О разработке турецкой оборонной промышленностью нового образца минного оружия

Ресурс Naval News сообщает, что на оборонно-промышленной выставке Defence Services Asia 2024 (DSA-2024), проходившей с 6 по 9 мая 2024 года в столице Малайзии Куала-Лумпуре, турецкая компания Koç Savunma (в составе частного холдинга Koç) представила новую морскую донную неконтактную мину Malaman, созданную в интересах ВМС Турции[i]. Мина Malaman впервые была представлена на оборонно-промышленной выставке IDEF-2023 в Стамбуле, а на DSA-2024 представитель компании-разработчика заявил, что мина «успешно завершила этап функциональной демонстрации», включая реальный взрыв в море в феврале 2024 года. В настоящее время Malaman «проходит процедуры окончательной приемки» и будет готова достичь статуса серийного производства и начальной эксплуатационной готовности в ближайшие месяцы.

Мина разработана Koç Savunma в партнерстве с турецким оборонным институтом TUBITAK SAGE и компанией МКЕ, отвечающей за производство ее взрывчатого снаряжения. Мина может ставиться с надводных кораблей (с минных тележек), подводных лодок (из 533-мм торпедных аппаратов) и самолетов (в том числе с применением модуля планирования и коррекции). Мина имеет массу более 600 кг, длину более 1800 мм, диаметр 533 мм и глубину постановки более 100 м. Мина оснащена комбинированным электронным взрывателем с магнитным, акустическим, вибрационным и гидродинамическим каналами, возможностями классификации целей и программирования под них, прибором кратности, акустическим датчиком «свой-чужой». Мина может оснащаться специальным кожухом для ее гидролокационной и визуальной маскировки на морском дне. Для авиационного применения мина может совмещаться с разработанным Koç Savunma совместно с TUBITAK SAGE и МКЕ универсальным модулем планирования и коррекции UÇA, который обеспечивает заявленную дальность сброса с самолета с большой высоты до 70 км от места постановки.

Морские мины, оружие, часто недооцененное в современном военном контексте, имеют важное значение в истории военного дела. Они были и остаются угрозой для всех типов морских судов, от небольших катеров до гигантских авианосцев. Морские мины впервые стали широко использоваться во время Гражданской войны в США в 1860-х годах. Изначально они были сравнительно простыми устройствами, заполненными взрывчаткой и оснащенными механическими спусковыми крючками. С тех пор, как они стали популярными, их дизайн и функциональность значительно усовершенствовались. Современные морские мины несравнимо сложнее своих предшественников. Они часто оснащены разнообразными сенсорами и механизмами, позволяющими обнаруживать, опознавать и взрывать только конкретные цели, которые могут быть обнаружены с помощью активного или пассивного зондирования звуковыми волнами, магнитных аномалий, давления или комбинации из них.

Как известно, комбинация технологий в сфере оборонной промышленности Турции уже привела привела к созданию UÇA, управляемой морской мины, способной создавать «эффект неожиданности» на поле боя. Этот разработка была представлена на 16-й Международной выставке оборонной промышленности (IDEF 2023). Проект UÇA был начат компаниями Makine ve Kimya Endüstrisi AŞ, Koç Savunma и TÜBİTAK SAGE на собственные средства. Он предполагает преобразование бомб общего назначения типа MK-84 в ударные морские мины путем интеграции комплекта управляемых крыльев GÖKÇE (KGK) и умного модуля для обнаружения целей и запуска мины. С использованием национальных технологий Турции, проверенных на практике, GÖKÇE KGK и бомбы серии MK превращаются в системы, способные лететь на значительные расстояния от точки запуска и обеспечивающие точные удары по целям. Благодаря аэродинамическим характеристикам и возможностям UÇA, самолеты и ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) смогут дистанционно заминировать выходы и маршруты прохода вражеских морских баз, минимизируя риски для себя.

Морские мины UÇA, разработанные полностью на основе отечественных и национальных ресурсов Турции, являются кандидатом на звание первой в мире умной морской мины большой дальности. Она будет перевозиться военно-воздушными платформами, способными нести бомбы общего назначения MK-84, такими как F-16, F-4, Bayraktar AKINCI, AKSUNGUR. Мина UÇA будет сбрасываться с больших высот и на больших скоростях, а затем с помощью планерного полета приближаться к точке минирования.

Обладая функцией поглощения радиоволн, мина UÇA сможет попасть в море у цели, оставаясь незамеченной для радаров. Благодаря акустическому поглощающему покрытию, она сможет установиться на морском дне и ожидать целевой корабль, оставаясь незамеченной для подводных сонаров.

Морская мина UÇA будет выполнять функции эффективного управляемого стратегического боеприпаса с помощью сенсоров, позволяющих обнаруживать и классифицировать цели по акустическим и магнитным параметрам, а также по давлению, ограничивая операции вражеских кораблей и подводных лодок. Мина будет оснащена подводной акустической системой определения «свой-чужой» (IFF), что может сделать её чрезвычайно опасной.

Морские мины являются средством обороны, так как их главное назначение – обеспечение безопасности территориальных вод страны, преграждая врагу путь к стратегически важным объектам. Они дешевы, просты в изготовлении и эффективны, что делает их привлекательным выбором для многих стран, особенно тех, у которых меньше военных ресурсов. Тем не менее, в контексте турецкой разработки, подобные мины, вполне вероятно, являются уже оружием нападения, что не может не вызывать беспокойство. Так как текущие характеристики данного вооружения указывают на тот факт, что обнаружить и поразить его будет весьма сложно.

[i] https://www.navalnews.com/naval-news/2024/05/dsa-2024-camouflaged-smart-sea-mine-from-turkiye/

55.7MB | MySQL:116 | 0,634sec