Разворот на Восток: насколько Россия преуспела в возвращении позиций на Ближнем Востоке и в Африке

Чтобы начать разворот России на Восток, нужно было сначала завершить поворот на Запад, который был начат на закате существования СССР Горбачевым-Шеварднадзе-Яковлевым, и успешно завершен в 1990-е годы командой Ельцина-Чубайса-Козырева. Бомбардировки НАТО Югославии в 1999 году и американская оккупация Ирака в 2003 году показали, что, несмотря на все уступки Москвы одностороннего плана, Запад во главе с США и Великобританией и их союзниками по НАТО не собирается учитывать интересы России в мировых и региональных делах.  20 лет назад, 29 марта 2004 года, произошло очередное расширение НАТО: к организации присоединись сразу семь стран бывшего социалистического лагеря, среди которых были три бывших советских республики – Литва, Латвия и Эстония. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал тогда это решение «ошибочным шагом на пути укрепления европейской безопасности». Вот и вся реакция того времени на расширение НАТО на Восток. Суть позиции России тогда заключалась в том, чтобы запустить некий переговорный процесс по созданию новой архитектуры европейской безопасности. Однако сделать это не удалось: вскоре случилось не менее масштабное увеличение числа стран-членов Европейского союза (ЕС), а затем начались массовые протесты на Украине, в результате которых к власти пришел сторонник евроатлантического курса Виктор Ющенко. Произошел геополитический сдвиг. Отсюда – заявление президента В.В.Путина об однополярности мировой политики на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году.

Разворот на Восток, в том числе возвращение к активной политике на Ближнем Востоке и в Африке, начался, правда, несколько позднее. Видимо, еще сохранялись иллюзии относительно Запада. Скорее всего можно говорить о времени после крымской «весны» 2014 года, когда РФ исключили из большой «восьмерки», и крушения надежд на то, что антиглобалист Дональд Трамп вернет в нормальное русло отношения США с Россией.

Именно тогда начинаются активные действия России по восстановлению позиций на Ближнем Востоке и в Африке. Сначала неприятие волны «цветных революций» в арабском мире, правда весьма робкое, хотя можно было применить право вето в СБ ООН в отношении Ливии, а затем, уже в 2015 году, и направление группировки российских войск в Сирию на помощь правительству Б.Асада, которого вот-вот могли снести радикальные исламистские группировки при поддержке Запада и ряда монархий Персидского залива, прежде всего Катара. Одновременно началось наращивание торгово-экономического и военно-технического сотрудничества с арабскими странами и Ираном. И что весьма важно – координация действий со странами ОПЕК, прежде всего Саудовской Аравией, в рамках формулы «ОПЕК +». Временем возвращения в Африку можно условно назвать 2018 год, когда в ЦАР стали прибывать инструкторы российской ЧВК «Вагнер» для подготовки вооруженных сил этой страны и обеспечения безопасности ее президента Ф.-А.Туадеры. Естественно, начались и поставки туда российского легкого оружия по согласованию с СБ ООН. Затем прошел первый саммит «Россия-Африка» осенью 2019 года, и далее многочисленные визиты министра иностранных дел России С.В.Лаврова в африканские страны, где никто из российских глав внешнеполитических ведомств не бывал ни разу. Затем прошел и второй саммит «Россия-Африка» в Санкт-Петербурге в июле 2023 года, но уже не столь значимый с точки зрения приезда туда руководителей африканских государств.

