израиля, когда реализация компромисса «земля в обмен на мир» и уход израильских военных с оккупированных территорий действительно закончился миром — 1979 г., когда израильский премьер-министр Менахем Бегин и египетский президент Анвар Садат заключили мир, который длится уже 45 лет. Допускается, что это произошло по той причине, что цели Садата, в отличие от ХАМАСа и других организаций, ограничивались возвращением территорий, утраченных в войне 1967 г.
По мнению Дж. М. Стайнберга, в Израиле даже самые ярые критики Б.Нетаньяху знают, что отказ в боеприпасах, чтобы не допустить проникновения ЦАХАЛа в Рафах, и признание виртуального палестинского государства не положат конец 76 годам палестинского неприятия еврейского государства. Наоборот, он утверждает, что решимость атаковать Израиль будет возрастать, сопровождаясь иранской поддержкой. Добавление саудовско-израильского мирного пакта не изменит эту реальность.
Дж. М. Стайнберг уверен, что мир между Израилем и палестинцами наступит только тогда, когда ожидания будут в рамках политического реализма. До тех пор «Израиль под руководством Б.Нетаньяху и того, кто придет ему на смену, будет делать все необходимое для защиты своих граждан»[iv].
[i] Real-time Updates / INSS. 12.05.2024. https://www.inss.org.il/he/publication/war-data/
[ii] Scores of civilians killed, others injured in Israeli bombardment of northern Gaza // Wafa. 13.05.2024. https://english.wafa.ps/Pages/Details/144036
[iii] US envoy denies ties with Israel have changed: Only ‘1 set of munitions’ held back // The Times of Israel. 13.05.2024. https://www.timesofisrael.com/us-envoy-denies-ties-with-israel-have-changed-only-1-set-of-munitions-held-back/
[iv] Biden’s ‘Grand Bargain’ illusion starts at Rafah // The Jerusalem Post. 09.05.2024. https://www.jpost.com/international/article-800596