Представим нашу оценку того, насколько все это стало успешным по состоянию на сегодняшний день. Факты и цифры. Не более того. Начнем с наиболее важного для России в политическом плане –  специальной военной операции (СВО) на Украине. По итогам голосования в ООН ясно – большинство африканских стран не голосуют против антироссийских резолюций по Украине, предпочитая поддерживать западные проекты, либо воздержаться. Теперь об экономике. Торговый оборот России со всей Африкой в 2023 году достиг 23,5 млрд долл. Увеличение налицо. Но… С Турцией у Африки 33 млрд долл., с США (которым Африка не очень интересна, разве что с точки зрения противодействия Китаю и поддержки слабеющей Франции) – 76 млрд долл., с КНР – 142 млрд долл., с ЕС – 228 млрд долл.. При том, что значительная часть торговли приходится на внутриафриканский товарооборот. То есть 2-3 % в лучшем случае от общего торгового оборота Африки. При этом интересен другой показатель, а именно – как географически распределятся эта торговля. Снова только цифры: 5 млрд долл. – Египет, 3,5 млрд долл. – Алжир, 1,6 млрд долл. – Марокко, 480 млн долл. – Тунис. А ведь есть еще Ливия и Судан. То есть более 50% торговли с Африкой приходится на арабские страны африканского континента. Тогда как со странами южнее Сахары цифры такие: Сенегал – 1.2 млрд долл., ЮАР – 1,15 млрд долл., Нигерия – 960 млн долл. Ну и далее по убывающей. А арабский мир – это все-таки нечто другое, и с ним у России несколько иные отношения. Тут тоже интересны цифры. На ОАЭ, которые стали основным торговым партнером РФ в арабском мире, теперь приходится 11, 5 млрд долл. Но, поскольку эмиратские товары Россия почти не покупает, а Эмираты покупают в России с/х продукцию, древесину и т. д., то ясно, что скорее всего речь идет о «сером импорте» в РФ из ОАЭ продукции третьих стран. Что касается самой богатой и весьма крупной арабской страны – Саудовской Аравии, играющей огромную роль в ближневосточной и мировой политике, то объем торговли с ней достиг всего 1,4 млрд долл. КСА покупает пшеницу, ячмень, подсолнечное масло, кукурузу, мясо, в том числе мясо птицы и т. д., а РФ – финики, кондитерские изделия, ракообразные и т. д. Нет смысла сравнивать Россию с такими партнерами Саудовской Аравии как Китай, ЕС, США и Индия, на которые приходятся сотни млрд долл. объема торговли в королевством. То есть доля России – менее 1%. Можно упомянуть еще такие арабские страны как Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Кувейт, Оман, Бахрейн и Катар, но там, если наберется в общей сложности 1-1,5 млрд долл., то уже хорошо.

О структуре российских поставок на Ближний Восток и в Африку нет смысла писать много. Зерно, минеральные удобрение, продукция военного назначения (ПВН), нефтепродукты, и прочти полное отсутствие машино-технической продукции.

Россия, как с свое время СССР, не строит в регионе крупные предприятия и объекты инфраструктуры типа Хелуанского металлургического комбината и Асуанского гидротехнического узла в Египте, Ходжарского металлургического завода в Алжире, металлургического комбината в Нигерии, Евфратской плотины в Сирии, крупного цементного завода в Мали, крупного морского порта в Бербере в Сомали т. д. Российские компании, как и западные, работают в основном в сфере добычи сырьевых ресурсов – нефть, алмазы, золото, платина, редкоземельные металлы. На сегодня имеется только один крупный объект – строительство АЭС в Ад-Дабаа (Египет) из 4 энергоблоков. Но строительство на 85% финансируется за счет государственного кредита России на сумму 25 млрд долл. В свое время Египет погашал кредиты СССР проставками апельсинов, картошки, лука, табачных изделий, а как будет на этот раз? Ну и справедливости ради можно упомянуть успешную работу РУСАЛа в Гвинее.

Отсюда логично вытекает и реальная политическая роль России на Ближнем Востоке и Африке, которая не может быть оторвана от экономики. Москва практически не участвует в решении политического кризиса вокруг сектора Газа, разве что провела контакты с ХАМАС и Катаром не на самом высоком уровне. От урегулирования палестинской проблемы российская дипломатия отрезана. Разве что обсуждение ее в гипотетическом плане с арабами на двустороннем уровне. Йеменский кризис и пути его прекращения тоже не в повестке России. Там ключевые игроки Иран, США, Саудовская Аравия, ОАЭ  и т. д. При этом Москва поддерживает официальные отношения с международно признанным правительством в Адене, хотя симпатии явно на стороне непризнанного правительства в столице страны Сане во главе с хуситскими повстанцами.

Похожая ситуация и с Ливией, где посольство России находится в Триполи при прозападном ПНС, а российским основным партнером в Ливии являются парламент и командование Ливийской национальной армии в Бенгази. Там же базируются и представители российского  «Африканского корпуса». То есть вероятность столкновения с прозападными частями ливийской армии в западной части страны и турецким контингентом там же. При этом «наследник» командующего ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара бригадный генерал Халед Хафтар одинаково тепло встречается как с российским послом, так и главой американской дипмиссии. Не забывает он и о турках.

В Судане РФ поддерживает командующего суданской армией генерала Абдель-Фаттаха аль-Бурхана, временного главу страны, тогда как многие страны, включая ОАЭ, а также остатки ЧВК «Вагнер», на стороне СБП ( мятежные Сил быстрой поддержки). Зато у Москвы стабильно хорошие отношения с одним из самых давних партнеров в арабском и африканском мире – Алжиром, особенно после визита туда президента В.В.Путина в 2006 году, во время которого были подписаны многомиллиардные контракты по ВТС и гражданском секторе.

С африканскими конфликтами и проще, и сложнее. Когда глава ЧВК «Вагнер» Е.Пригожин работал в ЦАР, то во многом благодаря этому в стране было достигнуто соглашение о национальном примирении, а затем подавлен антиправительственный мятеж в 2021 году. Хотя, как известно, оборона, безопасность и внешняя политика – прерогатива государства, а не частных бизнесменов. При всей неоднозначности этой фигуры, его энергия, когда она направлялась в правильное русло, приносила пользу России. Но затем головокружение от успехов привело к тому, что он поднял мятеж на юге России против законных властей страны, что плохо закончилось для него лично. Видимо, Африка уже показалась ему недостаточной для удовлетворения собственных амбиций.

Зато успехи ЧВК «Вагер» в ЦАР дали пример военным в соседних странах Сахаро-Сахельской зоны – Мали, Буркино-Фасо и Нигера, где произошли перевороты под пророссийскими лозунгами и символикой ЧВК «Вагнер». Хотя Россия не имела к этому никакого отношения, и, как завил президент В.В.Путин в марте с. г. в интервью телеведущему Д.Киселеву, «мы не лезли в Африку и не выталкивали Францию оттуда». Но многочисленные визиты в эти страны руководителей МО РФ, включая арестованного уже бывшего заместителя министра обороны Т.Иванова, вызывают вопросы. Тем более после недавнего прибытия в Буркино-Фасо и Нигер групп российских то ли военных, то ли инструкторов из «Африканского корпуса». А также сообщений о том, что российские инструкторы вместе с подразделениями малийской армии заходили на территорию Мавритании. Основной вопрос – а зачем РФ это все нужно?  Врагов у России там нет. Интересов тоже. Регион Сахеля не имеет выхода к морю, далеко от границ НАТО, минеральных ресурсов там мало. Его страны слишком бедные, и тянуть их за счет российского бюджета, как это делала Франция и надорвалась, да еще в условиях СВО, несколько накладно. Разве что позлить президента Франции Э.Макрона? Но тогда это противоречит словам российского президента, который одновременно является главнокомандующим Вооруженных сил РФ. А тут еще некий российский социолог М.Шугалей, тесно сотрудничавший с ЧВК «Вагнер», засветился на недавних выборах в Чаде. То есть появляется еще одна страна Сахеля для «Африканского корпуса» и вагнеровцев? Опять вопрос – зачем? Ведь в Африке есть давние и в свое время надежные партнеры России, причем довольно крупные, важные и богатые страны – ЮАР, Ангола, Мозамбик. Может, стоило бы сделать так, чтобы они  не дрейфовали в сторону Запада?

И возвращаясь опять на Ближний Восток. Есть еще две крупных и важных страны этого региона, причем в непосредственной близости от России – Турция и Иран. С Турцией торговый оборот уже 60 млрд долл. Фактически второй, либо третий партнер РФ в Азии. Но в последнее время наблюдается некоторое политическое охлаждение с Анкарой. Российским гражданам там становится все труднее из-за вводимых местными властями ограничений. Да и турецкие БПЛА «Байрактар» и другая военная техника активно используются Украиной против российской армии в СВО.

С Ираном торговый оборот на сегодня – 4 млрд долл. Упал за год почти на 1 млрд. долл. А ведь Иране по численности населения и размеру территории не меньше Турции. А тут еще гибель президента Эбрахима Раиси, который во многом стоял за особые отношения с Россией.

Ну и весьма интересный вопрос – транспортные коридор из Европы в Азию, чтобы сократить путь через Суэцкий канал и Красное море, а также вокруг Африки. Российская версия с участием Ирана явно буксует уже лет 30. Зато за этот период возникла китайская версия, где для России отводится второстепенная роль. А тут еще вариант его прохождения из Индии через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и далее в Израиль, откуда уже в Европу. России там вообще нет места. Из-за конфликта в секторе Газа он пока завис. Но ведь это ненадолго. А ведь это – мега-проект, благодаря которому можно заработать не десятки, а сотни миллиардов долларов? Может быть, стоит все-таки заниматься такими вот проектами, а не посылать по 100-200 человек то ли военных, то ли инструкторов ЧВК, защищать местных африканских деятелей? Тем более что через день после прибытия в Нигер российских военных и оружия 12 апреля с. г. Китай подписал контакт в Ниамеем на поставку КНР нефти на 400 млн долл. То есть российские  военные там защищают экономические интересы Пекина? Как в ЦАР, где россияне спасали режим Ф.А.Туадеры, а наиболее выгодные контракты на добычу алмазов, золота и вырубку ценных пород черного и красного дерева получали китайцы.

Как представляется, действия России на международной арене должны приносить стране конкретную пользу, в том числе материальную, а не втягивать Москву в новые конфликты. Есть о чем подумать.

55.77MB | MySQL:116 | 0,735sec